Роторный двигатель внутреннего сгорания
ВСЕ .ОЮЗА в.Р1
370353
О П: -А Й И Е
Союз Советских
Социалистичесиих
Республии
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 14,Х11,1970 (№ )499325/24-6) М. Кл. F 02Ь 55/00 с прнсоедш1енпем заявки №
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Приоритет
Опубликовано 15Л!.1973. Бюллетень ¹ !1
Дата опубликования описания 21.IV.1973
УДК 621.437(088.8) Автор изобретения
В. Д. Рево
Заявитель
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изооретение относится к двигателям внутреннего сгорания роторно-поршневого типа.
Известны роторные двигатели внутреннего сгорания, содержащие два зубчатых ротора, установленных в общем корпусе на параллельно расположенных валах, связанных сипхронизирующей шестеренчатой передачей.
В межзубчатых впадинах роторов выполнены камеры сгорания, а в корпусе предусмотрены окна и каналы газообмена.
Однако для осуществления газообмена таким двигателям необходим продувочный насос, установка которого усложняет конструкцию двигателя, существенно увеличивает его вес и размеры.
Целью изобретения является улучшение очистки полостей от остаточных газов и повышение эффективности наполнения.
Для этого в предложенном двигателе газовыпускиая система каждого ротора содержит два канала соответственно высокого и низкого давлений, образующие эжектор. Выхлогшые окна соединены с эжектирующими соплами, тогда как смесительные камеры эжекторов связаны с выпускными окнами, располо>кенными за выхлопными окнами по направлению вращения роторов. Открытые концы смесительпых камер соединены с атмосферой, а свежую смесь в процессе продувки впускают по отдельным впускным патрубкам и через окна в корпусе, расположенные за выпускными окнами по направлению вращения роторов.
Длину перемычки в корпусе между окнами каналов устанавливают в пределах
1,0 — 1,25 ширины зубьев каждого ротора у lt>; вершины, расстояние от линии nepece Ieittl;I цилиндрических полостей корпуса до ближайших кромок выхлопных окон равно
10 0,75 — 1,0 расстояшгя по дуге между обращенными одна к другой кромками соседних
3> оьев, располо>кенными II3 внеш)1ех(радиусе роторов. Ширина перемычки в корпусе между выпускным и впускным окнамн рави» по15 ловннс или меньше расстояния между внутрешшми кромками двух соседних зубьев соответствующих роторов.
На чертеже схематически изображен предлагаемый двигатель, поперечный разрез.
20 Двигатель содержит корпус 1, в котором вращаются ведущий 2 lt ведомый 8 роторы.
Воздух в двигатель поступает по впускным каналам а и б и через впускные окна в и г, вьшолнснпые в корпусе. На боковой стенке
25 корпуса расположена свеча 4 зажигания, предусмотрена форсунка > для впрыска топлива. Отработавшие газы выходят из двигателя через выхлопные окна д и е и выпускные окна ж и з. Газы, выходящие через вы30 хлопные окна, поступают в эжектирующие
370353
15 сопла и и к, а газы, выходящие через выпускные окна, поступают в выпускные каналы л и м. Эжектирующие сопла и выпускные каналы образуют смесительные камеры
А и Б. Стрелки 6 и 7 показывают направления вращения роторов, а точки 8 и 9 — пересечения цилиндрических гнезд роторов.
Рабочий процесс двигателя характеризуется тем, что свежая смесь воспламеняется в замкнутом ооъеме, причем при сжатии и расширении описываемые объемы равны.
Bдвигате.ле осуществляется цик..л Отто,,характерной особенностью которого является наличие избыточиого давления в рабочих объемах после завершения расширения.
Продукты сгорания, обладающие избыточ??ым давлением, поступают через окна д и е в эжектирующие сопла и и к, после чего истекают в cMåñèòåëьные камеры Л и Б э>кекторов.
Далее продукты сгорания смешивают в смесительных камерах эжекторов с продуктами сгорания, отсасываемыми через окна яс и з из впереди идущих рабочих полостей, в которых выхлоп был завершен ранее прп прохождении этих полостей мимо выхлопных окон д и е. Газ, содержащийся в этик полостях, избыточного давления не имеет и сам занимаемый объем покинуть не может. Этот остаточный газ удаляется через выпускные окна ж и з за счет подсасывающего действия э>кекторов, приводящего к замещению остаточных газов воздушным или свежим зарядом, поступающим в рабочие полости через окна в и г.
Газообмеи в предложенном двухроторном двигателе осуществляется путем использования избыточного давления газа, содержащегося в одной рабочей полости каждого ротора непосредственно после завершения расширения в ней. Для удаления остаточных газов из другой рабочей полости того же ротора, в которой нет избыточного давления, 20
40 в качестве утилизирующего устройства используют эжектор.
Эффективность продувки обусловлена тем, что энергия э>кектирующего газа достаточно велика и cocl авляет 30 — 40% от полной энергии расширения, тогда как требуемая работа продувки незначительна, поскольку в продуваемой полости не требуется создания избыточного давления, работа затрачивается лишь 11а псремещеш1с газа. Соотношение масс в процессе э>кекции также благоприятно — коэффпцие?гг эжекции близок к единице. 1(роме того, процесс эжекции в пульсирующем ре>к и ме идет более интенсивно, чем Ilpll установившемся режиме течения.
Предмет изобретения !. Роторный двигатель внутреннего сгорания, содер>кащий корпус с;?вумя пересекающимися цилиндрическими рабочими полостями, в которых размещены роторы с зубьями и впадинами циклоидального профиля, установленные па валах, связанных сиихронизирующей передачей, и выполненные раздельно для каждого ротора окна и каналы газообмепа, от.?и«ающийся тем, что, с целью улучшения очистки полостей от остаточных газов и повышения эффективности наполнения, газовыпускпая система каждого ротора содер>кит два канала соответственно высокого и низкого давлений, образующие э>кектор.
2 Двигатель по и. 1, отличающийся тем, что длина перемычки в корпусе между окнами каналов установлена в пределах 1,0—
1,25 ширины зубьев каждого ротора у их вершин.
3. Двигатель по и. 1, отяи«ающийся тем, что расстояние от линии пересечеш?я цилиц110.1ОСТЕЙ КОРПУ CH 10 O >? ???????X кромок выхлопных окон равно 0,75 — 1,0 расстояния по дуге между обращенными одна к другой кромками соседних зубьев, расположенными на внешнем радиусе роторов.
370353 а 1 1 2 6 8 7 е55
Составитель С. Борисоглебский
Редактор Е. Кравцова Текред T. Миронова
Заказ 1126/16 Изд. М 254
ПИИПИ 1,ом
Тираж 602 Подписное комитета по делам изобретений и открыт1ш при Совете Министров CCCP
Москва, )К35, Раушская наб., д. 45
Типография, пр. Сап> нова, 2


