Патент ссср 282637
ц а
4
О П И С А Н И Е 282637
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ
Сваэ Свввтввив
Свциэливтичввкив
Рввиубиив
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 21 Vill.1967 (№ 1180759/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 28.1Х.1970. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 23.XII.1970
Кл. 35с, 1/04
МПК В 66с1 1/26
УДК 621.864(088.8) иваитвт «о ивива иваврвтвний и открытий ври Свввтв Яииивтрва
СССР
Авторы изобретения
А. А. Шушеров и Б. А. Загорье
Заявитель
ЛЕБЕДКА
Изобретение относится к подъемно-транспортным машинам.
Известны лебедки преимущественно для подъема на волнении грузов (судов, катеров), содержащие грузовые барабаны с приводами от двух независймых двигателей, из которых один — тяговый, второй — скоростной, снабженный устройством для слежения за волной и автоматической выборки слабины канатов, взаимодействующим с тяговым двигателем в режиме подъема груза посредством исполнительного органа. Однако в этих лебедках отрыв от волны груза (судна) сопровождается динамическим рывком, восприниМаемым лебедкой и подъемным устройством, что особенно опасно при подъеме на волнении грузов (судов) большого веса.
Целью настоящего изобретения является обеспечение безрывкового автоматизированного подъема груза на волнении.
Это достигается тем, что грузовые барабаны в режиме слежения за волной, предшествующем подъему, соединены только со скоростным двигателем, взаимодействующим с устройством слежения за волной и автоматически выбирающим слабину грузовых канатов, передающим сигнал исполнительному органу, который срабатывает у вершины волны на включение тягового двигателя с грузовыми барабанами в режйм подъема груза, Для обеспечения надежного, плавного, автоматического слежения за волной и выбирания слабины грузовых канатов грузовые барабаны связаны со скоростным двигателем по5 средством гидромуфты.
На фиг. 1 изображена описываемая лебедка, кпнематическая схема; на фиг. 2 — вид по стрелке А.
Лебедка содержит грузовые барабаны 1 с
10 тяговым и скоростным приводами 2 и 8, устройство для слежения за волной и автоматической выборки слабины канатов, например. в виде гидромуфты 4, исполнительных органов
5 — 9, командоаппаратов 10, 11 для обеспече15 ния автоматического срабатывания лебедки и включения тягового двигателя с грузовыми барабанами на подъем у вершины волны.
На грузовой барабан (или барабаны) 1 крепится один, два или три грузовых троса 12 в
20 зависимости от принятой принципиальной кинематической схемы такелажной оснастки подъемного устройства, в котором применяется лебедка. На кинематической схеме изображен один грузовой барабан 1 с одним грузо25 вым тросом 12, на конце которого закреплен захватный орган 18.
В случае необходимости ось барабана 1 при помощи, например, гпдромуфты 4 через редуктор 14 соединена со скоростным приво30 дом 3, командоаппарат 10 которого связан с
282637
1с, 20
3 пультом 15 управления лебедкой. На той же оси сидит храповое колесо 16 и ведомая половина соединительной муфты 17, например зубчатой или другого типа. Тяговая часть лебедки содержит тяговый привод 2, редуктор 18 и ведущую половину соединительной муфты 19.
Командоаппарат 11 тягового привода 2 соединен с исполнительным органом 6, воздействующим на соединительные муфты 17 и 19, Исполнительный орган 6 связан также с исполнительным органом 7, встроенным в собачку 20 храпового колеса 16 и приводящимся в действие стержнем 21, находящимся в пазу собачки 20, выступающим из паза и утапливающимся зубом храпового колеса 16 при стопорении. Ролик 22 соединен с исполнительным органом 8, воздействующим на исполнительный орган 5 и подающим сигнал, который включает лампочку 23 в пульте 15 управления.
Оператор стравливает захватный орган 18 на поднимаемое судно (груз) со слабиной, превышающей амплитуду колебаний судна на волне. После окончания застроповки и проверки соединения захватного органа 18 с судном оператор включает лебедку на автоматический подъем. В это время соединительные муфты 17 и 19 разобщены, и тяговый привод лебедки 2, редуктор 18 и соединительная муфта 19 отсоединены от грузового барабана 1.
