Патент ссср 314093
3I4093
ОП И(:АНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 09.I I I.1970 (№ 1412721/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 07.IX.1971, Бюллетень ¹ 27
Дата опубликования описания 12.Х1,1971
МПК 6 01m 9/00
Комитет по делам изабрвтеиий и открытий при Совете Мииистрав
СССР
УДК 621.438(088.8) Автор изобретения
Б. А. Уваров
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ
И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛОПАТОК
ТУРБОМАШИ Н
Изобретение относится к области турбостроения.
Известны устройства для определения газодинамических и термодинамических характеристик лопаток турбомашин, содержащие охлаждаемый корпус со стенками, образующими рабочий канал и, имитирующие обтекание лопатки модельное тело, размещенное в канале.
Предложенное устройство отличается тем, что стенки выполнены из гибких лент, деформируемых при помощи прикрепленных к ним натяжных болтов, перемещаемых перпендикулярно оси модельного тела через отверстия в корпусе, а модельное тело выполнено в виде полой пластины с посекционным подводом и отводом охлаждающей жидкости.
Это позволит получить заданное распределение давления и температуры по длине модельного тела.
На чертеже изображено предложенное устройство.
Корпус 1 устройства левым фланцем соединен с генератором воздуха (газа), а правым фланцем связан с выхлопной системой. В корпусе установлено модельное тело (пластина 2) с внутренним секционным охлаждением. Наружная поверхность пластины дренирована и снабжена термопарами для замера температуры поверхности. Для получения по стенке нужного распределения температуры боковыми трубками-каналами пластина связана с магистралями для секционного подвода и от5 вода охлаждающей воды.
Сверху и снизу пластины 2 расположены две стальные ленты 3. На поверхности ленты размещены ушки 4, обеспечивающие жест10 кость в поперечном направлении, но не препятствующие изгибу в продольном направлении через ушки проходят оси, связывающие ленты с головками натяжных болтов 5. Обе ленты на входе в канал опираются на шар15 нирный узел 6, обеспечивающий плавный вход через канал, а на выходе имеются на каждой ленте стальные проушины 7, к которым прикреплены тросики с грузами, постоянно натягивающими ленты.
Натяжные болты 5 с каждой стороны проходят через отверстия в корпусе, Нижний конец пх связан шарнирно с лептой, а верхний конец может быть зафиксирован в определен25 ном положении гайками 8. Прп перемещении болтов 5 происходит изменение формы канала и соответственно — изменение распределения давления по профилю. Для гашения вибраций ленты на выходе установлены зажимные деми30 феры 9.
314093
Предмет изобретения
Составитель С. Зарицкий
Текред Л. В. Куклина Корректор И. М. Шматова
Редактор E. Кравцова
Заказ 3163/10 Изд. М 1340 Тираж 473 Подписное
IJHHHlIN Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
В боковой стенке корпуса выполнены каналы а, по которым с помощью специальных координатников вводятся микротрубки 10 и микротермопара для измерений в пограничном слое. За перемещением каретки координатпика наблюдают при помощи индикатора. Расположенное в носке пластины кольцо 11 служит для получения устойчивого турбулентного слоя по всей длине.
При работе перемещением натяжных болтов деформируют стальные ленты и получают необходимое распределение давления по профилю пластины, соответствующее эпюре давления на лопатке, а регулированием подвода и отвода охлаждающей среды — необходимое поле температур.
Устройство для определения газодинамических и термодинамических характеристик лопаток турбомашин, содержащее охлаждаемый корпус со стенками, образующими рабочий канал, и имитирующее обтекание лопатки модельное тело, размещенное в канале, отличаюи4ееся тем, что, с целью получения заданного
10 распределения давления и температуры пл длине модельного тела, стенки выполнены из гибких лент, деформируемых при помощи прикрепленных к ним натяжных болтов, перемещаемых перпендикулярно оси модельного те15 ла через отверстия в корпусе, а модельное тело выполнено в виде полой пластины с посекционным подводом и отводом охлаждающей жидкости.

