Фрикционная предохранительная муфта
295916
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М
МПК F 16d 7!02
Заявлено 17.Х.1967 (№ 1191108!25-27) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 12.II.1971. Бюллетень ¹ 8
Дата опубликования описания 9.1 .1971
Комитет по делам иаооретеиий и открытий при Совете Мииистров
СССР
УДК 621.825.54 (088.8) Автор изобретения р г. л - Я
ПАТ ° .. -;." - "- -г :1Л библио тe„.. с.,1.-.А
M. К, Афанасьев
Заявитель
ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Предохранительные муфты применяются в машиностроении с целью устранения резонансных колебаний, а также снижения величины перегрузок деталей и узлов машин.
Существующие конструкции предохранительных фрикционных муфт, содержащие барабан и водило, взаимодействующие посредством фрикционной ленты, имеют тот недостаток, что предельный момент, при котором срабатывает муфта, зависит от величины коэффициента трения. Непостоянство коэффициента трения приводит к возникновению автоколебаний в приводе при срабатывании муфты, а также снижает надежность блокировки привода от перегрузок. Кроме того, при износе фрикционных обкладок в известных муфтах предельный момент резко уменьшается, что требует частых подналадок муфт.
Отличием предлагаемой муфты является то, что она снабжена механизмом стабилизации крутящего момента, выполненным в виде смонтированных на ступице барабана двух подпружиненных дисков, связанных с фрикциопной лентой; на одном из дисков закреплены упоры, а на другом при помощи пальцев— рычаги, взаимодействующие со штырями, установленными на водиле.
Кроме того, между дисками, несущими рычаги, и штырями водила установлены пружины, расположенные под углом к оси муфты.
Такое выполнение обеспечивает уменьшение влияния изменяющегося коэффициента трения на передаваемый момент и придает муфте упругие свойства.
На чертеже показана описываемая муфта в разрезах.
В муфте барабан 1 жестко связан с ведомым валом 2. Муфта снабжена механизмом стабилизации в виде установленных на ступи10 це барабана дисков 8 и 4, между упорами 5 и б которых расположены пружины 7. На диске 8 закреплены упоры 8, а на диске 4 пальцами 9 рычаги 10. На ведущем валу 11 жестко сидит водило 12, на котором укрепле15 ны штыри 18 и опоры 14 пружин 15. Вторымп опорами пружин 15 служат пальцы lб, закрепленные в диске 4. Диски имеют упоры 17 и 18, на которые опирается лента 19 с фрикцпон ой обкладкой 20. Торец муфты закрыт
20 кожухом 21.
Муфта работает следующим образом.
Под действием пружин 7 диски стремятся повернуться относительно точки О и, разжимая ленту 19, прижимают обкладку 20 к внут25 ренней поверхности барабана. Возникающие между новерхностямп барабана и обкладки
20 силы трения препятствуют пх относительному вращеншо, которое сообщается им водилом 12 через пру кипы 15. Усилие пружин 7
30 должно быть подобрано таким образом, что295916 бы момент трения между обкладкой 20 и внутренней поверхностью барабана 1 был равен расчетному предельному моменту М»р, передаваемому муфтой при минимальных значениях коэффициента трения.
Под действием крутящего момента М водило 12 поворачивается относительно дисков, деформируя при этом пружины 15. Благодаря тому что пружины 15 расположены под углом и. к оси, проходящей через центр О и точку К пальцев 1б, крутящий момент М изменяется в зависимости от угла закручивания муфты.
Если угол х взять равным
К!.. f 1- + А - — /Р х = are sin sin are cos
8о 2!А где К вЂ” коэффициент, характеризующий пружину 15; л — максимальная деформация пру?ки15;
$Π— первоначальное усилие пружины 15, соответствующее углу сс.
Если 1=KA — ).; А =КО; А=ХО, то разность ме?кду моментами М,»»;- и М»»,» псзначителi>на.
Водило 12, поворачиваясь относительно дисков, выбирает зазор 6 между штырями 18 и рычагами 10.
При 6=0 штырь 18 нажимаст па рычаг 10, который, взаимодействуя прп помощи упора 8 и пальца 9 с дисками 8 и 4, ослабляет действие пру?кин 7 на ленту 19 до такой степени, что муфта начинает буксовать. Таким образом. муфта работает в упругом режиме, пока
0; при 6==0 муфга превращается в предохранительную.
Наличие рычагов 10 упора 8 на диске 8 и пальца 9 на диске 4 делает незначительной разницу между И»р. и N» m», т. е. муфта малочувствительна к изменению в практически возможном диапазоне коэффициента трения ме?кду фрикционными поверхностями. С износом фрикционной обкладки зазор 6 уменьшается, но так как М,,, незначительно отличается от М„ „то и величина М, изменяется
1р незначительно.
Необходимую величину зазора 6 ме?кду рычагом 10 и штырем 18 можно установить, перемещая палец 9 в пазу диска 4.
Предмет изобретения
1. Фрикционная предохранительная муфта, содержащая барабан и водило, взаимодейст2р вующие посредством фрикционной ленты, отлича?ои аяся тем, что, с целью уменьшения влияния изменяющегося коэффициента трения на передаваемый крутящий момент, она снабжена механизмом стабилизации крутящего момента, выполненным в виде смонтированных на ступице барабана двух подпружиненных дисков, связанных с фрикционной лентой, на одном из которых закреплены упоры, а на другом — при помощи пальцев рычаги, взаимодействующие со штырями, установленными на водиле.
2. Муфта по п. 1, отлича ощаяся тем, что, с целью придания муфте упругих свойств, между дисками, несущими рычаги, н штыря«ч5 ми водила установлены пру?кипы, расположенные под углом к оси муфты.
295916
Составитель М. Злотник
Редактор H. Г. Михайлова Техред Е. Борисова Корректор А. П. Васильева
Заказ 869/14 Издат. № 392 Тираж 473 Подписное
Е1НИИПИ Комитета по делам изобретений н открытий при Совете Министров СССР
Москва, 7Ê-35, Раушская наб., д, 4;5
Типография, нр. Сапунова, 2


