Двусторонний осевой гибридный газовый подшипник со спиральными канавками
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов. Двусторонний осевой гибридный газовый подшипник со спиральными канавками содержит два подпятника, один из которых неподвижен в осевом направлении, и вращающуюся между ними пяту, образующую с подпятниками рабочие зазоры. На поверхностях подпятников, обращенных к пяте, выполнены спиральные канавки. Подшипник содержит устройство регулирования рабочих зазоров с обратной связью по частоте вращения. Второй подпятник, расположенный со стороны действия осевой силы, выполнен подвижным в осевом направлении. Угол наклона спиральных канавок подвижного подпятника противоположен углу наклона спиральных канавок неподвижного подпятника. Размещение в гладкой зоне подшипника на пяте сопла наддува газа в рабочие зазоры сообщены пневмомагистралью с источником сжатого газа посредством электропневмоклапана, связанного электрически с устройством регулирования рабочих зазоров. Технический результат - исключение "сухого" трения между рабочими поверхностями подшипника в момент пуска и остановки машины, а также повышение несущей способности подшипника в газодинамическом режиме работы. 9 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров.
Известен газодинамический подшипник (а. с. СССР 1681077, МПК F 16 C 17/04), содержащий установленную на валу пяту, торцевая поверхность которой снабжена расположенными на периферии глухими спиральными канавками, и смонтированный в корпусе подпятник с гладкой рабочей поверхностью. Спиральные канавки снабжены спиральными выступами, выполненными заподлицо с торцевой поверхностью пяты и примыкающими к глухим торцам канавки. Известна газодинамическая опора (а.с. СССР 1762005, МПК F 16 C 17/04), опорная поверхность пяты которой снабжена спиральными канавками, сообщающимися с помощью тангенциальных канавок со стороны периферии пяты дополнительными спиральными канавками, направленными от центра к периферии. Длина дополнительных канавок меньше длины основных. Недостатком конструкции этих подшипников является низкая несущая способность в случае применения в машинах с односторонне действующей осевой нагрузкой из-за образования кольцевых вихрей в спиральных канавках. Известен газодинамический подшипник (а. с. СССР 838127, МПК F 16 C 17/02), содержащий полусферы, установленные на неподвижной оси вращения, и охватывающий ротор с внутренними поверхностями. На рабочей поверхности полусфер выполнены два ряда спиральных канавок, встречно направленных с одинаковым углом наклона, равным

Rk - радиус спиральных канавок;
Rb - внутренний радиус осевого подшипника;


H0 - равновесный рабочий зазор. На фиг. 4 изображена эпюра распределения давления между торцeвыми поверхностями двустороннего осевого газодинамического подшипника со спиральными канавками:
а) - с положительным углом закрутки спиральных канавок слева и справа;
б) - с положительным углом закрутки спиральных канавок слева, с отрицательным углом - справа, где:


Fос - вектор осевой силы;
H1 и H2 - зазоры между рабочими торцeвыми поверхностями (H1 < H2). На фиг. 5 и 6 - принципиальная схема подшипника при работе его соответственно в газостатическом режиме при





1 - подпятник с положительным углом закрутки спиральных канавок;
2 - подпятник с отрицательным углом закрутки спиральных канавок;
3 - пята;
7 - электропневмоклапан;
8 - редуктор газа;
9 - источник сжатого газа;
10 - датчик замера оборотов вращения ротора;
11 - устройство регулирования рабочего зазора;
h0 - равновесный рабочий зазор;
Fос - вектор осевой силы;

Pгаза - давление газа от источника питания. На фиг. 7 - блок-схема устройства регулирования равновесного рабочего зазора с обратной связью в зависимости от частоты вращения ротора машины, где:
ЧЭ - чувствительный элемент (датчик оборотов ротора и частотомер);
УУ - управляющее устройство;
Пр - преобразователь ошибки;
ИМ - исполнительный механизм (электропневмоклапан);
ОР - объект регулирования;
y - текущая частота вращения ротора машины (y =

