Подъемно-выдвижное устройство лагавсесоюзнаяг- v-.: ^:,,, '^••'^•'•=i'^pr^[|ao1 .- i .ki i..s i i.iviii; icviflrtiiв.- :ь.л!-|от[н:ка
ОПИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3)2202
Союз Соаетскиа
Социалистическиа. Республик, Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 31.И!.1969 (№ 1353302/40-23) с присоединением заявки М
Приоритет
Опубликовано 19.И11,1971. Бюллетень ¹ 25
Дата опубликования описания 20.Х.1971
МПК G 01р 3/42
В 63b 49/00
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 531.767:527.625 (088.8) Авторы изобретения
Е. Г. Грибанов, А. В. Егишянц, В. Е. Петухин, В. В. Тихомиров и Б. И. Шапиро
Заявитель
ПОДЪЕМНО-ВЫДВИЖНОЕ УСТРОИСТВО ЛАГА
Изобретение относится к навигационной технике измерения скорости хода судов. Оно предназначено для опускания датчика лага ниже обводов судна, его подъема, установки и замены изнутри судна прямо на плаву.
Известные подъемно-выдвижные устройства содержат корпус в виде полой колонки, внутри которой проходит полый шток (трубка) цилиндрической или эллиптической формы.
Верхний конец этого штока связан с механизмом вращения, опускания и подъема его, а к нижнему концу прикреплен датчик, который помещается в обтекатель.
Целью изобретения является обеспечение возможности замены датчика лага изнутри судна на плаву его.
Для этого на наружной поверхности цилиндрического корпуса датчика в кольцевой канаве его расположено уплотнительное, например, из резины кольцо, при этом датчик лага механически соединен с одним из концов подвижного полого штока (трубки) при помощи блока штепсельно-винтового разъема. Согласно изобретению датчик расположен внутри корпуса устройства.
На фиг. 1 схематически изобра>кено устройство с датчиком; на фиг. 2 — винтовой механизм; на фиг. 3 — промежуточное положение датчиков.
Корпус описываемого устройства выполнен в виде полой трубы 1. Подъемно-выдвижное устройство содержит винтовой механизм ?, сальниковое устройство 8, датчик 4 приемно5 го устройства лага, блок штепсельно-винтового разъема 5, узел б фиксатора для закрепления датчика в заданном положении, состоящий из винта 7 с хвостовиком, размещенным в боковой стенке корпуса, и вилки 8 с про10 резью, закрепленной па крышке датчика.
Корпус устройства 1 имеет на верхнем и нижнем концах наружную резьбу, нижний конец его закреплен к наварышу 9 обшивки корпуса судна 10 прн помощи фланца 11, 15 гаек 12 и 18, шайбы 14, электроизоляционных и уплотнительных шайб 15 и 1б, верхний конец корпуса имеет внутренний кольцевой паз 17.
Винтовой механизм 2 состоит :из полого
20 штока (трубки) 18 с наружной и внутренней резьбой на нижнем конце. Верхний конец штока оканчивается шестигранником 19 под гаечный ключ. Винтовой механизм включает также вращающуюся втулку 20 с внутренней
25 резьбой, нижним фланцем 21 и шестигранником 22 на верхнем конце, внутри которой перемещается шток 18. В отверстии внутренней крышки 28 свободно закреплена вращающаяся втулка 20 при помощи фланца 21 и опор30 ного кольца 24. Наружные края крышки 28
312202
15 гю
25 зо
3 опираются на выступы паза 17 корпуса и прижимаются стопорной гайкой 25.
Датчик 4 приемного устройства расположен внутри корпуса и имеет цилиндрический корпус с нижним выпуклым днищем 26, кольцевой паз 27 на наружной поверхности корпуса датчика 26, в котором размещено уплотнительное, например, из резины кольцо 28. На верхней крышке 29 датчика закреплена вилка
8 с прорезью, в которую входит хвостовик винта 7 и установлен блок штепсельно-винтового разъема 5, при помощи которого датчик соединен с нижним концом штока 18 и кабелем 80.
Сальниковое устройство 3 для уплотнения кабеля 80 для предотвращения проникновения забортной воды в трюм через полый шток 18 имеет элемент уплотнения 81 и поджимную гайку 82.
Замена прежнего датчика новым изнутри судна на плаву его производится следующим образом.
Сначала освобождают гайку 82 сальникового устройства 8, затем вращают шток 18 с помощью шестигранника 19 до разъединения нижнего конца этого штока с блоком штепсельно-винтового разъема 5. Затем отделяют стопорную гайку 25 от верхнего конца корпуса, вынимают винтовой механизм 2 из него и к нижнему концу штока 18 присоединяюг новый датчик с помощью блока штепсельновинтового разъема 5. Перед погружением нового датчика внутрь корпуса на крышку 29 оставленного датчика внутри этого корпуса
4 устанавливают промежуточную втулку 83, потом вводят новый датчик с винтовым механизмом 2 и закрепляют этот механизм с помощью стопорной гайки 25 к верхней части корпуса. Далее выводят хвостовик винта 7 из прорези вилки 8 и тем самым освобождают прежний датчик от его фиксированного положения. С помощью вращающейся втулки 20 перемещают вниз шток 18 и с ним новый датчик. Этот датчик оказывает давление на промежуточную втулку 88 и вместе с ней выталкивает датчик 4 за обводы корпуса судна.
Положение нового датчика внутри корпуса устанавливают с помощью узла 6 фиксатора путем ввода хвостовика винта 7 в прорезь вилки 8, закрепленной на крышке 29 датчика.
Предмет изобретения
Подъемно-выдвижное устройство лага, содержащее корпус в виде полой трубы, нижний конец которого закреплен к обшивке корпусы судна, а на верхнем его конце установлен винтовой механизм вращения и перемещения полого штока внутри корпуса, устройство для фиксации заданного положения датчика лага внутри корпуса, сальниковое уплотнение соединительного кабеля, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности замены датчика лага изнутри судна на плаву, в нем на наружной поверхности этого датчика расположено уплотнительное кольцо, например, из резины, при этом датчик лага механически соединен с одним из концов полого штока при помощи блока штепсельно-винтового разъема.
312202
7Е!
1 (/
25 2З 37
2б
Составитель П. Лекодух
Тсхред Л. В. Куклина Корректор Е. Н, Козлова
Редактор Г, С. Кузьмина
Заказ 2927/17 Изд.."й 1214 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, К-З5, Раушская паб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



