Способ оценки технического состояния регулятора топливного насоса дизеля
Использование: диагностика машин, оценка технического состояния регулятора топливного насоса дизеля. Сущность изобретения: предварительно задают предполагаемую частоту вращения, соответствующую моменту начала действия регулятора, затем осуществляют серию разгона, в процессе каждого измеряют ускорение на первой частоте вращения, находящейся ниже предварительно заданной, определяют коэффициент вариации измеренных ускорений. После этого последовательно проводят дополнительные серии разгонов. В каждой дополнительной серии измеряют ускорение и определяют коэффициент вариации измеренных ускорений на частоте вращения, находящейся выше частоты, установленной в предыдущей серии разгонов. Момент начала действия регулятора определяют по максимальному значению коэффициента вариации. 2 ил.
Изобретение относится к диагностике машин и используется для оценки технического состояния регулятора топливного насоса дизеля.
Известен способ определения начала действия регулятора путем свободного разгона дизеля, фиксации момента начала действия регулятора и измерения соответствующей частоты вращения дизеля [1] . Недостатком этого способа является необходимость вскрытия регулятора для установки датчика перемещения рейки топливного насоса. Известен также способ оценки технического состояния регулятора топливного насоса дизеля, основанный на создании режима свободного разгона дизеля, фиксации момента начала действия регулятора и измерения соответствующей частоты вращения вала дизеля, регистрации импульса углового ускорения вала и определения момента начала действия регулятора по началу спада заднего фронта импульса углового ускорения [2] . Недостатком известного способа является низкая точность определения момента начала действия регулятора, вызванная инерционными свойствами измерителя ускорения. Прежде чем регистрировать импульс углового ускорения, необходимо осуществить сглаживание сигнала с целью устранения колебательной составляющей, вызванной неравномерностью вращения вала, уровень которой после дифференцирования резко возрастает. Применение сглаживания (фильтрации) приводит к задержке начала спада заднего фронта импульса углового ускорения, а следовательно, к ложной фиксации частоты вращения, при которой наступил этот момент. Значение указанной задержки изменяется в зависимости от постоянной времени сглаживания (фильтрации), а также от физической частоты вращения, соответствующей началу действия регулятора. У разных двигателей эта частота колеблется в широких пределах, например она равна 1700 об/мин у двигателей К-700, МТЗ-50, Т-4А и 2200 об/мин у двигателя МТЗ-80 (82). Следовательно, при выбранной постоянной времени сглаживания в каждом случае будет различная задержка и различная дополнительная погрешность определения начала действия регулятора, обусловленная способом. Целью изобретения является повышение точности фиксации момента начала действия регулятора топливного насоса за счет обеспечения возможности резкого снижения постоянной времени сглаживания, а значит и задержки начала спада заднего фронта импульса углового ускорения относительно истинного момента начала действия регулятора. Поставленная цель достигается тем, что при способе оценки технического состояния регулятора топливного насоса дизеля путем свободного разгона дизеля, фиксации момента начала действия регулятора и измерения соответствующей частоты вращения вала дизеля, предварительно задают предполагаемую частоту вращения, соответствующую моменту начала срабатывания регулятора, затем осуществляют серию разгонов, в процессе каждого измеряют ускорение на первой частоте вращения, находящейся ниже предварительно заданной, определяют коэффициент вариации измеренных ускорений, затем последовательно проводят серии разгонов, в каждой серии измеряют ускорение и определяют коэффициент вариации измеренных ускорений на частоте вращения, находящийся выше частоты, установленной в предыдущей серии разгонов, а момент начала действия регулятора определяют по максимальному значению коэффициента вариации. Отличия предложенного способа доказывают соответствие критерию "Новизна". Сравнение заявленного решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявленное решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия". Проведение серий измерения ускорений на частотах в области предполагаемой частоты начала срабатывания регулятора и определения момента начала действия регулятора по максимальному значению коэффициента вариации обеспечивает по сравнению с известными способами резкое снижение постоянной времени сглаживания, а значит и уменьшение ошибки определения частоты, соответствующей началу действия регулятора. В результате экспериментальных исследований установлено, что при выбранном времени сглаживания разброс показаний ускорений и коэффициент вариации принимают наибольшее значение при частоте, соответствующей моменту начала действия регулятора. Это объясняется тем, что из-за случайности процесса горения, случайности фазы по углу поворота в момент начала разгона имеется разброс показаний измеряемых ускорений от разгона к разгону. Этот разброс будет максимальным в области наибольшей крутизны кривой ускорения, т. е. в момент начала срабатывания регулятора. На диаграммах (см. фиг. 1) показаны три случая, когда измерения проводятся при одном и том же времени сглаживания на корректорном участке при n1, на регуляторном участке при ni, (при этом среднее значение ускорения будет значительно ниже, чем на корректорном участке) и в точке начала действия регулятора при np. Здесь же представлены соответствующие плотности распределения вероятностей измеренных ускорений t(









Формула изобретения
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕГУЛЯТОРА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ДИЗЕЛЯ путем свободного разгона дизеля, фиксации момента начала действия регулятора и измерения соответствующей частоты вращения вала дизеля, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, предварительно задают частоту вращения, соответствующую моменту начала срабатывания, и осуществляют серию разгонов, в процессе каждого разгона измеряют ускорение на частоте вращения, меньшей частоты вращения, соответствующей началу срабатывания регулятора, определяют коэффициент вариации измеренных ускорений в серии, затем последовательно проводят дополнительные серии разгонов, в каждой дополнительной серии измеряют ускорения и определяют коэффициент вариации на частоте вращения, большей частоты вращения предыдущей серии, а момент начала действия регулятора определяют по максимальному значению коэффициента вариации.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3