u - настройка, программа регулирования (u =



z - управляющее воздействие (напряжение на обмотках электромагнитной катушки электропневмоклапана). На фиг. 8 - конструкция двустороннего осевого гибридного газового подшипника с использованием отрицательного угла закрутки спиральных канавок и регулируемым равновесным рабочим зазором:
1 - подпятник с положительным углом закрутки спиральных канавок;
2 - подпятник с отрицательным углом закрутки спиральных канавок;
3 - пята. На фиг. 9 - разрез A-A:
12 - сопла для наддува газа в рабочий зазор. Принцип создания несущей способности в газовом слое газодинамического осевого подшипника заключается в том, что относительное движение скользящих поверхностей в направлении спиральных канавок 5 (фиг. 2), выполненных на каждом из подпятников 1, 2 (фиг. 1), и в направлении выступов 4 (фиг. 2) создает течение газа, захватываемое микронеровностями, вдоль образующих спиральных канавок меньше, чем поперек. Поэтому работа элементов подшипника подобна центростремительному вязкостному компрессору. Сопротивление вязкостному течению газа от центра подшипника к его периферии в направлении радиуса кольца вызывает повышение давления в рабочем зазоре по сравнению с его значением на входе в подшипник. Эта разница давлений обеспечивает несущую способность слоя газа в зазоре подшипника. Увеличению расхода газа через подшипник, а следовательно, и падению давления внутри него препятствует наличие гладкой зоны 6 (фиг. 2) с меньшей толщиной зазора, чем в области канавок. Принципиальным назначением осевого подшипника является компенсация суммарной осевой силы, которая в процессе работы машины может меняться, особенно в моменты ее пуска и остановки, поэтому чаще всего применяется конструкция двустороннего осевого подшипника. Однако существуют машины, в которых направление действия суммарной осевой силы на ротор при рабочих числах оборотов не меняется (например, турбокомпрессор газоперекачивающей станции). В этом случае при применении двустороннего осевого подшипника работает только одна из его поверхностей. Другая поверхность подшипника воспринимает лишь случайные нагрузки. Однако можно создать такую конструкцию двустороннего осевого газодинамического подшипника, где несущими будут являться обе поверхности. Рассмотренный выше принцип создания несущей способности в газодинамическом осевом подшипнике и сходящимся потоком газа может быть использован с точностью до наоборот для создания отрицательного несущего газового слоя, если угол закрутки спиральных канавок изменить на противоположный направлению вращения ротора машины (отрицательный угол закрутки спиральных канавок). В этом случае газ будет откачиваться из центральной зоны подпятника, а наличие гладкой зоны будет препятствовать натеканию газа, а следовательно, и росту давления в центральной зоне подпятника. Работа элементов подшипника подобна в этом случае центробежному вакуумному насосу. Этот эффект можно использовать в конструкции двустороннего осевого газодинамического подшипника в машине с односторонне действующей осевой силой. Рабочая поверхность подпятника 1 (фиг. 1) имеет положительный угол закрутки спиральных канавок и создает положительную несущую способность. Рабочая поверхность подпятника 2 имеет отрицательный угол закрутки спиральных канавок и создает отрицательную несущую способность. При этом подпятник с отрицательным углом закрутки спиральных канавок располагается со стороны действия осевой нагрузки. Предлагаемая конструкция подшипника отличается от прототипа тем, что на неподвижном подпятнике со стороны действия осевой нагрузки машины спиральные канавки направлены противоположно вращению пяты 3 ротора. В этом случае суммарная несущая способность подшипника увеличивается за счет суперпозиции односторонне направленных эпюр распределения давления рабочих поверхностей (фиг. 4б). А для прототипа эпюра распределения давления между торцевыми рабочими поверхностями со стороны действия осевой нагрузки вычитается из эпюры противоположных поверхностей, ослабляя суммарную несущую способность осевого подшипника (фиг. 4а). Используя теорию газовых опор со спиральными канавками (С.В.Пинегин, А. Б.Емельянов, Ю.Б.Табачников. "Газодинамические подпятники со спиральными канавками". - М.: Наука, 1977), учитывающую сжимаемость несущего слоя, скольжение потока при средних числах Кнудсена, реальную геометрию и все параметры спиральных подшипников, приведен пример расчета конструкции предлагаемого подшипника со следующими параметрами:
газ - воздух;
температура газа - 290 K;
рабочая частота вращения ротора - 1000 рад/с;
окружающее давление - 0,1013 МПа;
число спиральных канавок - 24;
внешний радиус осевого подшипника - Rn = 0,063 м;
внутренний радиус осевого подшипника - Rb = 0,038 м;
радиус спиральных канавок - Rk = 0,05 м;
угол наклона спиральных канавок -


глубина спиральных канавок -


равновесный рабочий зазор - H0 = 5












- при работе в газодинамическом режиме:
1) без изменения размеров подшипника перейти на большие величины рабочих зазоров, что снижает требования к точности изготовления рабочих поверхностей подшипника;
2) при сохранении величин рабочих зазоров уменьшить габариты подшипника;
3) при сохранении величин рабочих зазоров и габаритов подшипника увеличить его суммарную несущую способность;
- при работе в газостатическом режиме:
исключить "сухое" трение между рабочими поверхностями подшипника в моменты пуска и остановки машины. Предлагаемая конструкция подшипника легка в изготовлении и не требует дополнительно разработанного оборудования.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9