Патент ссср 291478
ОnИ САН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
29l47i8
Союз Соеетскиз
Социалистическил
Республик
Зависимый от патента №
Заявлено 06ЛХ.1966 (№ 1101759/24-6)
Приоритет О?.IX.1965, № 30619. Франция
Опубликовано 06,1.1971. Бюллетень № 3
МПК F 02b 55,/04
Комитет по делам изооретеиий и открытий при Совете Мииистров
СССР
УДК 621.43-713-242 (088.8) Дата опубликования описания 20Х.1971
Автор изобретения
Иносгранец
Шарль Альфонс Эмиль Бертере (Франция) Иностранная фирма
«Томсон Хустон-Хотчкисс Брант» (Франция) Заявитель
УСТРОЙСТВО НЕПРЯМОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Известны устройства непрямого охлаждения подвижных элементов тепловых двигателей, например поршней, находящихся под действием переменных ускорений и содержащих одну нли несколько полостей первичного охлаждения и одну или несколько соответствующих полостей вторичного охлаждения.
Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что полость первичного охлаждения, частично заполненная жидкостью, способной к парообразованию при рабочей температуре наиболее нагретых стенок подвижных элементов, отделена от полости вторичного охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая смазочная жидкость, перегородкой, развернутая поверхность которой больше общей поверхности полости первичного охлаждения.
Это позволяет повысить эффективность охлаждения подвижных элементов тепловых двигателей.
На чертежах показан пример выполнения изобретения.
В качестве подвижного охлаждаемого элемента в предлагаемом устройстве применен вращающийся поршень теплового двигателя роторного типа.
На фиг. 1 схематически изображен двигатель с предлагаемым устройством, поперечный разрез; на фиг. 2 — двигатель, продольный разрез; на фиг. 3 — 5 — поршень с различнымп фазами теплообмена.
Двигатель с устройством непрямого охлаждения подвижных элементов содержит неподвижный статор 1 с пятью выступающими участками 2, в которых расположены камеры 3 сжатия. В вогнутых участках 4 статора установлены уплотнительные кольца 5. Стенки ста10 тора снаружи омываются жидкостью, заключенной между ним и кожухом б. На валу 7 с эксцентриком 8 установлен поршень 9 роторного типа с четырьмя выступами 10. Внутреннее пространство поршня 9 (см. фиг. 2)
15 разделено кольцеобразной перегородкой 11 на полость 12 первичного охлаждения и полость
18 вторичного охлаждения. Перегородка 11 составлена из гофрированной трубки, конечные манжеты 14, 15 которой приварены к коль20 пеобразным деталям 16, 17, соединенным с боковыми стенками 18 и 19.
Полость первичного охлаждения частично заполнена жидкостью, например водой с добавлением спирта, способной к парообразова25 нию при рабочей температуре наиболее нагретых стенок 20 поршня 9. Полость вторичного охлаждения заполнена циркулирующей смазочной жидкостью, которая поступает в нее
291478 по входному патрубку 21, через круглую горловину статора, по впускному каналу 22, через распределительные отверстия в валу 7, Отводится смазочная жидкость из полости 13 через отверстия и возвратный канал 28 вала
7, горловину и выходной патрубок 24 статора.
Синхронизация движения поршня 9 осуществляется посредством зубчатого венца 25, закрепленного в статоре, и зубчатой шестерни
2б, установленной на эксцентрике 8 вала 7.
Внутренняя поверхность выступов 10 поршня
9 и наружная поверхность участков 2 статора снабжены охлаждающими ребрами 27 и 28 треугольного сечения.
Во время работы двигателя жидкость, находящаяся в полости 12, перемещается от наиболее нагретых стенок 20 поршня 9 к перегородке 11 и обратно под действием сил, возникающих в результате вращения поршня.
При направлении переменной составляющей сил инерции от вала 7 к наиболее нагретой стенке 20 поршня 9 жидкость в полости 12 прижимается к охлаждающим ребрам 27 (см. фиг. 3) наиболее нагретой стенки 20. Эти ребра отводят интенсивный поток тепла с помощью частичного испарения жидкости. Выделяющийся пар соприкасается с перегородкой
11 и частично конденсируется.
При изменении направления переменной составляющей сил инерции на противоположное жидкость, находящаяся в полости 12 (см. фиг.
4), перемещается к перегородке 11, омывает ее поверхность и охлаждается путем передачи тепла к смазывающей жидкости, циркулирующей в полости 18 вторичного охлаждения. Охлаждающие ребра 27, не контактирующие с жидкостью, постепенно нагреваются от основания к вершине треугольного профиля.
При перемещении от одной теплообменной
10 поверхности к другой жидкость пересекает массу пара, в результате чего в полости 12 (см. фиг. 5) первичного охлаждения образуется эмульсия, в которой жидкость конденсирует пар и нагревается.
Предмет изобретения
Устройство непрямого охлаждения подвижных элементов тепловых двигателей, например
20 поршней, находящихся под действием переменных ускорений и содержащих одну или несколько полостей первичного охлаждения и одну или несколько соответствующих полостей вторичного охлаждения, отлача ощееся тем, 25 что, с целью повышения эффективности охлаждения, полость первичного охлаждения отделена от полости вторичного охлаждения перегородкой, развернутая поверхность которой больше общей поверхности полости первичного ох30 лаждени я, 291478
Р /г ч
Фс,з 2
Рыг -
Составитель Б. Кочетков
Тскрсд 3. Н. Тараненко
Редактор Е. Кравцова
Корректор О. С. Зайцева
Заказ 1263119 Изд. ¹ 326 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, K-35, Рачшская наб., д. 4;5
Типография, пр. Сапунова. 2


