Трансмиссия мотокультиватора-минитрактора с улучшенными техническими характеристиками

 

Полезная модель относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности, к ручным, снабженным автономным приводом, почвообрабатывающим машинам, предназначенным для работы на малоразмерных земельных участках и теплицах. Трансмиссия мотокультиватора, включающая ременную передачу, по меньшей мере, двухступенчатую цепную передачу и механизм реверсирования, содержащий одноступенчатую зубчатую передачу, которая смонтирована параллельно первой ступени цепной передачи, для чего ее шестерня закреплена на входном валу цепной передачи, а колесо на выходном валу, который имеет возможность осевого перемещения и попеременного соединения с колесом и звездочкой, обеспечиваемого их шлицевым соединением с выходным валом, зубья которого имеют длину менее ширины ступицы как колеса, так и звездочки. 2 илл.

Полезная модель относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности, к ручным, снабженным автономным приводом, почвообрабатывающим машинам, предназначенным для работы на малоразмерных земельных участках и теплицах. Предлагаемое усовершенствование касается конструкции одного из основных механизмов таких машин, а именно, трансмиссии, обеспечивающей передачу крутящего момента от двигателя к движителю, коим в мотокультиваторе является фреза.

Известна трансмиссия в мотокультиватора, которая включает ременную передачу, сопряженную с механизмом реверсирования и связанную с трехступенчатой цепной передачей. Механизм реверсирования представляет собой сочетание двух ременных передач, каждая из которых снабжена регулируемым устройством изменения величины натяжения ремня (далее натяжное устройство), представляющим собой нажимной ролик, установленный на конце качающегося двуплечего рычага, связанного гибкой связью с рукояткой управления. Одна из ременных передач связывает непосредственно вал двигателя с входным валом цепной передачи. Вторая ременная передача включает в себя одноступенчатую зубчатую передачу, шестерня которой закреплена на валу двигателя, а колесо на валу, несущим малый шкив ременной передачи. Для крепления этого вала предусмотрена специальная, вертикально установленная, пластина, связанная с несущим корпусом мотокультиватора. Крутящий момент в этой конструкции с двигателя сначала передается на зубчатую передачу, а затем, на последовательно сопряженную с ней, ременную передачу. Первая ременная передача обеспечивает движение мотокультиватора вперед (передний ход), а вторая, включающая зубчатую передачу, обеспечивает движение в обратном направлении (задний ход или реверсирование). Работает описанный механизм следующим образом. При необходимости движения вперед, оператор рукояткой, связанной гибкой связью с обоими натяжными устройствами, поворачивает двуплечий рычаг первой из описанных ременных передач, что создает силу натяжения в ремне, обеспечивающую необходимую силу трения между ремнем и шкивом для передачи крутящего момента с двигателя на шкив, смонтированный на входном валу цепной передачи. Одновременно, этим же движением рукоятки оператор снимает усилие рабочего натяжения со второй ременной передачи за счет поворота двуплечего рычага, несущего нажимной ролик. При необходимости реверсирования вращения движителя, оператор, не останавливая двигателя, осуществляет перемещение рукоятки в противоположную сторону, чем выводит нажимной ролик первой ременной передачи в исходное положение, т.е. состояние легкого касания ремня, а ролик второй ременной передачи одновременно вводит в силовой контакт с ремнем, создавая в нем оптимальное рабочее натяжение, обеспечивающее передачу крутящего момента. В этом случае крутящий момент передается на цепную передачу последовательно через зубчатую и ременную передачи. При этом направление вращения движителя меняется на противоположное [www.motoblok.ru; МК-80Р].

Недостатком описанной трансмиссии является ее конструктивная сложность, выражающаяся в необходимости иметь на мотокультиваторе две ременные передачи, включаемые в работу посредством попеременного изменения натяжения их ремней. Кроме того, использование открытой зубчатой передачи ведет к ее быстрому износу из-за обилия пыли, которое имеет место при работе мотокультиватора практически на любых грунтах.

Таким образом, задачей полезной модели является упрощение конструкции трансмиссии мотокультиватора и повышение надежности ее работы.

Поставленная задача достигается за счет того, что в трансмиссии мотокультиватора, включающей ременную передачу, по меньшей мере, двухступенчатую цепную передачу и механизм реверсирования, содержащий одноступенчатую зубчатую передачу, последняя с монтирована параллельно первой ступени цепной передачи, для чего ее шестерня закреплена на входном валу цепной передачи, а колесо - на выходном валу, который имеет возможность осевого перемещения и попеременного соединения с колесом и звездочкой, что обеспечивается их шлицевым соединением с выходным валом, зубья которого имеют длину менее ширины ступицы как колеса, так и звездочки.

