Торцовый дейдвудный сальник
348427
ОП И САНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республин
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 22.11.1971 (№ 1625070/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 23.Ч111Л972. Бюллетень № 25
Дата опубликования описания 18.IX.1972
М. Кл. В 63h 23/36
Комите по делам изобретений и отнрытий при Совете Министров
СССР
УДК 629.1.037.6(088.8) Авторы изобретения
О. А. )Кидяев, М. К. Герцык и Л. А. Муращенко
Заявитель
ТОРЦОВЪ|Й ДЕЙДВУДНЬ|Й САЛЬНИК
Изобретение относится к судостроению и может применяться для уплотнения гребных валов, работающих в подшипниках, прокачиваемых водой.
Известны торцовые дейдвудные сальники, содержащие корпус, в котором закреплен основной эластичный диск, охватывающий гребной вал и взаимодействующий с закрепленным на нем кольцом, причем корпус и эластичный диск образуют камеру, соединенную с источником прокачивающей жидкости под давлением.
Однако такие сальники невозможно осматривать и ремонтировать без докования.
Предлагаемый сальник отличается от известных тем, что в его корпусе установлен дополнительный эластичный диск с отверстием, меньшим диаметра гребного вала, посаженный на вал с натягом.
При таком выполнении сальника обеспечивается возможность его осмотра и ремонта без докования судна.
Для обеспечения надежной смазки трущихся элементов сальника в основном эластичном диске и в примыкающем к нему кольце выполнены радиальные канавки.
С целью дополнительного уплотнения гребного вала в случае выхода из строя обоих уплотнительных дисков на корпусе сальника установлена крышка с уплотнительным кольцом, на котором смонтирована нажимная втулка, воздействующая на это кольцо.
На чертеже изображен описываемый сальник с разрезами по А — А и Б — Б.
В корпусе сальника, находящемся в носовой части дейдвудной трубы, неподвижно, перпендикулярно оси гребного вала 2 закреплен эластичный диск 8, внутреннее отверстие которого на 10 — 12 лтм больше диаметра шей10 ки вала. На гребном валу от диска 3 в сторону носа судна неподвижно закреплено металлическое кольцо 4.
Под давлением воды, предназначенной для прокачки насосом дейдвудных подшипников
15 через патрубок 5, эластичный диск своим торцом прижимается к торцу металлического кольца, образуя торцовое уплотнение, исключающее попадание воды внутрь судна.
20 С целью уменьшения коэффициента трения и повышения износостойкости торцового уплотнения на одной из трущихся поверхностей диска и кольца выполнены небольшие (диаметром 0,5 — 1,0 млт) радиальные канавки а, 25 через которые поступает вода для смазки этих поверхностей, а переход от трущейся торцовой поверхности металлического кольца к его образующей цилиндрической части выполнен плавным соответственно деформации эластич30 ного диска.
От патрубка 5 в сторону кормы судна в корпусе сальника закреплен другой эластичный диск б с центральным отверстием, несколько меньшим диаметра вала и поэтому охватывающим вал с натягом. Корпус сальника и диски образуют камеру В, в которую под давлением подается прокачивающая жидкость. Деформированный от натяга участок эластичного диска б в виде «воротника» отогнут в сторону кормы. Таким образом, благодаря давлению эластичного диска б на вал вследствие натяга и давлению забортной воды в полости дейдвудной трубы предотвращается попадание воды внутрь судна.
Под давлением прокачиваемой через патрубок 5 воды, превышающим давление забортной воды, эластичный диск в районе шейки вала раскрывается аналогично обратному клапану и не уплотняет вал при его вращении.
Его назначение — обеспечивать на стоянке возможность безопасного осмотра, ремонта и регулирования торцового уплотнения без докования судна.
В крышке 7 корпуса сальника концентрично гребному валу установлено резиновое кольцо 8 с гарантированным зазором между ним и вращающимся валом 2 — 3 мм. Этот зазор может быть полностью выбран до создания натяга и уплотнения вала за счет деформации резинового кольца при поджатии нажимной втулкой 9. В обычных условиях, как при неподвижном вале, так и при его вращении, 348427 кольцо 8 в уплотнении дейдвудного сальника не участвует и используется только при выходе из строя эластичных дисков 8, б.
Предложенный дейдвудный сальник представляет собой торцовое уплотнение, обладающее повышенной износостойкостью благодаря обильной смазке. Конструкция сальника допускает осмотр и ремонт отдельных его элементов на плаву судна без докования и имеТ0 ет резервное устройство, предотвращающее попадание воды внутрь судна при аварийной ситуации.
Предмет изобретения
15 1. Торцовый дейдвудный сальник, включающий корпус, закрепленный в нем эластичный диск с отверстием для гребного вала, взаимодействующий при установке сальника на вал с закрепленным на валу кольцом, и
20 образующий с корпусом камеру, соединяемую с источником жидкости, прокачиваемой под давлением, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности осмотра и ремонта сальника без докования судна, в корпусе закреплен дополнительный эластичный диск с отверстием для гребного вала, меньшим диаметра последнего.
2. Сальник по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежной смазки тру«я0 щихся элементов, в основном эластичном диске и в примыкающем к нему кольце выполнены радиальные канавки.
3. Сальник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью дополнительного уплотнения гребного вала в случае выхода из строя обоих эластичных дисков, на корпусе установлена крышка с уплотнительным кольцом, на которой смонтирована нажимная втулка, воздействующая на это кольцо.
Составитель В. Левицкий
Редактор В. Борисова Техред А. Камышиикова
Корректоры: М. Коробова и Л. Корогод
Заказ 2699/5 Изд. № 1180 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2

