Грузопассажирский автомобиль многоцелевого назначения

 

Полезная модель относится к грузопассажирским автомобилям многоцелевого назначения и может быть использована в качестве универсального транспортного средства для коротких и длительных перевозок различных грузов и пассажиров, а также в качестве специализированного транспортного средства с соответствующим функциональным исполнением грузовой надстройки платформы и специализированного пассажирского салона для дорожных, ремонтно-строительных и коммунальных работ, а также для авторемонтных и других работ.

Технический результат заявляемой полезной модели - дополнительное повышение полезного объема специализированного пассажирского салона с увеличенными поперечными габаритами и расширение в результате назначений автомобиля за счет расширения возможностей реализации различных специализаций салона при его исполнении, а также улучшение конструктивно-компоновочного решения и технологичности исполнения салона и кабины.

Для достижения указанного технического результата в грузопассажирском автомобиле многоцелевого назначения на базе шасси грузового автомобиля с двухдверной однорядной кабиной, содержащем расположенный за кабиной специализированный пассажирский салон, имеющий заднюю и переднюю стенки и кроме того боковые стенки и крышу, вынесенные за поперечные габариты кабины для повышения своего объема, а также снабженный окнами и третьей боковой дверью с увеличенной высотой под смонтированную ниже уровня рамы шасси входную ступеньку и оснащенный внутренним функционально-транспортным оборудованием, и установленную за указанным салоном на раме шасси соответствующую грузовую надстройку, упомянутый салон выполнен в виде примыкающего к задней стенке кабины отсека, имеющего свои переднюю стенку, совмещенную с задней стенкой кабины, сохраненной в предлагаемом конструкторско-компоновочном решении автомобиля в качестве перегородки, обеспечивающей образование отделенных внутренних пространств салона и кабины, и крышу в виде обтекателя, расположенного выше уровня крыши кабины и смонтированного с образованием над крышей кабины сообщающегося с салоном дополнительного проема под багажную нишу, при этом салон имеет наружные боковые стенки с криволинейным переходом в плоскость боковых дверей кабины и обшит, например с помощью вытяжных заклепок и клея-герметика профильными полимерными листами, выполненными, например из стеклопластика.

Полезная модель относится к грузопассажирским автомобилям многоцелевого назначения и может быть использована в качестве универсального транспортного средства для коротких и длительных перевозок различных грузов и пассажиров, а также в качестве специализированного транспортного средства с соответствующим функциональным исполнением грузовой надстройки платформы и специализированного пассажирского салона для дорожных, ремонтно-строительных и коммунальных работ, а также для авторемонтных и других работ.

Одной из основных конструкторско-компоновочных задач при проектировании грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, является оптимальное комбинирование надстроечных возможностей в пределах допустимых габаритов платформы такого автомобиля.

Известные конструкторско-компоновочные решения грузопассажирских автомобилей характеризуются исполнением двухрядной кабины в сочетании с грузовой надстройкой в виде бортовой платформы (см., например бортовой автомобиль MAN TGL 8.210 с двойной 4-хдверной 6-тиместной кабиной в ежегоднике «Коммерческие автомобили», 2007, с.148) или в виде специализированного фургона (см., например фургонный автомобиль-мастерскую на шасси ГАЗ-33023 «ГАЗель» с 2-хдверной 6-тиместной дубль-кабиной в ежегоднике «Коммерческие автомобили», 2007, с.77-78), а также исполнением однорядной кабины в сочетании с грузовой надстройкой в виде комбинации укороченного специализированного фургона и укороченной бортовой платформы (см., например грузопассажирский автомобиль НефАЗ-42-111-16 ГПА с расположенной за кабиной укороченным фургоном - «вахтовкой» для перевозки рабочих бригад и укороченной грузовой бортовой платформой для перевозки грузов и оборудования в ежегоднике «Коммерческие автомобили», 2007, с.31).