Технический результат усовершенствования состоит в устранении одной ременной передачи с ее натяжным устройством из трансмиссии и перемещении зубчатой передачи в закрытый объем корпуса цепной передачи, где она находится в условиях смазывания.

На фиг. 1 приведен чертеж разреза общего вида трансмиссии, соответствующий переднему ходу, а на фиг. 2 то же самое, соответствующее заднему ходу.

Трансмиссия мотокультиватора содержит ременную передачу, представленную на обоих чертежах шкивом 1 (двигатель и другой шкив на чертежах не показаны), установленным на входном валу 2 цепной двухступенчатой передачи, заключенной в корпус 3. Вал 2 установлен в подшипниках 4 и несет на себе шестерню 5 зубчатой передачи, выполненную в виде вала-шестерни, а также ведущую звездочку 6 первой ступени цепной передачи. Ведомая звездочка 7, как и колесо зубчатой передачи 8, установлены на выходном валу 9. Таким образом, зубчатая и цепная передачи смонтированы параллельно друг другу. Вал 9 установлен в подшипниках 10 с возможностью осевого перемещения и выполнен шлицевым, образуя такое соединение со ступицами колеса 8 и звездочки 7. Устройство осевого перемещения вала 9 представляет собой кольцо 11, расположенное с возможностью перемещения в направляющей втулке 12, закрепленной снаружи корпуса 3. Кольцо 11 опирается на вал 9 через подшипник 13. Втулка 12 имеет направляющий сквозной спиральный паз 14 цилиндрической поверхности, в котором размещается палец 15, связанный с кольцом 11, а также посредством тросика с рычагом управления его перемещением (на чертеже не показаны). На валу, помимо колеса 8 и звездочки 7, расположена ведущая звездочка 16 второй ступени зубчатой передачи, связанная с ним также с помощью шлицевого соединения. Важным обстоятельством является то, что зубья шлицевого вала 9 имеют длину менее ширины ступицы как колеса 8, так и звездочки 7.

Работает трансмиссия мотокультиватора следующим образом.

От двигателя, преимущественно ДВС, при переднем ходе (фиг. 1) крутящий момент через ременную передачу, представленную на чертежах шкивом 1, передается на вал 2, а значит на шестерню 5 зубчатой передачи и ведущую звездочку 6 цепной передачи. В этот момент зубья шлицевого соединения вала 9 находятся в сцеплении с соответствующими зубьями на ступице звездочки 6. Это значит, что крутящий момент передается через первую ступень цепной передачи, представленную звездочками 6 и 7. Колесо 8 в это время совершает холостые обороты, будучи не связанным с валом 9. При необходимости придать задний ход мотокультиватору, оператор натяжением тросика, связанного с пальцем 15, находящимся в направляющем спиральном пазу 14, перемещает кольцо 11 по втулке 12 вперед, чем выводит из контакта зубья шлицевого вала 9 со ступицей ведомой звездочки 7. Этим же движением оператор производит сцепление этих зубьев с соответствующими зубьями ступицы зубчатого колеса 8 (фиг. 2). В этом случае крутящий момент передается через шестерню 5 и колесо 8 на ведущую звездочку 16 второй ступени цепной передачи, а далее и на движитель.

Описанный механизм реверсирования обладает повышенной надежностью за счет того, что его детали находятся в закрытом корпусе 3 и смазываются, так называемым «масляным туманом», создаваемым вращательным движением ведомой звездочки второй ступени цепной передачи, частично погруженной в масляную ванну.

Трансмиссия мотокультиватора, включающая ременную передачу, по меньшей мере, двухступенчатую цепную передачу и механизм реверсирования, содержащий одноступенчатую зубчатую передачу, отличающаяся тем, что зубчатая передача смонтирована параллельно первой ступени цепной передачи, для чего ее шестерня закреплена на входном валу цепной передачи, а колесо - на выходном валу, который имеет возможность осевого перемещения и попеременного соединения с колесом и звездочкой, обеспечиваемого их шлицевым соединением с выходным валом, зубья которого имеют длину менее ширины ступицы как колеса, так и звездочки.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области транспортных средств на гусеничном ходу, а более конкретно, к ходовой части транспортных средств на гусеничном ходу
Наверх