Гидростатический подшипник
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К ПАТЕНТУ
298"l38
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимый от патента №
МПК F 16с 17/16
Заявлено 13.Ч111.1969 (№ 1359523/25-27)
Приоритет 13Х111.1968, № P-1775454,0, ФРГ
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.822.1(088.8) Опубликовано 11.Ill.1971. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 10Л .1971
Автор изобретения
Иностранец
Манфред Бейземанн
1.- .,::": . 1 .—: (Федеративная Республика Германии) Иностранная фирма
«П. Конингс Машиненфабриек Лизер-ен Метаалгиетерий H. В.» (Нидерл анды) Заявитель
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 1
Изобретение относится к бласти машиностроения, а именно к конструкции гидростатического подшипника.
Известны гидростатические подшипники, на поверхностях скольжения неподвижных элементов которых выполнены маслоподводящие канавки и охватывающие их маслоотводящие канавки, образующие гидростатическую камеру, ограниченную уплотнительными канавками, с встроенными в них уплотнениями.
Однако в таких подшипниках срок службы уплотнений незначителен, не исключены утечки масла через уплотнения, а также при этом теряются основные преимущества гидростатических подшипников в связи с увеличением потерь на трение в уплотнениях.
Цель изобретения — создание такой конструкции гидростатического подшипника, которая полностью устраняла бы непроизводительные утечки масла, не допускала загрязнения рабочей зоны и повышала надежность работы подшипника.
Достигается это тем, что уплотнительные канавки соединены с источником давления воздуха.
На фиг. 1 схематично изображен гидростатический подшипник в развертке на плоскости; на фиг. 2 — радиальный гидростатический подшипник в поперечном разрезе; на фиг. 3— диаграмма измерения давления сред в гидростатическом подшипнике; на фиг. 4 — радиальный гидростатический подшипник в продольном разрезе; на фиг. 5 — плоский упорный гидростатический подшипник в поперечном разрезе; на фиг. 6 — вид сверху на поверхность скольжения неподвижной части плоского упорного гидростатического подшипника.
1о Радиальный гидростатический подшипник имеет несколько радиальных равномерно расположенных по внутренней поверхности неподвижного элемента 1 маслоподводящих канавок 2 с питающими отверстиями 8, соеди15 ненными с подводящим маслопроводом 4.
Маслоподводящие канавки 2 отделены одна от другой перемычками, благодаря этому каждая канавка соединена с индивидуальным маслонагнетающим насосом. В осевом направ20 ленни по обе стороны от маслоподводящих канавок расположены две кольцевые маслоотводящие канавки 5, образующие одну общую гидростатическую камеру. По периметру маслоотводящих канавок выполнены сливные отверстия б, соединенные трубопроводом 7 с маслонагнетающим насосом (на чертеже не показан). Между торцами неподвижного элемента и маслоотводящими канавками 5 выполнены уплотнительные канавки 8, соединен298138
3 ные посредством питающих отверстий 9 и трубопровода 10 с источником давления воздуха (на чертеже не показан).
Внутри неподвижного элемента 1 расположен вращающийся элемент.
В случае выполнения гидро статического подшипника упорным (см. фиг. 5 и 6) вращающийся элемент 11 и неподвижный элемент 1 выполняются плоскими и располагаются соосно один над другим, все канавки выполняются концентричными, при этом между маслоподводящими канавками 2 также предусматриваются перемычки, .Работают описываемые гидр остатические подшипники следующим образом, Нагнетаемое масло протекает через зазор между опорной поверхностью вращающегося элемента 11 и поверхностью скольжения неподвижного элемента 1 в маслоотводящую канавку 5 и через сливные отверстия 6 и маслоотводящий трубопровод сно ва поступает в нагнетающий насос. Утечка масла наружу предотвращается сжатым воздухом, поступающим через питающие отверстия 9, и трубопровод
10 в уплотнительную канавку 8.
Максимум 12 давления масла располагается в зоне маслоподводящей канавки 2. По направлению к маслоотводящим канавкам б происходит значительное падение давления и в зоне канавок давление достигает величины
13, которая примерно соответствует атмосферному давлению. Порог давления 14, достигаемый в уплотняющей канавке при поступлении в нее сжатого воздуха, достигает своего максимума над уплотняющей канавкой, и это давление снижается до атмосферного в направлении к наружным торцам неподвижного
5 элемента.
В обратном направлении это давление снижается до величины давления масла в зоне маслоотводящей канавки..Поэтому давление масла не может преодолеть давление сжатого
10 воздуха, которое имеется вокруг масляной пленки, и поэтому масло вытекает вместе со стремящимся наружу воздухом через отверстия 6.
Предмет изобретения
1. Гидростатический подшипник, содержащий вращающийся и неподвижныи элементы, в одном из которых выполнены маслоотводя20 щие радиальные канавки и охватывающие их маслоотводящие замкнутые канавки, образующие гидростатическую камеру, ограниченную уплотнительными канавками, отличающийся тем, что, с целью уменьшения расхода масла
25 и повышения надежности подшипника, уплотнительные канавки соединены с источником давления воздуха.
:2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что вращающийся и неподвижный элементы
ЗО выполнены в виде вала и втулки.
3, Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что вращающийся и неподвижный элементы выполнены в виде плоских пяты и подпятника.
В 5 /1 В
2 б
Б-б
Фиг.б
Фиг 4
Составитель Г. Козлов
Текред А. А. Камышникова Корректор Т. А. Китаева
Редактор Г. Гончарова
Заказ 1232, 14 Изд. № 534 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5
Типография, пр. Сапунова, 2