Недостатками указанных аналогов являются: в первом и втором аналогах - отсутствие автономного специализированного исполнения пассажирского салона, ухудшающее его функциональные свойства, а в третьем аналоге - ограничение возможностей комбинированного исполнения грузовой надстройки платформы.

В известном аналоге (см. специализированный грузовой автомобиль для дорожных работ на базе шасси ISUZU NQR 75R с однорядной кабиной и установленными за ним пассажирским модулем и далее вдоль рамы шасси крано-манипуляторной установкой Unic URV 343 и грузовой бортовой платформой с встроенным боковым закрывающимся стеллажом для оборудования в статье Данилова Р. и др. «Мастера дорожных дел» - Грузовик пресс, 2009, 12, с.13), выбранном заявителем в качестве прототипа заявляемого грузопассажирского автомобиля, недостатки третьего аналога устраняются в результате уменьшения продольного габарита специализированного пассажирского салона - выполнения его в виде отдельно стоящего от основной кабины и оснащенного автономным отопителем/вентиляцией, креслами, столиком и шкафчиком пассажирского модуля с укороченной длиной (продольным размером) и боковыми стенками и крышей, вынесенными для увеличения полезного объема за поперечные габариты однорядной кабины.

Однако и прототип не исчерпывает оптимизацию исполнения автомобиля с однорядной кабиной и специализированным пассажирским салоном.

Технический результат заявляемой полезной модели - дополнительное повышение полезного объема специализированного пассажирского салона с увеличенными поперечными габаритами и расширение в результате назначений автомобиля за счет расширения возможностей реализации различных специализаций салона при его исполнении, а также улучшение конструктивно-компоновочного решения и технологичности исполнения салона и кабины.

Для достижения указанного технического результата в грузопассажирском автомобиле многоцелевого назначения на базе шасси грузового автомобиля с двухдверной однорядной кабиной, содержащем расположенный за кабиной специализированный пассажирский салон, имеющий заднюю и переднюю стенки и кроме того боковые стенки и крышу, вынесенные за поперечные габариты кабины для повышения своего объема, а также снабженный окнами и третьей боковой дверью с увеличенной высотой под смонтированную ниже уровня рамы шасси входную ступеньку и оснащенный внутренним функционально-транспортным оборудованием, и установленную за указанным салоном на раме шасси соответствующую грузовую надстройку, упомянутый салон выполнен в виде примыкающего к задней стенке кабины отсека, имеющего свои переднюю стенку, совмещенную с задней стенкой кабины, сохраненной в предлагаемом конструкторско-компоновочном решении автомобиля в качестве перегородки, обеспечивающей образование отделенных внутренних пространств салона и кабины, и крышу в виде обтекателя, расположенного выше уровня крыши кабины и смонтированного с образованием над крышей кабины сообщающегося с салоном дополнительного проема под багажную нишу, при этом салон имеет наружные боковые стенки с криволинейным переходом в плоскость боковых дверей кабины и обшит, например с помощью вытяжных заклепок и клея-герметика профильными полимерными листами, выполненными, например из стеклопластика.

В частном случае исполнения грузопассажирского автомобиля для облегчения его сборки обшивка специализированного пассажирского салона выполнена в виде его наружной облицовки на основе профильной листовой заготовки его крыши, профильной листовой заготовки его левой боковой стенки с проемом под боковое окно и профильной листовой заготовки его правой боковой стенки с проемом под третью боковую распашную дверь автомобиля, а также листовой заготовки его задней стенки с проемом под заднее окно.

При этом в крыше специализированного пассажирского салона выполнен вентиляционный люк с крышкой, обеспечивающей возможность аварийной эвакуации пассажиров, а окно в задней стенке кабины выполнено сдвижным.

