В п т б шшл ?5lf;-5i"ptff?l чг'уп^ uho;;;u! syi;»!

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

408077

С©тика Советских

Сэциапистимеских

Респубпик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 28 11.1972 (№ 1750278/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 10.Х11.1973. Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 6.И,1974

М. Кл, F 16d 33/08

Гвеударственный квинтет

Севетв Министрав СССР ао делам изееретений и аткрытнй! УДК 621.825-585.22 (088.8)

Авторы изобретения

А. Я. Кочкарев и В. Л. Плешанов

Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М. И. Калинина

Заявитель

ГИДРОДИ НАМ И ЧЕСКАЯ МУФТА

Изобретение относится к гидродинамическим передачам, в частности к гидродинамическим муфтам.

Известны гидродинамические муфты, содержащие насосное колесо и турбину, внешний тор которой на выходе имеет профилированный выступ.

Внешние характеристики таких муфт имеют провал при больших нагрузках, а при регулировании изменением заполнения имеет место неустойчивая работа системы.

Предлагаемая муфта в отличие от известных имеет соотношения размеров, определяющих профиль внешнего тора на выходе из турбины, отвечающие следующим условиям:

Р„= (0,2 —: 0 6) D,) Р, = (О 35 —: 0 7) Р; а = (0,01 —: 0,08) D,; с = (0,003 —: 0,06) D„ а = 0 —: 30"; D = (0,17 —: 0,6) D„ где D < — внутренний диаметр турбины;

D, — активный диаметр;

D„— выходной диаметр выступа; а — радиус профиля; с — ширина выступа; а — угол наклона профиля;

D, — внутренний диаметр насосного колеса.

Это позволяет ликвидировать провал в характеристике муфты при работе ее на больших нагрузках и обеспечить устойчивую работу системы при регулировании изменением заполнения.

На фиг. 1 показана предлагаемая гидродинамическая муфта, меридианальное сечение; на фиг. 2 — характеристики гидромуфт: без профилирования выходного выступа турбины (сплошные линии) и с профилированным выходным участком турбины (штриховые

10 линии) .

На ведущий вал 1 насажено насосное колесо 2, на ведомый вал 3 — турбина 4, внешний тор которой на выходе имеет профилированный выступ 5.

)s Соотношения размеров очертания выходного участка турбинного колеса задаются относительно активного диаметра и в соответствии с фиг. 1: внутренний диаметр насосного колеса

D, = (0,17 —: 0,6) D„ внутренний диаметр турбины

D = (0,2 †: 0,6) D ;

25 выходной диаметр выступа Р„= (0,35 —: 0,7) Р,; радиус профиля а = (0,01 —: 0,08)D>, ширина выступа с = (0,003 —: 0,06) D; угол наклона профиля а=Π—: 30 и размер ч0 сопряжения b — свободный, обеспечивающий

408077 плавное сопряжение основной проточной части с предлагаемым очертанием выходного участка турбинного колеса.

Кожух 6 крепится к насосному колесу 2.

В кожухе установлены калиброванный ниппель 7 (для отвода рабочей жидкости на охлаждение) и уплотнение 8.

5Кидкость подводится в гидромуфту через польш ведомый вал 3. В случае замкнутой гидромуфты наполнение неизменное, ниппеля закрь:ты, рабочая жидкость не подводится (предохранительный вариант).

При работе гидродинамическая муфта заГолнена 1)aÎñ - ей жидкость о, Всдz÷!i!i!. вал с насаженным на него насосным колесом 2 и кожухом б приводится во вращение от двигателя. Рабочая жидкость, взаимодействуя с лопастной системой насосного колеса 2, получает механическую энергию и движется по замкнутому контуру. Проходя через турбину 4 и взаимодействуя с ее лопастной системой, она отдает энергию. Турбина под воздействием рабочей жидкости вращается вместе с ведомым валом 3, который соединен с рабочей машиной, В процессс раооты жидкость профилированным выходным выступом тора турбины направляется на периферию, что уменьшает крутящий момент. При передаточных отношениях i э 0,9 (скольжениях S < 0,1) из-за малых скоростей циркуляции это отклонение потока рабочей жидкости незначительно и крутящий момент изменяется мало. При передаточных отношс и;ях 0,9 (скольжениях

5 0,1) поток циркуляции увеличивается, увеличивается отклоняющее действие профилированного выходного участка турбины, что ведет к уменьшению крутящего момента (c». фиг. 2), и гидромуфта будет иметь предохранительную характеристику (штриховые

a1i1. Пи) .

При регулировании частичным наполнением и профилированном выходном участке турбины исключаются участки характеристик с неустойчивой работой (штриховые линии), которые имеют место в проточной части без профилирования выходного участка турбины (сплошные линии на фиг. 2 показаны крестиками).

На фиг. 2 характеристики при полном заполнении обозначены: 1 и Ia — для частичных наполнений, соответственно II, III, IV и Па, Illa, IVa.

1р Следовательно, в зависимости от технического задания предлагаемая муфта может обеспечить ка"; предохранительную характеристику, так и устойчивую работу системы при регулировании части iHbiì наполнением. Она регулирует формирование потока таким образом, что исключает резкие изменения радиуса входа рабочей жидкости на лопастную систему насосного колеса 2 и соответственно крутящего момента.

Предмет изобретения

Гпдродинамическая муфта, содержащая насоснoe колесо и турбину, внешний тор кото2g рой на выходе имеет профилированный выступ, отличающаяся тем, что, с целью увеличения экономичности при работе муфты с частичным заполнением, соотношение размеров, определяющих профиль внешнего тора на выходе пз турбины, должно отвечать условиям

D„= (0,2 —: 0,6) D„D„— (0,3о —: 0,7) D„ а = (0,01 —: 0,08) О,; с = (0,003 —: 0,06) D,; и = 0 —: 30 ; D, = (0,17 —: 0,6) D,; где D, — внутренний диаметр турбины;

D, — активный диаметр;

D„„— выходной диаметр выступа; а — радиус профиля; с — ширина выступа; а — угол наклона профиля;

0, — внутренний диаметр насосного колеса.

408077 ф 25 с

М а 20

1 ъ 15 38g

04 Оb ЯВ Ю l

pate 2

Составитель С. Стесни

Техред 3. Тараненко

Корректор А. Дзесова

Редактор Л. Калашникова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1775/3 Изд. № 470 Тираж 814 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений,и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4l5

В п т б шшл ?5lf;-5iptff?l чгуп^ uho;;;u! syi;»! В п т б шшл ?5lf;-5iptff?l чгуп^ uho;;;u! syi;»! В п т б шшл ?5lf;-5iptff?l чгуп^ uho;;;u! syi;»! В п т б шшл ?5lf;-5iptff?l чгуп^ uho;;;u! syi;»! 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя

 // 411243
Наверх