Датчик напряжения поверхностного трения
Изобретение позволяет конструировать датчики для непосредственного измерения напряжения трения, которые могут быть использованы для определения напряжения трения на поверхности самолетов, судов, автомобилей и других транспортных средств и их моделей. Датчик трения состоит из корпуса, в котором размещены две жесткие параллельные пластины, являющиеся элементами измерителя перемещения. Нижняя пластина скреплена с корпусом, верхняя может перемещаться. Пространство между пластинами, а также пространство между пластинами и корпусом залито полимерным гелем. Под действием потока верхняя пластина сдвигается в направлении действия силы трения. Этот сдвиг измеряется датчиком перемещения. Согласно закону Гука сдвиг верхней пластины пропорционален напряжению трения, поэтому датчик имеет линейную характеристику. Датчики обладают высокими техническими характеристиками и обеспечивают высокую точность и надежность измерений. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения напряжения трения на поверхности самолетов, судов, автомобилей и других транспортных средств и их моделей.
Известен датчик напряжения трения, содержащий чувствительный элемент в виде платиновой резистивной пленки, напыленной на стеклянную подложку. (Winter R. G. An outline of the techniques avaliable for the measurement of skin fricnion in turbulent boundary layers. ; "Progress in Aerospace Science", 1977, v. 18, N1, p. 43 - 45). Принцип измерения датчика основан на аналогии Рейнольдса между теплообменом и трением. Измеряя тепловой поток, рассеиваемый датчиком, определяют величину напряжения трения. К недостаткам датчика следует отнести недостаточную точность измерения, поскольку способ измерений косвенный. Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство, содержащее чувствительный элемент, представляющий собой пленку упругого вещества - полимерного геля заданной толщины с известным модулем сдвига. Чувствительный элемент нанесен на поверхность модели, на поверхность модели и чувствительного элемента нанесены маркеры. Сдвиговую деформацию пленки под действием потока измеряют оптическим методом. Величину напряжения трения определяют из закона Гука (SU, авт. св. 1822252)


Чтобы повысить точность измерений, применяют емкостное измерение перемещения. В таком датчике трения пластины изготовлены из диэлектрика, на внутренних поверхностях пластин сформированы проводящие емкостные элементы, которые образуют емкостной мост. Выход моста подключен к дифференциальному усилителю с высоким входным сопротивлением, расположенному внутри датчика. Емкостной измеритель перемещения обладает высокой чувствительностью и точностью, что приводит к повышению точности измерения напряжения трения. На фиг. 2 изображена конструкция датчика трения с емкостным измерением перемещения. Корпус 1 датчика содержит две диэлектрические пластины 2, нижняя пластина скреплена с корпусом. На внутренних поверхностях пластин сформированы емкостные элементы. Эти элементы представляют собой металлизированные полоски, лежащие в плоскости, перпендикулярной чертежу. Эти полоски соединены через, одну, так как показано на фиг.2 и образуют емкостной мост 6. Пространство между пластинами, а также пространство между пластинами и корпусом залито полимерным гелем. Выход моста подключен к дифференциальному усилителю с высоким входным сопротивлением 4, расположенному внутри датчика. Внутри корпуса расположен термодатчик 3. Датчик снабжен монтажным кольцом 5. Принцип работы датчика
При сдвиге верхней пластины 2 под действием силы трения вправо, емкость группы полос А и группы полос Г ( C13) увеличивается на величину dC; ( C13 = C + dC). Емкость группы полос А и группы полос В уменьшается на величину dC (C14 = C - dC). Аналогично происходит изменение емкости C23 и C24. При этом происходит разбалланс емкостного моста 6. Если на вход моста А-Б подано напряжение переменного тока амплитуды U, то напряжение на выходе моста В-Г будет равно u = U



Чтобы повысить локальность измерений, применяют оптическое измерение перемещения. В таком датчике трения верхняя пластина изготовлена из непрозрачного материала, на внутренней поверхности пластины сформирован отражатель. Нижняя пластина изготовлена из полупроводника, на внутренней поверхности пластины сформирована микрооптопара, представляющая собой светодиод в центре и два фотодиода по краям пластины. Оптронный измеритель перемещения обладает малыми размерами и позволяет уменьшить размер верхней пластины до одного миллиметра, что повышает локальность измерений. На фиг. 3 изображена конструкция датчика трения с оптическим измерением перемещения. Корпус 1 датчика содержит две пластины. Нижняя, скрепленная с корпусом пластина 2, изготовлена из полупроводника, на внутренней поверхности пластины сформирована микрооптопара, представляющая собой светодиод 4 в центре и два фотодиода 5 по краям пластины. Верхняя пластина 3 изготовлена из непрозрачного материала, на внутренней поверхности пластины сформирован отражатель 6. Отражатель, светодиод и фотодиоды сформированы в виде полос, лежащих в плоскостях, перпендикулярных плоскости чертежа. Внутри корпуса расположен термодатчик 7. Датчик снабжен монтажным кольцом 8. Принцип работы датчика
При сдвиге верхней пластины с отражателем 3 под действием силы трения вправо, освещенность правого фотодиода увеличивается, а левого уменьшается. Поскольку ток с фотодиода пропорционален его освещенности, то величина

где
I1 - фототок с первого фотодиода;
I2 - фототок со второго фотодиода,
будет пропорционален сдвигу пластин, а следовательно, напряжению трения S = D


Диапазон измерения тангенциального напряжения - 3000 Па
Диапазон рабочих частот - 0-600 Гц
Диапазон рабочих температур - -40 - +130
Размеры чувствительной площадки - 10

Проведенные лабораторные и трубные исследования показали, что датчики обладают высокими техническими характеристиками и обеспечивают высокую точность и надежность измерений.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3