Примерами частного выполнения предлагаемого грузопассажирского автомобиля, подтверждающими расширение назначений автомобиля за счет увеличения возможностей различных специализаций салона при его исполнении в результате как минимум осуществления универсального исполнения автомобиля с улучшенными условиями перевозки пассажиров и малогабаритных грузов и оборудования и исполнения автомобиля для дорожных, ремонтно-строительных и коммунальных работ являются:

- универсальное исполнение, при котором специализированный пассажирский салон оснащен четырьмя сиденьями с ремнями безопасности, смонтированными вдоль передней стенки салона, совмещенной с задней стенкой кабины, развернутыми против хода автомобиля и откидными вверх для обеспечения возможности погрузки продольного малогабаритного груза в проем, образующийся в результате откидывания этих сидений;

- исполнение для длительных грузовых перевозок, при котором специализированный пассажирский салон оснащен одной или двумя спальными полками, смонтированными вдоль передней стенки салона, совмещенной с задней стенкой кабины;

- исполнение для дорожных, ремонтно-строительных и коммунальных работ, при котором специализированный пассажирский салон оснащен тремя сиденьями, смонтированными вдоль передней стенки салона, совмещенной с задней стенкой кабины, развернутыми против хода автомобиля и откидными вверх для обеспечения возможности погрузки продольного инструмента в проем, образующийся в результате откидывания этих сидений, а также узким шкафом, установленным у передней стенки салона, совмещенной с задней стенкой кабины, для размещения в нем малогабаритных инструментов;

- исполнение предлагаемого автомобиля в качестве автомастерской, при котором специализированный пассажирский салон оснащен одним или двумя сиденьями с ремнями безопасности, а также ремонтным столом и стеллажом, установленными вдоль передней стенки салона, совмещенной с задней стенкой кабины.

Подтверждением улучшения конструктивно-компоновочного решения и технологичности исполнения салона и кабины предлагаемого автомобиля является возможность его исполнения, при котором специализированный пассажирский салон выполнен конструктивно как единое целое с кабиной с возможностью совместного откидывания с ней вперед с помощью гидравлического механизма подъема или опускания на резинометаллические подушки рамы шасси.

На фиг.1 показан общий вид в аксонометрии заявляемого грузопассажирского автомобиля без грузовых надстроек его платформы; на фиг.2 - вид сзади специализированного пассажирского салона в универсальном исполнении (2а) заявляемого грузопассажирского автомобиля и его исполнении (2б) для дорожных, ремонтно-строительных и коммунальных работ.

Предлагаемый грузопассажирский автомобиль многоцелевого назначения (см. фиг.1) выполнен на базе шасси грузового автомобиля (в примере выполнения - на базе шасси ISUZU) с двухдверной однорядной кабиной 1 и расположенным за ней специализированным пассажирским салоном 2, имеющим заднюю 3 и переднюю 4 стенки (см. фиг.2, на которой пунктирные линии использованы для обозначения позициями конструктивных элементов задней стенки 3, показанной в прозрачном изображении), причем передняя стенка 4 салона 2 совмещена с задней стенкой однорядной кабины 1 (представляет собой сохраненную заднюю стенку указанной кабины).

При этом специализированный пассажирский салон 2 имеет левую 5 и правую 6 боковые стенки и крышу 7, вынесенные для повышения объема салона 2 за поперечные габариты кабины 1, и снабжен окном 8 задней стенки 3, окном 9 левой боковой стенки 5 и установленной в проеме правой боковой стенки 6 боковой распашной дверью 10 (третьей дверью предлагаемого автомобиля, показанной на фиг.2 в прозрачном изображении) с окном 11 и увеличенной высотой под смонтированную ниже уровня рамы 12 шасси входную ступеньку 13.

Причем крыша 7 салона 2 выполнена в виде обтекателя, расположенного выше уровня крыши кабины 1 и смонтированного с образованием над крышей кабины 1 сообщающегося с салоном 2 дополнительного проема 14 под багажную нишу, а наружные боковые стенки 5 и 6 выполнены с криволинейным переходом в плоскость двух соответствующих дверей кабины 1.

