Автоматический прокладчик
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
23I850
Союз Советова
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ЛЪ
Кл. 42с, 39/10
42с, 9(02
Заявлено 13.IV.1961 (№ 710719 40-23) с присоединением заявки;¹
МПК G 01с
G 01c
УДК 629.1.077(088.8) Номитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Приоритет
Опубликовано 28.Х1.1968. Бюллетень ¹ 36
Дата опубликования описания 6Х.1969
Авторы изобретения
М. С. Акперов, И. В. Балашков, П. Г. Бойко, А. Г. Дуров, Ю. И. Дьячков, Х. К. Мамедов и Н. В. Федоров
Заявитель
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПРОКЛАДЧИК (разность долгот).
Изобретение относится к навигационным приборам, осуществляющим прокладку пути корабля на меркаторской карте.
Известные автопрокладчики, например, типа «Путь-1», осуществляют счисление географических координат места корабля и ведут графическую прокладку его пути на картах меркаторской проекции в зависимости от поступающих входных данных. Однако такие прокладчики могут быть использованы на кораблях с малой скоростью хода.
В предлагаемом устройстве применены фрикционные механизмы с косинусным построителем взамен сложных коноидных, а в качестве масштабного механизма использованы конусные фрикционы с поворотной коробкой скоростей, расположенные в планшете.
Это позволяет упростить схему, уменьшить вес и габариты прибора, а также увеличить пределы работы по скорости до 60 узлов. Схема автоматического прокладчика построена исходя из предположения, что Земля представляет собой шар. Поэтому в нем реализуются следующие формульные зависимости, по которым производится счисление географических координат:
t,, РШ= ) V Cos УК df (разность широт);
11
t, PD= I V ° Sin Ь К ° Sec f, ° dt
Входными данными для работы автопрокладчика служат: скорость кор воля, пост пающая от лага, курс корабля, поступающии от гидрокомпаса, начальные координаты (с p u t.p) i устанавливаемые вручную. и экваториальный масштаб, устанавливаемый вручную.
В описываемом прокладчике вырабатываются поправки к входным данным по известным формульным зависимостям, для решения которых используются синусно-косинусные вращающиеся трансформаторы, Для получения составляющих пройденного расстояния в масштабе карты меркаторской
15 проекции и для перевода отшествия в разность долгот умножаются составляющие пройденного расстояния на секанс широты. Эти зависимости решаются с помощью фрикционных механизмов и косинусного построителя, кото20 рый представляет собой сектор с закрепленным на определенном расстоянии от центра вращения валиком. При повороте секгора на угол, пропорциональный счислимой широте (,), палец перемещает каретку фрикцион25 Hhlx механизмов, а следовательно, и ролики вдоль конусов на величину, пропорциональную Cos;-,.
Для получения составляющих пройденного расстояния на карте в меркаторской проек30 ции необходимо учитывать ее масштаб. Это осуществляется в масштабном механизме, который расположен в планшете и представляет
231850
Предмет изобретения
Составитель С. Павлов
Техред Л. К. Малова
Редактор А. Шиллер
Корректор И. Л. Кириллова
Заказ 343/8 Тираж 530 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2 собой коробку скоростей с фрикционными делителями.
Автоматический прокладчик, предназн аченный для автоматического счисления географических координат места корабля и автоматической прокладки пути корабля на меркатор4 ской карте, состоящий из основного прибора и планшета, оглича ощийся тем, что, с целью упрощения схемы и уменьшения веса и габаритов прибора, а также с целью увеличения пределов работы по скорости до 60 узлов, в основном приборе применены фрикционные механизмы с косинусным построителем, а в планшете конусные фрикционы с поворотной коробкой скоростей.

