Муфта предельного момента
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
257947
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
За виаимое от авт. авидетельства №вЂ”
Кл. 47с, 8
Заявлено 02. Ч! I. 1968 (№ 1254985/25-27) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 20.XI.1969. Бюллетень ¹ 36
Дата опубликования описания 7.Х11.1970
Комитет по делам изобретений и открытии при Совете Министров
СССР
МПК F 16d
УДК 621.825.5-783 (088.8) Автор изобретения
В. Г. Крегер
Заявитель
МУФТА ПРЕДЕЛЪНОГО МОМЕНТА
Изобретение предназначено для передачи ограниченного по величине крутящего момента рабочим органам различных машин, например роторам загрузочных машин в автоматических линиях производства радиодеталей, и отключения их при перегрузках.
Известны муфты, в которых шарики для сцепления дисковых полумуфт установлены в гнездах сепаратора. На торцах, обращенных друг к другу, образованы углубления для захода в них шариков. Количество углублений в каждой полумуфте равно количеству шариков в сепараторе. Полумуфты подпружинены друг к другу. Муфта сцеплена тогда, когда каждый шарик находится одновремен,но в углублениях обеих полумуфт. Для того чтобы шарики при срабатывании муфты нз расцепление выкатывались из углублений как одной так и другой полумуфты, скосы для выхода шариков в этих углублениях требуется выполнять достаточно пологими для того, чтобы шарики выкатывались без пробуксовки со скольжением, т. е. наклон скосов к плоскостям торцов полумуфт должен быть заведомо меньше угла трения для выбранной пары материалов шарика и полумуфт с учетом коэффициента трения при возможном засаливании контактирующих поверхностей.
Если наклон скосов будет больше угла трения, ход подвижной муфты в осевом направленин при срабатывании будет нестабильным, так как возможно выкатывание шариков и ряде случаев пз углублений только одной полумуфты. В тех случаях, когда одна из по5,л умуфт связана с элементом, отключающим при перегрузках привод машины, нестабильность ее хода прп срабатывании совершенно недопустима.
Выполнение скосов в углублениях полу10 муфт достаточно пологими удлиняет путь выкатывания шариков так, что угол взаимного поворота обеих полумуфт для полного срабатывания достигает 40 — 50 . Это снижает четкость срабатывания и может приводить к от15 ключению привода в тот момент, когда шарики еще неполностью выкатились из углублений. Они находятся в неустойчивом положении и могут вновь соскользнуть в углубления в то время, когда оператор занят устране20 нием в машине неполадки, вызвавшей перегрузку.
Кроме того, известные перегрузочные муфты не обеспечивают соединения параллельных валов при некоторой их несоосности.
25 Новым в конструкции муфты является то, что в сквозных отверстиях сепаратора установлено по меньшей мере два шарика со свободой осевого перемещения, а в каждой из полумуфт образовано углублений вдвое меньше, чем шариков в сепараторе, 257947
При таком исполнении крутизна выхода шариков из углублений в полумуфтах при срабатывании роли не играет, благодаря чему путь выкатывания шариков из углублений можно сократить до минимума и обеспечить четкий, релейный характер срабатывания муфты при перегрузках. В частном случае такая конструкция муфты может быть использована для соединения несоосно расположенных параллельных валов, для чего в сепараторе должно быть установлено четыре шарика так, чтобы против любого из них в диаметрально противоположном положении в сепараторе находился другой шарик, а в каждой полумуфте два диаметрально расположенных углубления выполнены в виде радиальных пазов. При таком конструктивном видоизменении сепаратор с двумя парами шариков, одна из,которых расположена в радиальных пазах одной полумуфты, а вторая пара — в пазах второй, работает как плавающее соединительное звено муфты Ольдгема.
Это компенсирует несоосность валов. Износ рабочих элементов предлагаемой муфты незначителен даже при частом:срабатывании на отключение, поскольку при холостом ходе муфта работает аналогично упорному подшипнику качения.
На фиг. 1 изображена муфта в разрезе, причем секущая плоскость проходит вдоль диаметрально расположенных пазов ведущей полумуфты; на фиг. 2 — то же, но секущая плоскость расположена вдоль пазов ведомой полумуфты.
На чертеже муфта показана во включенном состоянии, когда обе полумуфты — ведущая 1 и ведомая 2 — находятся в зацеплении. В сквозных отверстиях сепаратора 8 расположены шарики 4, с о дной стороны утопающие в углублениях ведущей полумуфты„ а с противоположной стороны упирающиеся в плоский торец ведомой полумуфты, которая посажена со свободой осевого перемещения на ве домом валу 5 и поджата к ведущей полумуфте пружиной б, усилие которой регули5 руется при помощи гайки 7.
Два других шарика расположены в углублениях ведомой полумуфты, а с противоположной стороны прижаты к плоскому торцу ведущей полумуфты.
10 Из сопоставления фигур видно, что звеном, соединяющим обе полумуфты во включенном состоянии, является сепаратор, в котором выступающие в сторону одной полумуфты два шарика и выступающие в сторону второй по15 лумуфты два других шарика .выполняют роль кулачков сцепления с полумуфтами. В принципе схема расположения кулачков аналогична соединительному звену муфты Ольдгема.
Предмет изобретения
1. Муфта предельного момента, содержащая две дисковые полумуфты и расположенный между ними сепаратор с шариками, ча25 стично утопающими в рабочем положении в углублениях, выполненных на торце каждой из полумуфт, причем одна из полумуфт установлена со свободой перемещения в осевом направлении и подпружинена, отличающаяся
30 тем, что, с целью повышения четкости ее срабатывания при перегрузках, количество углублений в каждой из полумуфт вдвое меньше количества шариков, причем половина шариков частично утопает в выемках одной по35 лумуфты, а остальные — в выемках другой полумуфты, 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью компенсации несоосности валов, углубления выполнены в виде диаметральных
40 пазов, а в сепараторе установлено четыре шарика.
257947
Ф иг 1
Фаг 2
Составитель И. Малюга
Техред 3. Н. Тараненко
Корректор А. П. Васильева
Редактор Л. Мутовкина
Тип. Харьк. фил, пред. «Патент».
Заказ 260/1846 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР Москва, Ж-36, Раушская наб., д. 4/6