Грузовой барабан 1 вращается в сторону подъема от скоростного привода 8 лебедки, гидромуфты 4 и редуктора 14, обеспечивающих натяжение грузового троса 12. Скоростной привод 8 и ведущая половина гидромуфты 4 все время вращаются в одну сторону на «подъем» в постоянном режиме. В том случае, если в момент натяжения троса 12 судно с волной опускается, грузовой барабан 1 вращается в сторону «спуск», и гидромуфта 4 работает в режиме противовращения при подьеме на волну гидромуфта 4 работает в обгонном режиме. Так как масса грузового барабана 1 с тросом 12 ведомой половины гидромуфты 4 сравнительно мала, то ее остановка и разгон в режиме слежения обеспечиваются.
Натяжением троса 12 посредством ролика 22 включается исполнительный орган 8, который подает команду на исполнительный орган 5 и одновременно сигнализирует оператору лампочкой 28 о срабатывании схемы. Исполнительный орган 5 освобождает стопорное устройство, удерживающее собачку 20 над храповым колесом 16. Если в этот момент грузовой барабан 1 вращается на «подъем», то устройство, например, типа рычага-предохранителя 24 позволяет собачке 20 упасть на храповое колесо 16, так как в этом случае рычаг
24 находится у нижнего упора, Если бы грузовой барабан 1 в момент срабатывания исполнительного органа 5 вращался бы в сторону спуска, то рычаг 24 находился бы у верхнего упора и не дал бы собачке 20 упасть на храповое колесо 16. При очередном подъеме волной, когда грузовой барабан 1 начнет вращаться на «подъем», рычаг 24 отойдет к нижнем упору, освободив собачку 20. B самом начале движения па «спуск» при достижении вершины волны, когда рычаг 24 не дойдет до верхнего упора, собачка 20 войдет в зацепление с храповым колесом 16, застопорив, тем самым, грузовой барабан 1 и остановив судно (груз) на вершине волны. Плоскость зуба храпового колеса 16 воздействует на выступающий стержень 21, который, утапливаясь в пазу собачки 20, воздействуег на исполнительный орган 7, дающий импульс на исполнительный орган 6, включающий соединительные муфты
l7 и 19. Таким образом, грузовой барабан 1 соединяется с тяговой частью лебедки. Включение соединительных муфт 17 и 19 дает команду на срабатывание командоаппарата 11 тягового привода 2, который осуществляет подъем судна до определенной высоты, на которой исполнительный орган 9 остановит лебедку.
Автоматическое срабатывание всех указанных органов и разгон тяговой части лебедки по времени будет меньше периода волны, в связи с чем судно начнет подниматься тяговым двигателем раньше, чем вершина следующей, даже более высокой, волны достигнет уровня, на котором зависло судно при переключении с режима «слежение» на режим
«под ьем».
Предусматривается также возможность раздельного управления оператором скоростной п тяговой частями лебедки. При этом ролик 22 и исполнительный орган 8 отключаются, и оператор отдельной рукояткой может воздействовать непосредственно на исполнительный орган 5, давая команду лебедке на «подъем». До этого момента судно будет качаться на волне в режиме слежения с натянутыми грузовыми тросами 12.
На тихой воде оператор имеет возможносгь, отключив скоростную часть лебедки, осуществлять подъем судна (груза) как обыкновенной грузовой лебедкой (на схеме — «ручное управление»).
Спуск судна (груза) производится тяговой частью лебедки.
Предмет изобретения
1. Лебедка, преимущественно для подъема на волнении грузов (судов, катеров), содержащая грузовые барабаны с приводами от двух независимых двигателей, из которых один— тяговый, второй — скоростной, снабженный устройством для слежения за волной и автоматической выборки слабины канатов, взаимодействующим с тяговым двигателем в режиме подъема груза посредством исполнительного органа, отлича(ощаяся тем, что, с целью обеспечения безрывкового автоматизированного подъема груза на волнении, грузовые барабаны в режиме слежения за волной, предшествующем подъему, соединены только со скоростным двигателем, взаимодействую282637 с устройством слежения за волной и ав тически выбирающим слабину грузовых тов, передающим сигнал исполнительному ну, срабатывающему у вершины волны на учение тягового двигателя с грузовыми банами в режим подъема груза.
2. Лебедка по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения надежного, плавного, автоматического слежения за волной и выбирания слабины грузовых канатов, грузовые ба5 рабаны связаны со скоростным двигателем посредством гидромуфты.
282637
<Ри.2
Составитель В. Веденичева
Редактор 3. Твердохлебова Техред Т. П. Курилко Корректор Т, А. Уманен
Заказ 3667/2 Тираж 480 Подписное
ЦИИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 типография, пр., Сапунова, 2



