Волновой фрикционный вариатор скорости

 

е е ч ; по ... (Й САНИ

3I2 094

О П

Соаз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Комитет по делам изобретений н открытий при Совете Министров

СССР

МПК Г 161 1 0О

Заявлено 28.VIII.1969 (№ 1365150ó25-28) с присоединением заявок №№ 1359400)25-28

H 1360337(25-28

Приоритет

Опубликовано 19.И11.1971. Бюллетень № 25

Дата опубликования описания 12.Х.1971

УДК 621.852.13(088.8) Авторы изобретения А. М. Гончаренко, Н. П. Рудаков, В. И. Стрелов и Н. И. Цейтлин

Заявитель

ВОЛНОВОЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ

Изобретение относится к области механических передач с малым коэффициентом скольжения, а именно к волновым фрикционным вариаторам скорости.

Известен волновой фрикционный вариатор скорости, содержащий жесткое колесо, гибкое конусное колесо, генератор волн, расположенный внутри гибкого колеса, и регулирующее устройство для перемещения гибкого колеса в осевом направлении. Однако у этого 10 вариатора увеличенное геометрическое скольжение в зочах контакта взаимодействующих пар и невысокий к.п.д.

Предлагаемый вариатор скорости отли- 15 чается тем, что он снабжен передачей, соединенной с регулирующим устройством, обеспечивающей изменение относительного осевого положения жесткого колеса и элементов генератора волн в процессе регулирования до 20 положения, при котором точки контакта гибкого колеса с жестким колесом и генератором волн расположатся по нормали к срединной поверхности гибкого колеса, проходящей через центры кривизны рабочих поверх- 25 ностей жесткого колеса и генератора волн в осевом сечении вариатора. В таком вариаторе скорости геометрическое скольжение в зонах контакта взаимодействующих пар уменьшено, а к. п. д. увеличен. 30

Передача, соединенная с регулирующим устройством, может быть связана также с жестким колесом при неподвижном в осевом направлении генераторе волн. Кроме того, передача, соединенная с регулирующим устройством, может быть связана также с генератором волн при неподвижном в осевом направлении жестком колесе, а оси роликов генератора волн могут быть подпружинены в радиальном направлении.

Оси роликов генератора волн могут быть подпружинены в радиальном направлении и установлены в ползунах, которые расположены в направляющих, выполненных по кривой, эквидистантной профилю рабочей поверхности жесткого колеса в осевом сечении вариатора. Передача, соединенная с регулирующим устройством, может быть связана также с ползунами.

При использовании в качестве регулирующего устройства передачи «винт — гайка» передача для относительного перемещения жесткого колеса и генератора волн может быть выполнена в виде передачи «винт — гайка» с микрометрической резьбой. Гайка первой передачи установлена в корпусе вариатора, гайка второй передачи жестко соединена с винтом первой передачи, а винт каждой из передач соединен с соответствующим перемещаемым звеном.

312094

30

На фиг. 1 изображен описываемый вариатор скорости, продольный разрез; на фиг. 2 и 3 — то же, вариaíòû; на фиг. 4 — частичный разрез по ролику генератора волн; на фиг, 5 — разрез по А — А на фиг. 4.

Волновой фрикционный вариатор скорости (фиг. 1) содержит жесткое колесо 1, гибкое конусное колесо 2, генератор волн 8, расположенный внутри гибкого колеса, и регулирующее устройство 4 для перемещения гибкого колсса в осевом направлении. С устройством 4 соединена передача 5, обеспечивающая изменение относительного осевого положения колеса I и элементов (роликов б) генератора волн в процессе регулирования.

В другом варианте (фиг. 2) вариатор также содержит жесткое колесо 7, гибкое конусное колесо 2, неподвижный в осевом направлении генератор волн 8, расположенный внутри гибкого колеса, регулирующее устройство 4 для перемещения гибкого колеса, а передача 5 связана с жестким колесом.

В конструкции вариатора на фиг. 1 передача связана с генератором волн 8 при неподвижном в осевом направлении жестком колесе 1, а оси 9 роликов генератора волн подпружинены в радиальном направлении.

На фиг. 4 оси роликов подпружинены в радиальном направлении и установлены в ползунах 10, которые расположены в направляющих 11, выполненных по кривой 12, эквидистантной профилю рабочей поверхности жесткого колеса в осевом сечении вариатора, причем передача 5 связана также с ползунами

При использовании в качестве регулирующего устройства передачи «винт — гайка» передача 5 выполнена в виде передачи «винт — гайка» с микрометрической резьбой. Гайка первой передачи установлена в корпусе 18 вариатора, гайка второй передачи жестко соединена с винтом 14 первой передачи (передачи 5), а винты 14 и 15 каждой из передач соединены с соответствующим перемещаемым звеном.

