Патент ссср 298726
О П И С А Н И Е 298726
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 23.VII I.1968 (№ 1267105/29-14) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 16.lll.1971. Бюллетень № 11
Дата опубликования описания 20.Ю.1971
МПК Е 021 3176
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР тДК 621 878 23(088 8) Авторы изобретения
Г. М. Коваленко и Г. Е. Перельман
Заявитель
БУЛЬДОЗЕР
Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам.
Известны бульдозеры, включающие рабочий орган, толкающую раму и силовые цилиндры.
Однако значительное тяговое сопротивление при перемещении грунта снижает эффективность их использования.
В предлагаемом бульдозере снижение тягового сопротивления при перемещении грунта, а также возможность образования замкнутого цилиндрического контура обеспечивается тем, что его рабочий орган выполнен составным с отвалами, имеющими боковые стенки, соединенные между собой цапфами. Цапфы закреплены шарнирно на толкающей раме, причем каждая из боковых стенок одного из отвалов соединена с корпусом силового цилиндра, шток которого шарнирно связан с другим отвалом.
На фиг. 1 изобра>кен бульдозер в рабочем положении в двух проекциях; на фиг. 2 — рабочий орган бульдозера, вид сбоку; а — с поднятым передним отвалом, б — с полностью сомкнутыми отвалами, в — в положении, при котором двухотвальный рабочий орган используется по схеме работы отвала с переднерасположенной лыжей (роль лыжи выполняет задний отвал).
Описываемый бульдозер включает составной рабочий орган с передним 1 и задним 2 отвалами. Передний отвал представляет собой сварную конструкцию, выполненную в виде половины цилиндра с боковыми стенками, в
KoT0pt Ix имеются прорези (проушины) для монтажа отвала на цапфы >, закрепленные шарнирно на толкающей раме 4.
Отвал 1 может поворачиваться вокруг цапф, принимая различные положения по отношению к отвалу 2. Задний отвал также представляет
10 собой сварную конструкцию, выполненную в виде полуцилиндра, радиус которого меньше радиуса переднего отвала на толщину обра. зующей, так что при взаимных поворотах передний отвал обхватывает задний.
На рабочих концах отвалов смонтированы ножи 5 для резания грунта. Нерабочие концы радиусных отвалов выполняются заостренными для очистки сопрягаемых поверхностей
20 отвалов при их взаимных поворотах относительно оси цапф (при складывании отвалов) .
Каждая из боковых стенок заднего отвала соединена с корпусом гидроцилиндра б, а его шток 7 шарнирно связан с передним отвалом.
25 С помощью гидроцилиндров б отвалы могут занимать различные положения один по отношению к другому, а дополнительными цилиндрами 8 осуществляют фиксацию одного из отвалов по отношению к раме 4 при копании
30 грунта.
298726
2 б ф
5u? 1
Подписное
Тираж 473
Изд. Ха 393
Заказ 870/6
Типография, пр. Сапунова, 2
Подача рабочей жидкости гидроцилиндрам б, вращающимся вместе с отвалами бульдозера или катка, осуществляется через цапфы 8 с помощью известных полноповоротных гидравлических соединений. В цапфах для этой цели имеются радиальные и осевые каналы, по которым рабочая жидкость поступает в полости боковых гидроцилиндров, изменяя при этом взаимное расположение отвалов бульдозера, Гидроцилиндры 6 в целях их защиты от возможных повреждений в процессе работы бульдозера монтируются на боковинах отвала 2 без превышения габарита отвала по ширине, т. е. утапливаются в стенках отвала.
Гидроцилиндры 8 монтируются на раме 4 и осуществляют фиксацию отвала 2 в раме с помощью фиксаторов 9, что необходимо для копания грунта при выполнении машиной бульдозерных или скреперных работ. При переводе бульдозера в транспортный режим или режим катка гидроцилиндры 8 освобождают фиксаторы 9 отвала, чем обеспечивается свободное качение отвалов бульдозера в сомкнутом состоянии. Описанное конструктивное решение отвала бульдозера позволяет использовать его в различных сочетаниях: при сложенных отвалах — обычный бульдозерный отвал с боковыми щитами (см. фиг. 1); при неполностью сомкнутых отвалах — бульдозерный отвал с боковыми щитами и переднерасположенной опорой, обеспечивающей постоянство стружки по толщине (фиг. 1); при полностью сомкнутых отвалах — цилиндрическая емкость-каток, позволяющая перемещать грунт не волочением с постоянными потерями как объема, так и мощности, а качением — без потерь объема, с меньшими усилиями, большей скоростью и на большие рас5 стояния (скрепер) (см. фиг. 2,б); при неполностью сомкнутых отвалах возможна работа бульдозера и при обратном заднем ходе (челночная работа) (см. фиг. 2,в); при полностью сомкнутых отвалах, запол10 пенных грунтом, самозагружающийся каток для предварительного уплотнения грунтов (см. фиг. 2,б) . Таким образом, описываемый бульдозер, отвал которого состоит из двух подвижны.;
15 один относительно другого полуцилиндров, может выполнять работы, производимые бульдозерами, скреперами и катками.
20 Предмет изобретения
Бульдозер, включающий рабочий орган, толкающую раму и силовые цилиндры, отличаюи1ийся тем, что, с целью снижения тягового
25 сопротивления при перемещении грунта и обеспечения возможности образования замкнутого цилиндрического контура, его рабочий орган выполнен составным с отвалами, имеющими боковые стенки, соединенные между со30 бой цапфами, которые, в свою очередь, шарнирно закреплены на толкающей раме, причем каждая из боковых стенок одного из отвалов соединена с корпусом силового цилиндра, шток которого шарнирно связан с другим от35 валом.

