Устройство контроля степени загрузки двигателя внутреннего сгорания
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 L 23/22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
Г1РИ ГКНТ СССР
1 г т
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4658685/10 (22) 14,12.88 (46) 23,04.91. Бюл. N. 15 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-технологический институт по использованию техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве (72) А.А.Денисов и Ю.А.Судник (53) 531.787 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 1006954, кл. G 01 1 23/22, 1981, (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ
ЗАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при изготовлении и эксплуатации двигателей.
Целью изобретения является повышение точности и надежности контроля степени загрузки двигателя. В момент загрузки двигателя, близкой к оптимальной, ограничи„, Я „„1643967 Al тель подачи топлива касается своего упора, при этом с датчика 4 подается импульс напряжения на вход ждущего мультивибратора 3, который срабатывает и своим выходным импульсом открывает электронный ключ 2. При этом сигнал номинального значения числа оборотов п с измерителя 1 поступает на вход элемента 5, в котором запоминается соответствующий уровень напряжения. Когда число оборотов n > 0 с выхода сумматора 7 выходит сигнал, пропорциональный (nH — k), где k = ao, показано на графике, а с выхода сумматора 6 — сигнал, пропорциональный (n« — k), где п и n«â€” номинальное и текущее значения частоты вращения двигателя, На выходах умножителей 8 и 9 образуются соответственно n«(n«вЂ”
k) и nÄ (n — k),, а на выходе делителя 10 сигналов формируется сигнал, который пропорционален степени загрузки двигателя, 1 ил.
1643967
Мт Ьс ас пт+1
Мн dk ok и„
С учетом (1) 40
П nT+k пн пн
Пт пт и„ n> — k п2т т п
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения степени загрузки двигателя внутреннего сгорания.
Целью изобретения является повыше- 5 ние точности и надежности контроля степени загрузки двигателя.
На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства; на фиг. 2 — нагрузочные характеристики двигателя. I0
Известно, что степень загрузки двигателя определяется по зависимости
6 fé 4и М (1)
Ин пи Мн 15 где пт, М вЂ” фактические, текущие значения частоты вращения и крутящего момента вала двигателя;
nн, Мн — соответственно номинальные 20 значения этих параметров, Из подобия треугольников Л abc и Ь adk (фиг, 2а) следует
Мт Ьс ас ос — оа пт — k
MH dk ak ok — оа где k - оа.
Тогда выражение (1) имеет вид (AT nT пн "н.
Для другого варианта нагрузочной характеристики двигателя (фиг. 2б) имеют
k- oa.
8 первом приближении с учетом того, что k - оа «п< и k «nH можно записать
Где kp — коэффициент пропорциональности, Устройство (фиг. 1) состоит из измерителя 1 частоты вращения вала двигателя, электронного ключа 2, соединенного через мультивибратор 3 с датчиком 4 положения ограничителя подачи топлива. Сигнал с электронного ключа 2 поступает на элемент
5 памяти. Сумматоры 6 и 7 осуществляют алгебраическое суммирование уровней сигналов, пропорциональных текущему и номинальному значениям частоты вращения вала двигателя и постоянному уровню k, определяемому по рабочей характеристике конкретного двигателя. Выходные сигналы умножителей.8 и 9 поступают на схему 10 деления, выходной сигнал которой поступает на индикатор 11.
Датчик 4 положения ограничителя подачи топлива представляет собой измерительный преобразователь механического контакта (ограничителя подачи топлива и его упора) в электрический сигнал. Измеритель 1 частоты вращения вала — обычный датчик числа оборотов, выходное напряже- . ние которого пропорционально их числу, Устройство работае следующим образом.
В реальных условиях эксплуатации в момент загрузки двигателя, близкой к оптимальной. ограничитель подачи топлива касается caoего упора, при этом с датчика 4 подается импульс напряжения на вход жду-. щего мультивибратора 3, который срабатывает, и своим выходным импульсом открывает электронный ключ 2.
При этом сигнал номинального значения и, с измерителя 1 поступает на вход элемента 5, в котором запоминается уровень напряжения, пропорциональный значению пн.
Ъ
Таким образом, для первого варианта (k > O) с выхода сумматора 7 имеют (и, — k), а с выхода сумматора 6 — (n> — k). где пн, пт— номинальное и текущее значения частоты вращения вала двигателя.
На выходах умножителей 8 и 9 образуются соответственно n (n — k) и пн(пн — k), а на выходе делителя формируется сигнал, пропорциональный фактической степени загрузки двигателя
Для второго варианта k < 0
Ау пт + k (= — .—. пн пн
Индикатор 11 отображает величину реальной степени загрузки двигателя.
Формула изобретения
Устройство контроля степени загрузки двигателя внутреннего сгорания, содержащее индикатор и датчик положения ограничителя подачи топлива, соединенный через мультивибратор с управляющим входом электронного ключа, вход которого связан с
1643967
iЪ nN ll
Составитель .А.Зосимов
Редактор И.Дербак Техред M.ÌîðãåíTàë Корректор M.Ïîæî
Заказ 1234 Тираж 358 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 измерителем частоты вращения вала, а выход — с входом элемента памяти, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и надежности. оно снабжено первым и вторым сумматорами, первым и вто- 5 рым умножителями и блоком деления сигналов, выход которого соединен с индикатором, а входы — с выходами первого и второго умножителей, при этом первый вход первого умножителя связан с выходом первого сумматора, вход которого и второй вход первого умножителя подключены параллельно к выходу измерителя частоты вращения вала, а пеовый вход второго умножителя соединен с выходом второго сумматора, вход которого и второй вход второго умножителя подключены параллельно к выходу элемента памяти.


