Планетарная прецессионная фрикционная передача
Планетарная прецессионная фрикционная передача предназначена для обеспечения широкого диапазона регулирования частот вращения. На выполненном за одно целое с входным валом и хвостовиком косом кривошипе установлен ведомый конус, связанный с выходным элементом посредством упруго податливого элемента. Ведомый конус изготовлен из легкого прочного материала и имеет диаметр наружной поверхности не более d = Dcos
/2 , где D - диаметр контактирующей поверхности фрикционного кольца,
- угол при вершине ведомого конуса. Поворотом и осевым перемещением резьбовой втулки по винтовым пазам в корпусе можно изменять внутренний диаметр зажатого между двумя частями резьбовой втулки фрикционного кольца, что приводит к изменению внутреннего диаметра этого кольца и изменению передаточного отношения. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности.
Известны передачи с плавно изменяемым передаточным отношением, в том числе имеющие конусообразные элементы, расположенные так, что их образующие, находящиеся в контакте с промежуточным внутренним или с центральным охватывающим колесом, параллельны траектории возможного осевого перемещения этих колес, которое используется с целью изменения передаточного отношения. К передачам этой разновидности относится передача (авт. св. N 1588948 и двухпоточный вариатор фирмы "Томмазини", изображенный на рис. 130 книги Пронина Б.А. и Ревкова Г.А. Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи, М. Машиностроение, 1980). При очевидных достоинствах перечисленных передач (значительная передаваемая мощность, простота конструкции, высокая надежность) они имеют общий недостаток приемлемый диапазон передаточных отношений не превышает 9. В качестве прототипа выбран фрикционный вариатор скорости (авт. св. N 1580096, F 16 H 15/50), который также относится к прецессионным передачам (ось вращения одного из элементов при работе описывает конус), а контактирующая поверхность этого элемента выполнена в виде конуса. Достоинствами данного вариатора являются простота конструкции и несложный механизм изменения передаточного отношения. К недостаткам относится небольшой приемлемый диапазон регулирования, невозможность перевода регулирующего механизма при остановленном приводе из-за большого усилия перевода, значительное поперечное скольжение в контакте рабочих поверхностей, приводящее к снижению КПД, и необходимость универсального шарнира и шарнирной муфты с большим ходом в месте сочленения кривошипа с выходным валом, что снижает надежность вариатора. В основу изобретения поставлена задача фрикционный вариатор, один из контактирующих элементов которого выполнен в виде конуса, путем снабжения охватывающим первый вторым контактирующим элементом и цельным косым кривошипом, а также обеспечения минимальной разности большего диаметра конусообразного и охватывающего его элемента, обеспечить широкий диапазон регулирования частот вращения при достаточной передаваемой мощности. Поставленная задача решается тем, что в предлагаемой передаче, содержащей корпус, входной вал в виде косого кривошипа, установленный на нем с возможностью вращения ведомый конус, связанный с ним выходной элемент, механизм для изменения передаточного отношения и балансирующий груз, согласно изобретению косой кривошип выполнен за одно целое с входным валом и хвостовиком, представляющим собой шейку для второй опоры кривошипа, механизм для изменения передаточного отношения выполнен в виде составной из частей, связанных резьбой, втулки, смонтированной в корпусе, и зажатого между частями втулки с регулируемым усилием кольца из фрикционного материала и с фиксирующим положения частей втулки винта, ведомый конус изготовлен из легкого прочного материала, имеет диаметр наружной поверхности не более




W15 частота вращения выходного элемента 15;
D диаметр контактирующей поверхности кольца 23;
d расчетный диаметр дорожки качения на ведомом конусе;
K коэффициент, учитывающий скольжения в фрикционной паре. Вращение конуса 22 через упруго податливый элемент 33 передается выходному элементу 15, направление вращения которого, как и конуса 22, противоположно направлению 45 вращения кривошипа 7. Изменение передаточного отношения производится воздействием на рукоятку 38 с усилием, достаточным для преодоления действия тормоза, состоящего из кольца 41 и пружины 42, и трения (в случае отсутствия вращения) в сопряжении фрикционной пары. В результате происходит поворот и осевое перемещение деталей, несущих кольцо 23, по пазам 40 в корпусе 1. Диаметр дорожки качения на конусе 22 при этом изменяется, что приводит к изменению передаточного отношения. Регулировка усилия нажима в сопряжении контактирующих поверхностей конуса 22 и кольца 23 осуществляется изменением степени сжатия кольца 23 частями 24 и 25 составной втулки, которое ведет к изменению внутреннего диаметра кольца. Проверка диапазона регулирования для передачи с реальными параметрами. Исходные данные. W7=n=1470 об/мин частота вращения входного вала;
D=100 мм диаметр контактирующей поверхности фрикционного кольца;



dmin=D/2=50 мм то же минимальный диаметр;
K= 0,968 коэффициент, учитывающий скольжение в передаче (K-1-$=1-0,032= 0,968. $ определен на основании формул 169 и 174, приведенных в книге Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи). Используя вышеприведенное выражение для передаточного отношения, получаем формулу для определения частоты вращения выходного элемента 15

а с учетом W7=n=1470 об/мин максимальная и минимальная частоты будут:

Диапазон регулирования

Формула изобретения
d = Dcos

где D диаметр контактирующей поверхности фрикционного кольца;

и соединен с выходным элементом посредством упругоподатливого элемента.
РИСУНКИ
Рисунок 1