Способ диагностирования машины с несколькими подвижными элементами и устройство для его осуществления
Сущность изобретения: источник 2 переменного магнитного поля и приемник 4 электромагнитных колебаний размещают с противоположных сторон на корпусе диагностируемой машины, выделяют из контролируемого сигнала сигнал с заданной частотой следования, присущей конкретным элементам машины при ее работе на заданном режиме, фиксируют амплитуды изменения выделенного сигнала и используют их в качестве диагностируемого параметра . 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ . СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК.(я)5 G 01 М 15/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К ПАТЕНТУ
В (21) 4643431/06 (22) 20.12.88 (46) 15.07.93. Бюл. М 26 (76) Ю.Ф.Учаев (56) Авторское свидетельство СССР
М 1469379, кл. G 01 M 13/04, 1987. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МАШИНЫ С НЕСКОЛЬКИМИ ПОДВИЖНЫМИ
ЭЛЕМЕНТАМИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Сущность изобретения: источник 2 переменного магнитного поля и приемник 4
Изобретение относится к способам и средствам диагностирования работоспособности машин непосредственно в процессе их работы, например двигателей автомобилей и самолетов, а также турбин.
На фиг, 1 приведена схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2— спектрограмма (примерный, вид) выходного сигнала при неработающей машине: на фиг.
3 — спектрограмма работающей машины, Способ диагностирования машины с несколькими подвижными элементами осуществляется следующим образом.
В процессе работы машины через нее, KBK через магнитопровод, пропускают магнитное поле нв одной или нескольких фиксированных частотах, для чего с противоположных сторон корпуса машины на нем устанавливают обмотку 1, связанную с генераторам 2, и обмотку 3. связанную с приемником 4 электромагнитных колебаний, подключенным к спектроанализатору
5. Посредством обмотки 3 и приемника 4 осуществляют прием сигнала, прошедшего
„„Я2 „„1828542 А3 электромагнитных колебаний размещают с противоположных сторон на корпусе диагностируемой машины, выделяют из контролируемого сигнала сигнал с заданной частотой следования, присущей конкретным элементам машины при ее работе на заданном режиме, фиксируют амплитуды изменения выделенного сигнала и используют их в качестве диагностир;емого параметра. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. через работающую машину. При ее работе движущиеся части машины изменяют магнитное сопротивление магнитопровода, причем каждая из частей с частотой, присущей этому подвижному элементу. Вследствие этого спектр принятого сигнала содержит гармоники, амплитуда и частота . которых характеризуют работу каждого из подвижных элементов машины на заданном режиме, При отклонении режима работы О машины от заданного, например вследст- M вие неработоспособности ее отдельных по- QQ движных элементов, спектр выходного (Л сигнала изменяется относительно контрольного спектра. По величине отклонений амплитуд и частот спектральных составляющих выходного спектра от эталонного образца судят о характере отклонения режима работы машины, в том числе и о характере Сд возможной неисправности.
Устройство для осуществления этого способа включает первичную обмотку 1, подключенную к генератору 2 высокой частоты, и вторичную обмотку 3, подключенную к приемнику 4 электромагнитных колеба1828542 ний, выход которого подключен к спектроанализатору 5. Обмотки 2 и 3 размещаются с разных сторон корпуса 6 диагностируемой машины.
Пример выполнения способа.
Контролируется двигатель внутреннего сгорания с плунжерным насосом. При зависании, например, плунжера одной и секций насоса гармоники спектра выходного сигнала, обусловленные перемещением этого плунжера, будут отсутствовать, что укажет на характер неисправности.
Таким образом, данные способ и устройство позволяют без установки внутри машины контрольных датчиков расширить функциональные возможности средств диагностики машин, увеличить глубину диагностики.
Формула изобретения
1. Способ диагностирования машины с несколькими подвижными элементами, при котором устанавливают на корпусе машины. представляющем магнитопровод, источник переменного магнитного поля и приемник электромагнитных колебаний, при работе машины возбуждают в ее корпусе переменное магнитное поле фиксированной частоты и обеспечивают измерение переменной составляющей магнитного потока, выделяют из контролируемого сигнала параметр, характеризующий техническое состояние машины, отличающийся тем, что источник переменного магнитного поля и приемник электромагнитных колебаний размещают с противоположных сторон на корпусе диагностируемой машины, выделяют из контролируемого сигнала сигнал с за10 данной частотой следования, присущей конкретным элементам машины при ее работе на заданном режиме, фиксируют амплитуды изменения выделенного сигнала и используют их в качестве диагностического параметра.
2. Устройство для диагностирования машины с несколькими подвижными элементами, содержащее первую и вторую обмотки, установленные на магнитопрово20 де; проходящем через контролируемые элементы машины, генератор высокой частоты, подключенный к первой обмотке, и приемник электромагнитных колебаний, связанный со второй обмоткой, о т л и ч а ю щ е е25 с я тем, что первая и вторая обмотки установлены на противоположных сторонах магнитопровода, а к выходу приемника электромагнитных колебаний подключены анализатор спектра частот.
ИЪ
1828542
Составитель Ю. Учаев
Техред М.Моргентал Корректор Н. Гунько
Редактор С. Кулакова
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 2370 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