Наружная обшивка салона 2 профильными листами стеклопластика с помощью вытяжных заклепок и клея-герметика выполнена в виде его облицовки на основе профильной листовой заготовки его крыши 7, профильной листовой заготовки его левой боковой стенки 5 с проемом под боковое окно 9 и профильной листовой заготовки его правой боковой стенки 6 с проемом под боковую распашную дверь 10 салона 2, также листовой заготовки его задней стенки 3 с проемом под заднее окно 8.

В крыше 7 специализированного пассажирского салона 2 выполнен вентиляционный люк 15 с крышкой 16, который может иметь исполнение с возможностью аварийной эвакуации через него пассажиров (на фигурах не показано), а окно 17 в задней стенке кабины 1, выполняющей функцию передней стенки 4 салона 2, может быть выполнено сдвижным.

Конструкторско-компоновочное решение предлагаемого грузопассажирского автомобиля многоцелевого назначения предусматривает при его универсальном исполнении (см. фиг.2а) оснащение салона 2 четырьмя сиденьями 18 с ремнями безопасности, смонтированными вдоль передней стенки 4 развернутыми против хода автомобиля и откидными вверх для обеспечения возможности погрузки продольного малогабаритного груза в проем, образующийся в результате откидывания этих сидений, и последующей перевозки пассажиров и груза под сиденьями или одного пассажира и высокого груза, зафиксированного грузовыми ремнями в проеме, образованном тремя откинутыми сиденьями, или при его исполнении для дорожных, ремонтно-строительных и коммунальных работ (см. фиг.2б) оснащение салона тремя сиденьями 19, смонтированными вдоль передней стенки 4 развернутыми против хода автомобиля и откидными вверх для обеспечения возможности погрузки продольного инструмента в проем, образующийся в результате откидывания этих сидений, и последующей перевозки рабочей бригады и инструмента под сиденьями, а также узким шкафом 20, установленным у передней стенки 4 для размещения в нем малогабаритных инструментов.

Конструкторско-компоновочное решение предлагаемого автомобиля позволяет расширить его специализированные исполнения (не показаны на фигурах):

в случае его исполнения для длительных грузовых перевозок специализированный пассажирский салон 2 оснащен одной или двумя спальными полками, смонтированными друг над другом вдоль передней стенки 4 салона 2, совмещенной с задней стенкой кабины 1;

в случае его исполнения в качестве автомастерской специализированный пассажирский салон 2 оснащен одним или двумя сиденьями с ремнями безопасности, а также ремонтным столом и стеллажом, установленными вдоль передней стенки 4 салона 2, совмещенной с задней стенкой кабины 1.

Кроме того в конструкторско-компоновочном решении предлагаемого грузопассажирского автомобиля специализированный пассажирский салон 2 выполнен конструктивно как единое целое с кабиной 1 с возможностью совместного откидывания с ней вперед с помощью гидравлического механизма подъема или опускания на резинометаллические подушки рамы 12 шасси.

В качестве грузовой надстройки, устанавливаемой за салоном 2, может быть реализован широкий диапазон отдельных исполнений и их сочетаний (на фигурах не показано) в виде бортовой платформы, фургона, крано-манипуляторной установки и др.

Работа предлагаемого грузопассажирского автомобиля характеризуется особенностями, определяемыми его целевым назначением, и содержит общие положения, заключающиеся в погрузке специальных грузов, оборудования и инструментов и перевозке соответствующего пассажирского состава в салоне 2, и в целом не вызывает вопросов и затруднений в эксплуатации автомобиля в конкретном исполнении.

Выигрышным качеством при этом предлагаемого грузопассажирского автомобиля является повышенная модернизируемость специализированного пассажирского салона 2 за счет появления многофункциональной возможности его исполнения в зависимости от назначения автомобиля в результате дополнительного задействования проема 14 под багажную нишу или подобную полезную емкость в сочетании увеличенными поперечными габаритами специализированного пассажирского салона 2, обеспечивающими в итоге расширение реализации назначений при исполнении как минимум: универсального исполнения и для дорожных, ремонтно-строительных и коммунальных работ.

