Способ испытания топливных агрегатов газотурбинного двигателя
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4675225/06 (22) 06.04.89 (46) 30.10.93 Бюл. Ия 39-40 (71) Авиамоторный научно-технический комплекс
"Союз" (72) Демкин Н.Б„ Ермолов АВ:, Ковалев Ю.И.;
Столяров АБ. (73) Авиамоторный научно-технический комплекс
"Союз" (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТОПЛИВНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: при испытаниях топливных агрегатов газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: при испытании двигателя режим его устанавливают насосом 3 и дозатором 4 топлива. (zy) Щ пц 2002228 Cl (51) 15
Температуру топлива, поступающего из бака 1, замеряют датчиком 11, установленным на входе в насосы 2 и 3. При открытии крана 9 часть подогретого топлива поступает в рециркуляционный контур 8, сохраняя автоматически установленный режим работы двигателя посредством насоса 3 и дозатора 4.
После регулирующего элемента 10 подогретое топливо смешивается с более холодным, поступающим из бака 1, и попадает на вход в насосы. В зависимости от требуемого значения температуры, изменяя положение регулирующего элемента 10. увеличивают или уменьшают величину подогретого топлива в рециркуляционном контуре 8 и тем самым получают требуемое значение температуры топлива на входе в насосы 1 ип.
2002228
Изобретение относится к области испытаний агрегатов газотурбинного двигателя (ГТД), в частности к способам испытания топливных агрегатов.
Наиболее близким к предложенному способу по своей технической сущности является способ, описанный в(1).
В известном способе наряду с использованием специального теплоабменника применяется и способ подогрева топлива теплом, полученным в насосах. Однако известный способ не обладает высокой эффективностью, так как подогретое топливо за счет тепла, полученного от работы своих штатных насосов;.направляется в топливные баки и перемешивается са всем остальным топливам, находящимся в них.
Использование указанного способа подогрева топлива теплом, полученным от работающих насосов, дает возможность лишь 20 незначительно повысить температуру всего топлива, находящегося на борту самолета, и обеспечить тем самым, например, предотв-. ращение образования льда в фильтрах топливной магистрали, а не получение 25 требуемой температуры топлива на входе в насосы, которая имеет место в эксплуатационном диапазоне высот и скоростей полета самолета.
Целью изобретения является повыше- 30 ние эффективности и достоверности имитации режимов полета в наземных условиях.
Указанная цель достигается за счет того, что часть топлива после насоса высокого давления отбирают и ее нагрев осуществля- 35 ют многократным пер пускам через насосы, при этом величину атбираемой части топлива корректируют в зависимости ат измеренной температуры топлива на входе в насос. 40
На чертеже представлена принципиальная схема топливной системы ГТД, абеспечива ащая испытания агрегатов по предложенному способу.
Топливная. система ГТД содержит топ- 45 ливный бак 1, подкачивающий топливный насос 2, топливный насос 3 высокого давления, дозатор 4, распределитель 5 топлива по коллекторам 6 и 7, контур 8 рециркуляции топлива, кран 9, регулирующий элемент 10 50 и датчик 11 температуры, Топливо из бака 1 поступает в подкачивающий насос 2 и далее в насос 3 высокого давления. Насос 3 высокого давления о6ес55 печивает подачу топлива через дозатор 4.и распределитель 5 к коллекторам 6 и 7 и далее к форсункам камеры сгорания двигателя. Одновременно топливо из насоса 3 через второй выход поступает в рециркуляционный контур 8, который при открытом кране 9 по трубопроводам обеспечивает подачу части .топлива на вход падкачивающего насоса.2.
Регулирующий элемент 10 позволяет изменять величину расхода топлива в контуре рециркуляции 8, При испытании двигателя режим ега устанавливается насосом 3 и доэатором 4 топлива. Температура топлива, поступающего из бака 1, замеряется датчиком 11, установленным на входе в насосы. После прохождения насосов 2 и 3 топливо подогревается за счет тепла. полученного при работе насосов, и поступает к коллекторам камеры сгорания.
При открытии крана 9 часть подогреваемого топлива поступает в рециркуляционный контур 8, .сохраняя автоматически установленный режим работы двигателя с помощью насоса 3 и дозатора 4.
Пройдя регулирующий элемент 10, подогретое топливо смешивается с более холодным поступающим из бака 1 топливом и вновь попадает на вход в насосы 2 и 3.
Датчик 11 регистрирует температуру топлива и в зависимости от требуемого значения температуры с помощью регулирующего элемента 10 устанавливают величину части подогретого топлива в рециркуляционном контуре 8, обеспечивая при этом требуемое значение температуры топлива на входе в насосы для данного режима работы двигателя.
Способ позволяет осуществлять подогрев топлива на входе в топливные агрегаты за счет тепла, полученного только при работе насосов, и имитировать высотно-скоростные условия полета при испытании топливных агрегатов ГТД путем многократного перепуска части топлива через контур рециркуляции, обеспечивая при этом проверку работоспособности топливных агрегатов в наземных условиях без применения дорогостоящего специального оборудования. (56) 1. Патент Великобритании
N 2099509, кл. F 1 6, апублик. 1982.
2002228
Составитель H. демкин
Редактор Н. Цалихина Техред M Ìoðãåíòàë Корректор M. Ткач
Заказ 3170
Тираж Подписное
Н ПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патен ", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Формула изобретения
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТОПЛИВНЫХ
АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, путем подогрева топлива теплом, полученным в насосах, и измерения температуры топлива, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и досто: верности имитации режимов полета в на. земных условиях, часть топлива после насоса высокого давления отбирают и ее нагрев осуществляют многократным пере5, пуском через насосы, при этом величину отбираемой части топлива корректируют в
1 зависимости от измеренной температуры топлива на входе в насос.