Вариатор по фиг. 1 работает следующим образом.

При вращении винта 14 регулирующего устройства гибкое колесо перемещается вдоль своей оси и деформируется генератором волн

8 до контакта с поверхностью жесткого колеса 1 и изменяет угол наклона образующей.

При этом передача 5 обеспечивает пропорциональное перемещение генератора волн 8, благодаря чему центр дуги, которой описана контактная поверхность ролика, располагается на нормали к образующей гибкого колеса в точке контакта основных деталей во всем диапазоне изменения передаточного числа.

Точечный контакт основных деталей (жесткого колеса — гибкого колеса — генератора волн) уменьшает относительную потерю скорости и повышает к.п.д. передачи.

В вариаторе по фиг. 2 вращение винта 14 устройства 4 вызывает перемещение гибкого

4 колеса, деформируемого генератором волн 8 до контакта с рабочей поверхностью жесткого колеса 7, и изменение угла наклона образующей (гибкого колеса). Передача 5 обеспечивает малое перемещение жесткого колеса, пропорциональное перемещению гибкого колеса, в результате центр дуги, которой описана его поверхность, располагается на нормали к образующей гибкого колеса в точке контакта основных деталей во всем диапазоне изменения передаточного числа, относительная потеря скорости уменьшается, а к.п.д. передачи повышается.

В вариаторе по фиг. 3 вращение винта 14 устройства 4 вызывает осевое перемещение гибкого колеса. При этом угол наклона его образующей изменяется под воздействием роликов генератора волн, прижимающих его к жесткому колесу 1. Винт 15 передачи 5 также перемещается поступательно и перемещает ползуны 10, которые контактируют с направляющими 11 по кривой 12, вызывая синхронный с перемещением гибкого колеса поворот роликов генератора. При повороте роликов создается точечный контакт основных деталей, приводящий к положительным эффектам, описанным выше.

Предмет изобретения

1. Волновой фрикционный вариатор скорости, содержащий жесткое колесо, гибкое конусное колесо, генератор волн, расположенный внутри гибкого колеса, и регулирующее устройство для перемещения гибкого колеса в осевом направлении, отличающийся тем, что, с целью уменьшения геометрического скольжения в зонах контакта взаимодействующих пар и повышения к.п.д. вариатора, он снабжен передачей, соединенной с регулирующим устройством, обеспечивающей изменение относительного осевого положения жесткого колеса и элементов генератора волн в процессе регулирования до положения, при котором точки контакта гибкого колеса с жестким колесом и генератором волн расположатся по нормали к срединной поверхности гибкого колеса, проходящей через центры кривизны рабочих поверхностей жесткого колеса и генератора волн в осевом сечении вариатора.

2. Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что передача, соединенная с регулирующим устройством, связана также с жестким колесом при неподвижном в осевом направлении генераторе волн.

3. Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что передача, соединенная с регулирующим устройством, связана также с генератором волн при неподвижном в осевом направлении жестком колесе, а оси роликов генератора волн подпружинены в радиальном направлении.

4. Вариатор по и. 1, отличающийся тем, что оси роликов генератора волн подпружи312094

У /5

Фиг. 1

2 i 17 Дс йены в радиальном направлении и установлены в ползунах, которые расположены в направляющих, выполненных по кривой, эквидистантной профилю рабочей поверхности жесткого колеса в осевом сечении вариатора, а передача, соединенная с регулирующим устройством, связана также с ползунами.

5. Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что при использовании в качестве регулирующего устройства передачи «винт †гай» передача для относительного перемещения жесткого колеса и генератора волн выполнена в виде передачи «винт — гайка» с микрометрической резьбой, гайка первой передачи установлена в корпусе вариатора, гайка второй пе5 редачи жестко соединена с винтом первой передачи, а винт каждой из передач соединен с соответствующим перемещаемым звеном.

Приоритет по п. 3 исчислять с 4 сентября

10 1969 г., а по п. 4 — с 12 сентября 1969 г.

Фиг 5

Составите:1ь Е. Андреенкова

Редактор Д. Жаворонкова Техред Т. П. Курилко Корректоры: В. Петрова и А. Абрамова

Заказ 2?64/10 1Лзд. № 1144 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раугиская наб., д. 4/5

Типография, нр. Сапунова, 2

Волновой фрикционный вариатор скорости Волновой фрикционный вариатор скорости Волновой фрикционный вариатор скорости Волновой фрикционный вариатор скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх