В п т б шшл ?5lf;-5i"ptff?l чг'уп^ uho;;;u! syi;»!
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
408077
С©тика Советских
Сэциапистимеских
Респубпик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 28 11.1972 (№ 1750278/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 10.Х11.1973. Бюллетень № 47
Дата опубликования описания 6.И,1974
М. Кл, F 16d 33/08
Гвеударственный квинтет
Севетв Министрав СССР ао делам изееретений и аткрытнй! УДК 621.825-585.22 (088.8)
Авторы изобретения
А. Я. Кочкарев и В. Л. Плешанов
Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М. И. Калинина
Заявитель
ГИДРОДИ НАМ И ЧЕСКАЯ МУФТА
Изобретение относится к гидродинамическим передачам, в частности к гидродинамическим муфтам.
Известны гидродинамические муфты, содержащие насосное колесо и турбину, внешний тор которой на выходе имеет профилированный выступ.
Внешние характеристики таких муфт имеют провал при больших нагрузках, а при регулировании изменением заполнения имеет место неустойчивая работа системы.
Предлагаемая муфта в отличие от известных имеет соотношения размеров, определяющих профиль внешнего тора на выходе из турбины, отвечающие следующим условиям:
Р„= (0,2 —: 0 6) D,) Р, = (О 35 —: 0 7) Р; а = (0,01 —: 0,08) D,; с = (0,003 —: 0,06) D„ а = 0 —: 30"; D = (0,17 —: 0,6) D„ где D < — внутренний диаметр турбины;
D, — активный диаметр;
D„— выходной диаметр выступа; а — радиус профиля; с — ширина выступа; а — угол наклона профиля;
D, — внутренний диаметр насосного колеса.
Это позволяет ликвидировать провал в характеристике муфты при работе ее на больших нагрузках и обеспечить устойчивую работу системы при регулировании изменением заполнения.
На фиг. 1 показана предлагаемая гидродинамическая муфта, меридианальное сечение; на фиг. 2 — характеристики гидромуфт: без профилирования выходного выступа турбины (сплошные линии) и с профилированным выходным участком турбины (штриховые
10 линии) .
На ведущий вал 1 насажено насосное колесо 2, на ведомый вал 3 — турбина 4, внешний тор которой на выходе имеет профилированный выступ 5.
)s Соотношения размеров очертания выходного участка турбинного колеса задаются относительно активного диаметра и в соответствии с фиг. 1: внутренний диаметр насосного колеса
D, = (0,17 —: 0,6) D„ внутренний диаметр турбины
D = (0,2 †: 0,6) D ;
25 выходной диаметр выступа Р„= (0,35 —: 0,7) Р,; радиус профиля а = (0,01 —: 0,08)D>, ширина выступа с = (0,003 —: 0,06) D; угол наклона профиля а=Π—: 30 и размер ч0 сопряжения b — свободный, обеспечивающий
408077 плавное сопряжение основной проточной части с предлагаемым очертанием выходного участка турбинного колеса.
Кожух 6 крепится к насосному колесу 2.
В кожухе установлены калиброванный ниппель 7 (для отвода рабочей жидкости на охлаждение) и уплотнение 8.
5Кидкость подводится в гидромуфту через польш ведомый вал 3. В случае замкнутой гидромуфты наполнение неизменное, ниппеля закрь:ты, рабочая жидкость не подводится (предохранительный вариант).
При работе гидродинамическая муфта заГолнена 1)aÎñ - ей жидкость о, Всдz÷!i!i!. вал с насаженным на него насосным колесом 2 и кожухом б приводится во вращение от двигателя. Рабочая жидкость, взаимодействуя с лопастной системой насосного колеса 2, получает механическую энергию и движется по замкнутому контуру. Проходя через турбину 4 и взаимодействуя с ее лопастной системой, она отдает энергию. Турбина под воздействием рабочей жидкости вращается вместе с ведомым валом 3, который соединен с рабочей машиной, В процессс раооты жидкость профилированным выходным выступом тора турбины направляется на периферию, что уменьшает крутящий момент. При передаточных отношениях i э 0,9 (скольжениях S < 0,1) из-за малых скоростей циркуляции это отклонение потока рабочей жидкости незначительно и крутящий момент изменяется мало. При передаточных отношс и;ях 0,9 (скольжениях
5 0,1) поток циркуляции увеличивается, увеличивается отклоняющее действие профилированного выходного участка турбины, что ведет к уменьшению крутящего момента (c». фиг. 2), и гидромуфта будет иметь предохранительную характеристику (штриховые
a1i1. Пи) .
При регулировании частичным наполнением и профилированном выходном участке турбины исключаются участки характеристик с неустойчивой работой (штриховые линии), которые имеют место в проточной части без профилирования выходного участка турбины (сплошные линии на фиг. 2 показаны крестиками).
На фиг. 2 характеристики при полном заполнении обозначены: 1 и Ia — для частичных наполнений, соответственно II, III, IV и Па, Illa, IVa.
1р Следовательно, в зависимости от технического задания предлагаемая муфта может обеспечить ка"; предохранительную характеристику, так и устойчивую работу системы при регулировании части iHbiì наполнением. Она регулирует формирование потока таким образом, что исключает резкие изменения радиуса входа рабочей жидкости на лопастную систему насосного колеса 2 и соответственно крутящего момента.
Предмет изобретения
Гпдродинамическая муфта, содержащая насоснoe колесо и турбину, внешний тор кото2g рой на выходе имеет профилированный выступ, отличающаяся тем, что, с целью увеличения экономичности при работе муфты с частичным заполнением, соотношение размеров, определяющих профиль внешнего тора на выходе пз турбины, должно отвечать условиям
D„= (0,2 —: 0,6) D„D„— (0,3о —: 0,7) D„ а = (0,01 —: 0,08) О,; с = (0,003 —: 0,06) D,; и = 0 —: 30 ; D, = (0,17 —: 0,6) D,; где D, — внутренний диаметр турбины;
D, — активный диаметр;
D„„— выходной диаметр выступа; а — радиус профиля; с — ширина выступа; а — угол наклона профиля;
0, — внутренний диаметр насосного колеса.
408077 ф 25 с
М а 20
1 ъ 15 38g
04 Оb ЯВ Ю l
pate 2
Составитель С. Стесни
Техред 3. Тараненко
Корректор А. Дзесова
Редактор Л. Калашникова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1775/3 Изд. № 470 Тираж 814 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений,и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4l5