1. Грузопассажирский автомобиль на базе шасси грузового автомобиля с двухдверной однорядной кабиной, содержащий расположенный за кабиной специализированный пассажирский салон, имеющий заднюю и переднюю стенки и кроме того боковые стенки и крышу, вынесенные за поперечные габариты кабины, а также снабженный окнами и третьей боковой дверью с высотой под смонтированную ниже уровня рамы шасси входную ступеньку и установленную за указанным салоном на раме шасси соответствующую грузовую надстройку, отличающийся тем, что упомянутый салон выполнен в виде примыкающего к задней стенке кабины отсека, имеющего свои переднюю стенку, совмещенную с задней стенкой кабины, и обеспечивающую образование отделенных внутренних пространств салона и кабины, и крышу в виде обтекателя, расположенного выше уровня крыши кабины и смонтированного с образованием над крышей кабины сообщающегося с салоном дополнительного проема под багажную нишу, при этом салон имеет наружные боковые стенки с криволинейным переходом в плоскость боковых дверей кабины и обшит профильными полимерными листами.

2. Грузопассажирский автомобиль по п.1, отличающийся тем, что пассажирский салон обшит профильными полимерными листами, выполненными из стеклопластика, с помощью вытяжных заклепок и клея-герметика.

3. Грузопассажирский автомобиль по п.1, отличающийся тем, что наружная обшивка пассажирского салона выполнена в виде его облицовки на основе профильной листовой заготовки его крыши, профильной листовой заготовки его левой боковой стенки с проемом под боковое окно и профильной листовой заготовки его правой боковой стенки с проемом под третью боковую распашную дверь автомобиля, а также листовой заготовки его задней стенки с проемом под заднее окно.

4. Грузопассажирский автомобиль по п.1, отличающийся тем, что в крыше пассажирского салона выполнен вентиляционный люк с крышкой, обеспечивающей возможность аварийной эвакуации пассажиров.

5. Грузопассажирский автомобиль по п.1, отличающийся тем, что окно в задней стенке кабины выполнено сдвижным.

6. Грузопассажирский автомобиль по п.1, отличающийся тем, что пассажирский салон оснащен четырьмя сиденьями с ремнями безопасности, смонтированными вдоль передней стенки салона, совмещенной с задней стенкой кабины, развернутыми против хода автомобиля и откидными вверх для обеспечения возможности погрузки продольного малогабаритного груза в проем, образующийся в результате откидывания этих сидений.

7. Грузопассажирский автомобиль по п.1, отличающийся тем, что в случае его исполнения для длительных грузовых перевозок специализированный пассажирский салон оснащен одной или двумя спальными полками, смонтированными вдоль передней стенки салона, совмещенной с задней стенкой кабины.

8. Грузопассажирский автомобиль по п.1, отличающийся тем, что пассажирский салон оснащен тремя сиденьями, смонтированными вдоль передней стенки салона, совмещенной с задней стенкой кабины, развернутыми против хода автомобиля и откидными вверх для возможности погрузки продольного инструмента в проем, образующийся в результате откидывания этих сидений, а также узким шкафом, установленным у передней стенки кабины, совмещенной с задней стенкой кабины, для размещения в нем малогабаритных инструментов.

9. Грузопассажирский автомобиль по п.1, отличающийся тем, что пассажирский салон оснащен одним или двумя сиденьями с ремнями безопасности, а также ремонтным столом и стеллажом, установленными вдоль передней стенки салона, совмещенной с задней стенкой кабины.

10. Грузопассажирский автомобиль по п.1, отличающийся тем, что пассажирский салон выполнен конструктивно как единое целое с кабиной с возможностью совместного откидывания с ней вперед с помощью гидравлического механизма подъема или опускания на резинометаллические подушки рамы шасси.



 

Наверх