Установка для проведения мореходных испытаний модели судна в опытном бассейне
243420
О П И С А Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтоких
Социвлиотинвоких
Рволублик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 29.Ч.1967 (№ 1160956/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 05 Ч.1969. Бюллетень № 16
Дата опубликования описания 23.IX.1969
Кл. 65ат, 10/01
МПК В 63Ь
УДК 629.12:532.006.016. .002.54 (088,8) .
Комитет ло делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
Е. М. Минкин, B. Е. Тощев, 3. П. Манаков, В. И. Сергеев, В. А. Крупин, В. А. Покровский, М. Е. Рябков и В. E. Синицын
Заявитель
УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОРЕХОДНЫХ ИСПЫТАНИЙ
МОДЕЛИ СУДНА В ОПЪ|ТНОМ БАССЕЙНЕ
Известны установки для проведения мореходных испытаний модели судна в опытном бассейне, содержащие несущую ферму с продольными направляющими, перемещающуюся вдоль них каретку, вертикальный возвратнопоступательно перемещающийся пилон, соединяемый с моделью, силоизмеритель и устройство постоянной тяги, включающее в себя цилиндрическую винтовую пружину кручения, Описываемая установка отличается от известных тем, что устройство постоянной тяги выполнено с моментным электродвигателем постоянного тока, выходной вал которого соединен тросо-блочной системой с кареткой.
Такая конструкция установки обеспечивает дистанционное управление и расширение диапазона силы подтягивания модели судна.
Для повышения точности измерения буксировочного сопротивления за счет исключения влияния сил трения в подвижных узлах установки на показания силоизмерителя его целесообразно устанавливать на ферме-качалке, встроенной в каретку и кинематически взаимодействующей с пилоном.
На фиг. 1 схематически изображена описываемая установка; на фиг. 2 — цилиндрическая винтовая пружина кручения.
Установка содержит несущую ферму 1, жестко закрепляемую на буксировочной тележке (на чертеже не показана), и каретку 2, внутри которой шарнирно смонтирована ферма-качалка 3. Каретка выполнена с роликами 4, перекатывающимися вдоль фермы 1 по ее продольным направляющим 5.
Вертикальный пилон б, встроенный в фермукачалку, может перемещаться возвратно-поступательно относительно роликов 7, закрепленных на ферме-качалке 8, и несет на себе башмак 8, к которому крепится модель 9 судна. В нижней части пилон снабжен датчиком
10 угла дифферента модели.
На ферме-качалке 8 смонтированы датчик
1l вертикальных перемещений и силоизмеритель 12, закрепленный своей подвижной ча15 стью на каретке 2.
Цилиндрическая винтовая пружина кручения 13, насаженная с помощью подшипников
14 на ось 15 и снабженная механизмом lб для регулирования жесткости, кинем атически
20 соединена тросо-блочной системой 17 с кареткой 2. В свою очередь, каретка тросо-блочной системой 18 кинематически соединена с выходным валом моментного электродвигателя
19 постоянного тока и датчиком 20 горизон25 т альных перемещений.
Установка снабжена механизмом 21 для подъема модели судна.
Установка помещается на буксировочной тележке опытного бассейна. Модель 9 судна
Зо крепится с помощью башмака 8 к пилону б.
243420
При буксировании на волнении она совершает колебания в вертикальной плоскости, при этом пилон б перемещается по роликам 7. Величина этих перемещений измеряется датчиком 11.
Датчик 10 измеряет угол дифферента модели.
Пружина 13 закручивается механизмом 16, а усилие через тросо-блочную систему 17 передается на каретку 2. При равенстве средней силы сопротивления усилию, развитому пружиной, каретка, перемещаясь по направляющим 5, занимает среднее положение и совершает продольные колебания под действием только переменной составляющей силы сопротивления.
Для дистанционного управления и расширения диапазона силы подтягивания модели судна включается моментный электродвигатель
19 постоянного тока, который через трособлочную систему 18 передает усилие на каретку 2. Горизонтальные колебания модели измеряются датчиком 20, соединенным с тросо-блочной системой 18. Сила сопротивления модели передается через пилон 6, ферму-качалку 8 на силоизмеритель 12.
Для предохранения модели судна от заливания водой при обратном движении буксировочной тележки включается механизм 21, с помощью которого модель поднимается из воды. Для следующего, очередного, пробега буксировочной тележки операции повторяют.
Предмет изобретения
1. Установка для проведения мореходных испытаний модели судна в опытном бассейне, содержащая несущую ферму с продольными направляющими, перемещающуюся вдоль последних каретку, вертикальный возвратно-по10 ступательно перемещающийся пилон, соединяемый с моделью судна, силоизмеритель и устройство постоянной тяги, включающее в себя цилиндрическую винтовую пружину кручения, отличающаяся тем, что, с целью дистан15 ционного управления и расширения диапазона силы подтягивания модели судна, устройство постоянной тяги выполнено с моментным электродвигателем постоянного тока, выходной вал которого соединен тросо-блочной системой
20 с кареткой.
2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности измерения буксировочного сопротивления за счет исключения влияния сил трения в подвижных узлах
2S установки на показания силоизмерителя, последний установлен на ферме-качалке, встроенной в каретку и кинематически взаимодействующей с пилоном.
243420
Составитель В. Ю. Бернадскнй
Редактор В. П. Борисова Техред Т. П. Курнлко Корректоры: Л. Голованова и В. Савина
Заказ 228) 41 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делаи изобретений и открытий при Совете Ыинистров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2


