Муфта свободного хода
зСКсОЮзнлтч
ЩЩЩЩ .. Тg X н," 2 i бвбл нот:ы
О П И С А Н И Е 347245
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М—
Заявлено ЗО.Ч1.1970 (№ 1453417/27-11) с присоединением заявки М—
Приоритет—
Опубликовано 10.VI 11.1972. Бюллетень М 24
Дата опубликования описания 02.Х.1972
М. Кл. В 63h 23/30
F 16d 41/00
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 629.12.532(088.8) Авторы изобретения
М. М. Бирюков, П. С. Кощеев, С. В. Селезнев и Г. С. Яковлев
Ленинградский институт водного транспорта
Заявитель
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА
Изобретение относится к судостроению.
Известные муфты свободного хода содержат обгонный механизм, соединяющий вал двигателя с валом .генератора.
Однако известные муфты свободного хода 5 не обеспечивают разборку и сборку муфт без съема валов двигателя и генератора.
Цель изобретения — обеспечение разборки и сборки муфты без демонтажа валов двигателя и генератора.
Это достигается тем, что обгонный механизм выполнен в в иде корпуса, к торцу которого прикреплен амортизатор с кулачками, взаимодействующий с кулачками фланца, подвижно смонтированного на валу генератора, внутри корпуса -встроена обойма с заклинивающими элементам и, например, роликами, связанная со звездочкой, закрепленной на промежуточном валу с фланцем, взаимодействующим с валом двигателя.
На фиг. 1 схематически изображена описываемая муфта свободного хода, в которой в качестве заклинивающих элементов использованы рол ики; на фиг. 2 — то же, сечение по А —,4 на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, сече- . 25 ние по Б — Б на фиг. 1.
Обгонный механизм 1 выполнен в виде корпуса 2, к торцу которого прикреплен амортизатор 3 с кулачками 4.
Амортизатор 8 взаимодействует с фланцем 5, снабженным кулачками 6, установленным на шлпцевой втулке 7, жестко закрепленной на валу 8 генератора (на фиг. не показан). Фланец 5 постоянно поджат пружиной
9 к корпусу 2. Внутри корпуса смонтирована обойма 10 и промежуточный вал 11 с фланцем 12, на котором жестко закреплена звездочка 18 и установлены шариковые подшипники 14. Фланец 12 соединен при помощи болтов 15 со втулкой 16, жестко насаженной на вал 17 двигателя (на фиг. не показан).
Между звездочкой 18 и обоймой 10 установлен сепаратор 18 с роликами 19.
Работает муфта следующим образом.
При вращении звездочки 13 относительно корпуса 2 по часовой стрелке ролики 19 закатываются в узкую часть пространства между звездочкой и обоймой 10 и заклиниваются между ними, соединяя в одно целое вал двигателя с валом генератора (обгонный механизм включается).
Относительное движение звездочки и корпуса в противоположном направлении заставляет ролики выкатываться в более широкую часть пространства между обоймой и звездочкой (обгонный механизм выключается).
При этом становится возможным свободное движение обоймы и звездочки, а следовательно, валов генератора и двигателя. Сепаратор 18 поддерживает непрерывный кон347245
1Ц 2
10 15
Фиг.1 такт роликов 19 с обоймой и звездочкой, способствуя одновременному заклиниванию роликов и более равномерному распределению нагрузки между ними. Использование вместо роликов 19 кл иньев или других закл инивающих элементов не оказывает существенного влияния на конструкцию и принцип работы муфты.
Быстрое снятие обгонного механизма 1 производится следующим образом. Фланец 5, преодолевая усилие пружины 9, смещается вдоль оси к генератору. Кулачки 6 фланца 5 выходят из за цепления с амортизатором 8.
Предварительно отдаются болты 15, а обгонный механизм 1 сдвигается вдоль оси в сторону генератора, освобождается от кулачкового зацепления с фланцем 12 и вынммается.
После проведения профилактических работ над обгонным механизмом (промывка, замена роликов, замена сепаратора и т. д.) с полной
его разборкой производится сборка муфты свободного хода. Возможна быстрая замена неисправного обгонного механицизма 1. Все эти работы выполняют, не затрагивая мест крепления:генератора и двигателя, что позволяет значительно упростить уход, повысить надежность в работе генератора и обеспечить бесперебойное сна,бжение судовых потребителей
5 электроэнергией.
Предмет изобретения
10 Муфта свободного хода, содержащая обгонный механизм, соединяющий вал двигателя с валом генератора, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения ее разборки и сборки без демонтажа валов двигателя и генера15 тора, обгонный механизм выполнен в виде корпуса, к торцу которого прикреплен амортизатор с кулачками, взаимодействующий кулачкам и фланца, подвижно смонтированного на валу генератора, а внутри корпуса
20 встроена обойма с заклинивающими элементами, например роликам и, связанная со звездочкой, закрепленной на промежуточном валу с фланцем, взаимодействующим с валом двигателя.
347245 Риг ..з
Редактор А. Купрякова
Заказ 395/1556 Изд. № 1132 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб.. д. 4/5
Тип. Харък. фил. пред. сПатентэ о
Фи г.2 о-б
Составитель Б. Даньшин
Техред Л. Богданова
Корректоры Л. Новожилова и Н. Прокуратова


