Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания
Авторы патента:
Использование: в способах диагностирования состояния двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: при работе двигателя с чистыми фильтрами измеряют давление масла после нагнетательного насоса и на входе в двигатель. Отношение этих давлений или отношение их разности к второму давлению сравнивают с эталонной зависимостью этого отношения от степени износа подшипников и по ней определяют фактическую степень износа. 1 ил.
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к способам диагностирования их состояния.
Простая и достоверная оценка степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания необходима в ходе их эксплуатации для своевременного вывода двигателя из эксплуатации, оценки остаточного ресурса парка эксплуатируемых двигателей, соответственно планирования его использования и заблаговременного составления графика ремонтов и приобретения запчастей. Материальный урон от повреждения подшипников двигателя вследствие его эксплуатации с недопустимым износом значительно превышает затраты на своевременный плановый ремонт. Поэтому применение способов диагностики в местах групповой и тем более массовой эксплуатации двигателей всегда экономически оправдано, поскольку ввиду влияния тех или иных условий эксплуатации сроки фактических износов могут отличаться от предписанных в эксплуатационной документации. Основным препятствием к применению тех или иных известных способов диагностики износа подшипников ДВС обычно является их сложность, необходимость применения специальной, зачастую дефицитной аппаратуры, необходимость встраивания в двигатель датчиков, сохраняемость которых за периоды между обследованиями проблематична, либо необходимость вывода двигателя из эксплуатации на обследование с частичной разборкой, его препарировки под обследование, что само по себе сравнимо по затратам с его переборкой для замены подшипников. Известен ряд способов диагностики степени износа подшипников ДВС. По авт. св. N 1183856 (кл. G 01 M 13/04) вибрографируется неподвижная часть подшипниковой пары двумя вибродатчиками и измеряется разность температур этой части и окружающей среды. Математическая обработка полученных данных дает обобщенный сигнал - критерий состояния этой пары. Недостатками способа являются необходимость вывода двигателя из эксплуатации на обследование, препарировки под датчики, а также невозможность оценки состояния движущихся, например, шатунных подшипников. По авт. св. N 1430789 (кл. G 01 M 15/00) исследуются шатунные подшипники, для чего двигатель препарируется под установку датчиков на подшипнике и шатуне и организацию вывода их сигналов и обследуется на тормозном стенде. Однако этот способ не применяется для безразборной диагностики в эксплуатации. По авт. св. N 1469382 (кл. G 01 M 15/00) и 1064179 (кл. G 01 M 15/00) зазоры в подшипниках определяются в полуразобранном виде штихмасом, упирающимся в поршень, либо путем приборного обследования цилиндра в ходе прокрутки, что также не обеспечивает безразборной диагностики. По авт. св. N 1603214 (кл. G 01 M 15/00) и 1323777 (кл. F 16 C 17/24) состояние подшипниковых пар исследуется пристраиваемым к двигателю на время проверки или встроенным в конструкцию подшипников пирометром или термометром, что также требует вывода из эксплуатации, препарировки и поэтому непригодно для безразборной диагностики. Не менее сложен способ спектрометрии стоков из подшипников по патенту ФРГ N 3510408 (кл. F 01 M 11/10). Способы определения зазоров по расходу масла через подшипник, его давлению перед подшипником и температуре после него (патент ГДР N 126759), либо путем измерения расхода масла через подшипник с помощью калиброванного сопла и измерения давлений (патент Польши N 143605, кл. G 01 M 13/04), либо по сигналам датчиков несоосности цапфы, температур масла и воды и давления масла (авт. св. N 1375967, кл. G 01 M 13/04) используют более простые параметры, но также связаны с препарировками двигателя и для безразборной диагностики непригодны. Принятый в качестве прототипа способ по авт. св. N 1134897 (кл. G 01 M 15/00) используют при безразборной диагностике. Он предусматривает подключение к двигателю в момент эксперимента гидроаккумулятора с дроссельным устройством и определение интенсивности падения в нем давления по двум манометрам на определенных режимах. Будучи наиболее простым из упомянутых способов, он все же требует установки на двигателе на время замера относительно громоздких устройств. Анализ известных способов показывает целесообразность поиска более глубоких критериальных связей для выявления контрольных параметров, наиболее простых по замеру в ходе эксплуатации без препарировки или дооборудования двигателя и в то же время инвариантных относительно большинства эксплуатационных параметров двигателя. Целью изобретения является получение информации в эксплуатации о степени износа подшипников независимо от режима работы двигателя. Эта цель достигается тем, что в известном способе безразборной диагностики степени износа подшипников ДВС, предусматривающем измерение давлений по меньшей мере в двух точках системы смазки двигателя, содержащей на участке между точками измерения фильтры, преобразование этих давлений и сравнение с эталонными величинами, измеряют при работе двигателя давления масла на выходе из нагнетательного насоса и на входе в диагностируемый участок двигателя при чистых фильтрах, если они имеются на участке между точками измерения этих давлений, определяют отношение первого давления или разности первого и второго давлений к второму давлению и сравнивают это отношение с его зависимостью от степени износа подшипников, причем увеличение указанного отношения соответствует росту степени износа. На чертеже изображена схема системы смазки двигателя. Нагнетательный насос 1 забирает масло из маслосборника 2 и через внешнюю часть системы 3 смазки, возможно включающую фильтры, охладитель и другие устройства, направляет его к подшипникам двигателя 4, откуда оно стекает в маслосборник. Манометр 5 контролирует давление масла Рн на выходе из нагнетательного насоса 1, манометр 6 - давление Рдна входе в подшипники двигателя. Гидравлическая характеристика двигателя в критериальной форме может быть представлена в виде EUд = aдRe-m, [1] где Euд=





EUc = EUн-EUд или после подстановки
Euc=


EUн-EUд = (aн-aд) Re-m = acRe-m
Из указанных формул можно получить











Коэффициенты aс и aд являются параметрами, характеризующими состояние сечений, через которые прокачивается масло. Если измерения выполнять при чистых фильтрах системы, то aс останется неизменным. Коэффициент же aд существенно падает с увеличением зазора в подшипниках. Ни скорость прокачки масла, ни его вязкость на это соотношение не влияет, поскольку характеризующий их критерий Re при преобразованиях сокращается. Эта полная инвариантность отношения




Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способу снятия регуляторной характеристики дизельного двигателя
Способ определения параметров ракетных двигателей малой тяги и устройство для его реализации. // 1832912
Изобретение относится к способам измерения основных параметров, характеризующих работу ракетного двигателя малой тяги
Изобретение относится к области измерения основных параметров, характеризующих работу ракетных двигателей малой тяги
Изобретение относится к области машиностроения , в частности к автомобилестроению
Способ диагностики подшипника качения // 2006810
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для оценки работоспособности подшипников качения в процессе их испытаний и эксплуатации
Способ диагностики подшипников качения // 2003961
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам функциональной диагностики подшипниковых узлов машин и механизмов в процессе эксплуатации
Стенд для испытаний подшипников в вакууме // 1820272
Способ комплексной вибродиагностики подшипников качения и устройство для его осуществления // 2104510
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника