Гидродинамическая муфта
"«ЖЬ Щ 1
&иф та), щ
АНИЕ (n) 459620
Сова Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 05.10.73 (21) 1963182/24-6 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 05.02.75. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 11.08.75 (51) М. Кл. F 16d 33/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР ао делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825(088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
А. Я. Кочкарев и В. Л. Плешанов
Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. M. И. Калинина (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА
Изобретение относится к энергомашиностроению, Известны гидродинамически муфты, содержащие колеса насоса и турбины с каналами.
В этих гидромуфтах при регулировании частичным накоплением имеют место зоны неустойчивой вибрационной работы, что отрицательно сказывается на работе привода.
Предложенная гидромуфта от известных отличается тем, что в каждом канале турбинного колеса установлен вкладыш, прилегающий к наружному тору и образующий уступ со стороны входа в колесо, причем размеры вкладыша отвечают соотношениям:
Dв,: =- 0 5D;, в = (0,1 —:0,7)В; а: +-- 45; - 45,, = (О-+- ca) В;, = (0 —: co)В;
6, =- (Π—: 1,5) B; b« = (Π—: 1,5) В;
Dî 9— : — ((00,2 —: 0,7) .0„ где D„— максимальный диаметр выступа в середине межлопастного канала; D — максимальный диаметр проточной части; в — расстояние от кромки выступа до наружного тора рабочего колеса; сс — угол наклона выступа в меридиональном сечении гидромуфты; р— угол наклона выступа в плоскости, перпендикулярной оси вращения; v, r2 — радиусы сопряжения выступа со стенкой проточной части;
b — ширина выступа на лицевой стороне лопасти; b2 — ширина выступа на тыльной стороне лопасти;  — ширина проточной части колеса; D< — минимальный диаметр проточной части.
Подобное отличие позволяет обеспечить безвибрационную работу, что увеличивает надежность и долговечность работы привода.
На фиг. 1 изображена гидромуфта, меридиональное сечение; на фиг. 2 — турбинное
10 колесо, вид с торца.
На ведущем валу 1 закреплено насосное колесо 2, а на ведомом валу 3 — турбинное колесо 4 с установленными между лопатками 5 вкладышами б, залитыми наполнителем 7. Ко15 лесо закрыто кожухом 8 с жиклером 9 и уплотнителем 10.
Возможно изготовление цельного турбинного колеса без разделения на детали путем механической обработки.
20 При работе полость гидродинамической муфты заполняется жидкостью, подводящейся через полый вал и специальную камеру питания (на рис. не показана). Выбор варианта подвода жидкости определяется конкретными
25 конструктивными требованиями.
Ведущий вал 1 с закрепленными на нем насосным колесом 2 и кожухом 8 приводится вс вращение от двигателя.
Рабочая жидкость, взаимодействуя с ло30 пастной системой насосного колеса, получает
459620 механическую энергию и движется через турбинное колесо 4, взаимодействуя с его лопастной системой и вкладышем 6. При этом отдается энергия жидкости, идущая на вращение турбинного колеса, которое закрепляется на ведомом валу, соединенном с рабочей машиной.
В процессе работы при частичном наполнении только часть межлопастного канала заполняется жидкостью, причем она прижимается к наружному тору и лицевой стороне лопатки. Дойдя до вкладыша, жидкость отбрасывается им в насосное колесо.
При этом исключается возможность работы нижней части лопатки турбинного колеса в насосном режиме в области больших скольжений, что приводит к получению характеристик гидромуфты с постоянно растущим моментом. При регулировании частичным наполнением и наличии вкладыша исключаются 20 участки характеристик с малым изменением момента, способствующих возникновению вибрации. Одновременно исключается неустойчивость в работе гидромуфты, так как устранена причина ее образования — перестройка по- 25 тока из малого контура циркуляции в большой.
Предмет изобретения
Гидродинамическая муфта, содержащая ко- 30 леса насоса и турбины с каналами, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения устойчивой безвибрационной работы, в каждом
D, 0,5D,; в = (0,1 —: 0,7) В; я = + 45 ; р = + 45 ; r, = (Π—: с) В; r, = (Π—: m) В;
Ь, = (Π—: 1,5) В; Ь, = (Π—: 1,5) В;.
D, =- (0,2 —: 0,7) D„
D, — максимальный диаметр выступа в середине межлопастного канала;
D — максимальный диаметр проточной части; в — расстояние от кромки выступа до наружного тора рабочего колеса; а — угол наклона выступа в меридиональном сечении гидромуфты; — угол наклона выступа в плоскости, перпендикулярной оси вращения; г„г — радиусы сопряжения выступа со стенкой проточной части;
bI — ширина выступа на лицевой стороне лопатки;
b> — ширина выступа на тыльной стороне лопатки;
 — ширина проточной части колеса;
Dq — минимальный диаметр проточной части. где канале турбинного колеса установлен вкладыш, прилегающий к наружному тору и образующий уступ со стороны входа в колесо, причем размеры вкладыша отвечают соотношениям:


