Кузов-фургон

 

Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно, к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового или заднего борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.

Кузов-фургон содержит связанные между собой с образованием силового каркаса основание, крышу и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых шарнирно закреплена на основании фургона и откидывается вниз, а вторая (верхняя) также шарнирно закреплена на верхней части кузова-фургона, при этом обе части борта связаны рычагами-шатунами с вертикальными элементами фургона с образованием кривошипно-ползунных механизмов, общие ползуны которых размещены в вертикальных элементах фургона, а рычаг-шатун верхней части борта каждого механизма связан с ней посредством ползуна, для чего в верхней части борта выполнены соответствующие направляющие, а с вертикальным элементом фургона рычаг-шатун верхней части борта связан рычагом-коромыслом, причем его крепление расположено на вертикальных элементах фургона не ниже верхнего положения общего ползуна.

Силовой каркас кузова-фургона может быть снабжен вертикальными стойками, в которых размещены кривошипно-ползунные механизмы раскрывания бортов, а верхняя часть борта может быть шарнирно закреплена либо на верхней части силового каркаса фургона, в частности, стойках, либо в верхней части вертикальных стенок, либо на крыше фургона. Кроме этого верхняя часть борта может быть снабжена рычагами, расположенными в плоскости, перпендикулярной плоскости борта и жестко связанными с ней, посредством которых верхняя часть борта шарнирно крепится на вертикальных стенках или на крыше фургона.

Также верхняя часть борта может быть выполнена Г-образной и шарнирно крепиться за кромку своей горизонтальной полки к фургону с образованием части панели крыши, вплоть до ее половины.

1 с. и 7 з.пп. ф-лы; 6 ил.

Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно, к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового или заднего борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.

Для развозных фургонов, предназначенных для доставки небольших партий тарного груза (в ящиках или поддонах), актуально сокращение времени погрузочно-разгрузочных работ. Одно из решений этой задачи - обеспечение полного доступа к боковому проему кузова-фургона. При этом недопустим заход частей механизма во внутренний объем фургона и относительное их равновесие бортов при их раскрывании и закрывании.

Известно техническое решение конструкции кузова-фургона транспортного средства (свидетельство РФ на полезную модель 14906, B62D 33/04, опубл. 10.09.2000 г.), включающая раскладывающийся борт, нижняя часть которого шарнирно откидывается вниз на 180°, а верхняя выполнена скользящей относительно направляющих опор фургона и связана с нижней частью борта посредством шарнирно-рычажного механизма с возможностью поворота вверх на 90° с одновременным перемещением под крышу фургона, при этом части борта и стойки фургона образуют кривошипно-ползунный механизм, ползуны которых размещены в вертикальных элементах фургона и шарнирно связывают между собой рычаги-шатуны обеих частей борта, а рычаги-шатуны верхней части борта также связаны с вертикальными элементами фургона рычагами-коромыслами. Такая конструкция имеет недостатки, связанные с излишним перемещением бортов в промежуточных положениях из-за износа в процессе эксплуатации и, как следствие, нечеткость в работе механизма вплоть до заклинивания его деталей.

Известно также техническое решение конструкции грузового кузова-фургона (патент РФ па полезную модель 69479, B62D 33/04, опубл. 27.12.2007 г.). Данная конструкция кузова-фургона аналогична вышеупомянутому, но ее направляющие опоры выполнены шарнирно-подвижными и разнесенными по высоте верхней части борта, а дополнительно ролики опор могут быть выполнены подпружиненными, а направляющая для них может иметь V-образное сечение. Это позволяет опорным роликам самоустанавливаться, тем самым компенсировать люфты из-за износа механизма, однако это не может обеспечить его достаточную четкость и легкость в работе из-за излишних перемещений деталей механизма относительно друг друга, кроме всего прочего обусловленных их большими размерами.

Наиболее близким техническим решением является конструкция грузового кузова-фургона по патенту РФ на полезную модель 91034, B60P 1/00, опубл. 27.01.2010 г., содержащая связанные между собой силовым каркасом основание, крышу и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых шарнирно закреплена на основании фургона и откидывается вниз, а вторая связана с первой посредством шарнирно-рычажного механизма и выполнена поднимающейся вверх с возможностью поворота вокруг своей продольной оси с одновременным перемещением под крышу фургона, при этом обе части борта связаны направляющими опорами и рычагами-шатунами с вертикальными элементами фургона с образованием кривошипно-ползунных механизмов, ползуны которых размещены в вертикальных элементах фургона и шарнирно связывают между собой рычаги-шатуны обеих частей борта, а рычаг-шатун верхней части борта каждого механизма также связан с вертикальным элементом фургона рычагом-коромыслом, крепление шарнира которого расположено на вертикальных элементах фургона выше верхнего положения ползуна.

Такая конструкция отличается надежностью и удобством работы механизма раскладывания борта, но требует увеличения высоты фургона для захода под крышу верхней части борта.

Цель технического решения - увеличение грузовместимости фургона при повышение надежности и удобства работы как механизма раскладывания борта, так и фургона в целом.

Поставленная цель достигается тем, что в известной конструкции кузова-фургона рычаг-шатун верхней части борта связан с ней посредством ползуна, для чего в ней выполнены соответствующие направляющие, а сама верхняя часть борта шарнирно закреплена на верхней части кузова-фургона. При этом верхняя часть борта может быть шарнирно закреплена на верхней части силового каркаса кузова-фургона, а сам силовой каркас кузова-фургона может быть снабжен вертикальными стойками, в которых размещены кривошипно-ползунные механизмы раскрывания бортов. Верхняя часть борта также может быть шарнирно закреплена на верхней части либо вертикальных стенок, либо на крыше фургона. Кроме этого верхняя часть борта может быть снабжена рычагами, расположенными в плоскости, перпендикулярной плоскости борта и жестко связанными с ней, посредством которых верхняя часть борта шарнирно крепится на вертикальных стенках или на крыше фургона.

Также верхняя часть борта может быть выполнена Г-образной и шарнирно крепиться за кромку своей горизонтальной полки к фургону с образованием части панели крыши, вплоть до ее половины.

Связь рычага-шатуна верхней части борта с ней посредством ползуна обеспечивает необходимую кинематику механизма раскрывания бортов при компактности его конструкции.

Выполнение направляющих для ползуна в верхней части борта обеспечивает работоспособность и надежность конструкции, главным образом, при закрывании борта, а также дополнительно повышает жесткость борта.

Шарнирное закрепление верхней части борта на верхней части кузова-фургона обеспечивает большую погрузочную высоту, простоту и герметичность конструкции.

Шарнирное закрепление верхней часть борта на верхней части силового каркаса фургона повышает надежность и прочность конструкции.

Снабжение силового каркаса кузова-фургона вертикальными стойками повышает надежность и долговечность конструкции, а также позволяет выполнить борт многосекционным (что особенно важно при большой длине и грузоподъемности кузова).

Размещение механизмы раскрывания бортов в вертикальных стойках силового каркаса кузова обеспечивает компактнось конструкции и улучшает внешний вид верхней части проема кузова при открывании борта.

Шарнирное закрепление верхней части борта на верхней части вертикальных стоек фургона позволяет разгрузить основные элементы кузова (крышу, стенки) от дополнительных нагрузок от механизма раскрытия борта.

Шарнирное закрепление верхней часть борта на верхней части вертикальных стенок фургона или крыше фургона позволяет упростить конструкцию кузова.

Оснащение верхней части борта рычагами, расположенными в плоскости, перпендикулярной плоскости борта и жестко связанными с ней, посредством которых верхняя часть борта шарнирно крепится на вертикальных стенках или крыше фургона облегчает работу грузоподъемных механизмов (погрузчиков) при погрузке-разгрузке.

Выполнение верхней части борта Г-образной с шарнирным закреплением за кромку своей горизонтальной полки к фургону с образованием части панели крыши также облегчает работу грузоподъемных механизмов при погрузке-разгрузке.

Выполнение горизонтальной части Г-образного верхнего борта в виде продольной половины панели крыши снижает усилие при открывании бортов.

Таким образом, данное техническое решение обладает новизной и существенными отличиями по сравнению с известными решениями, а также обеспечивает высокий технический уровень и положительный результат при использовании.

Предлагаемое техническое решение иллюстрируется следующими графическими материалами: на фиг.1 показан общий вид кузова-фургона на шасси грузового автомобиля с раскладным секционным бортом, вид сбоку; па фиг.2 - механизм открывания борта в промежуточном положении (разрез А-А фиг.1); на фиг.3 - то же, в аксонометрии (фрагмент); на фиг.4, 5 и 6 представлены варианты конструкции (разрез А-А фиг.1).

Кузов-фургон 1 установлен на шасси грузового автомобиля 2 (фиг.1) и содержит силовой каркас с вертикальными стойками 3, пол 4, вертикальные стенки 5 (как минимум, переднюю и заднюю), крышу 6, а также боковой борт, разделенный по горизонтали на нижнюю 7 и верхнюю 8 части, раскрывающимися соответственно вниз и вверх: нижняя часть 7 выполнена откидывающейся вниз посредством закрепления на шарнирах 9 в основании силового каркаса фургона, а верхняя 8 - поворачивающейся вверх вокруг своей продольной оси на шарнирах 10, размещенных в верхней части стоек 3 силового каркаса на уровне кромки крыши 6 фургона (фиг.2).

Нижняя 7 и верхняя 8 части борта связаны между собой посредством одинаковых кривошипно-ползунных (5-звенных) механизмов, в которых нижняя часть 7 борта является начальным звеном. Механизмы размещены по торцам бортов в вертикальных стойках 3, включенных в состав силового каркаса кузова-фургона 1.

Устройство механизма привода бортов наиболее наглядно показано при частично раскрытых частях борта (фиг.2, 3, 4 и 5). К нижней части 7 борта шарнирно присоединен нижний шатун 11 осью 12, а верхняя часть 8 борта связана с верхним шатуном 13 механизма посредством ползуна 14. Шатуны 11 и 13 шарнирно связаны между собой посредством общего ползуна 15, перемещающегося в стойке 3 силового каркаса фургона. Шатун 13 верхней части 8 борта также шарнирно связан через ось 16 посредством рычага-коромысла 17 с вертикальными элементами кузова-фургона 1 (силовым каркасом, стенками или стойками).

Соединение верхней части 8 борта более детально можно видеть на фиг.3, где показана направляющая 18 для перемещения ползуна 14.

Верхняя часть 8 борта может быть снабжена жестко связанными с ней рычагами 19, например, А-образными, расположенными в плоскости, перпендикулярной плоскости борта, и посредством которых она шарнирно крепится на усилительных элементах крыши 6 фургона (фиг.4).

Верхняя часть 8 борта также может быть выполнена Г-образной с шарнирным закреплением ее за кромку горизонтальной полки к фургону с образованием части панели крыши 6 фургона (фиг.5). При этом горизонтальная полка Г-образной верхней части 8 борта может быть выполнена в виде продольной половины панели крыши 6 (фиг.6).

Конструкция работает следующим образом. В исходном (закрытом) положении нижняя 7 и верхняя 8 части борта, а также элементы механизма их привода уложены в вертикальные элементы фургона 1 - передние и задние стенки, вертикальные стойки 3 его силового каркаса. Открывание производится вручную поворотом нижней части 7 борта как начального звена (кривошипа) всего механизма раскрывания борта. При этом нижний конец шатуна 11 принудительно тянет за собой вниз ползун 15 и конец шатуна 13. Последний, поворачиваясь вокруг оси 16 рычага-коромысла 17, другим своим концом скользя ползуном 14 вдоль направляющих 18 верхней части 8 борта поднимает ее, тем самым раскрывая проем фургона.

Закрывание бортов происходит в обратном порядке.

Благодаря уравновешенности механизма степень раскрытия проема фургона и соответственное положение частей 7 и 8 борта обеспечивается в любом промежуточном положении.

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет упростить механизм раскладывания борта, повысить его долговечность и надежность, а также увеличить грузовместимость фургона.

1. Кузов-фургон, содержащий связанные между собой с образованием силового каркаса основание, крышу и вертикальные стенки, между которыми размещен хотя бы один раскладывающийся борт, продольно разделенный на нижнюю и верхнюю части, первая из которых шарнирно закреплена на основании фургона, откидывается вниз, а вторая закреплена с возможностью поворота вокруг своей продольной оси, при этом обе части борта связаны направляющими опорами и рычагами-шатунами с вертикальными элементами фургона с образованием кривошипно-ползунных механизмов, ползуны которых размещены в вертикальных элементах фургона и шарнирно связывают между собой рычаги-шатуны обеих частей борта, а рычаг-шатун верхней части борта каждого механизма также связан с вертикальным элементом фургона рычагом-коромыслом, крепление шарнира которого расположено на вертикальных элементах фургона не ниже верхнего положения ползуна, отличающийся тем, что рычаг-шатун верхней части борта связан с ней посредством ползуна, для чего в ней выполнены соответствующие направляющие, а сама верхняя часть борта шарнирно закреплена на верхней части кузова-фургона.

2. Кузов-фургон по п.1, отличающийся тем, что верхняя часть борта шарнирно закреплена на верхней части силового каркаса кузова-фургона.

3. Кузов-фургон по п.1, отличающийся тем, что силовой каркас кузова-фургона снабжен вертикальными стойками, в которых размещены кривошипно-ползунные механизмы раскрывания бортов, а на верхней части стоек шарнирно закреплена верхняя часть борта.

4. Кузов-фургон по п.1, отличающийся тем, что верхняя часть борта шарнирно закреплена на верхней части вертикальных стенок фургона.

5. Кузов-фургон по п.1, отличающийся тем, что верхняя часть борта шарнирно закреплена на крыше фургона.

6. Кузов-фургон по п.4 или 5, отличающийся тем, что верхняя часть борта снабжена рычагами, расположенными в плоскости, перпендикулярной плоскости борта и жестко связанными с ней, посредством которых верхняя часть борта шарнирно крепится на вертикальных стенках или крыше фургона.

7. Кузов-фургон по п.1, отличающийся тем, что верхняя часть борта выполнена Г-образной и шарнирно закреплена за кромку своей горизонтальной полки к фургону с образованием части панели крыши.

8. Кузов-фургон по п.7, отличающийся тем, что горизонтальная часть Г-образного верхнего борта выполнена в виде продольной половины панели крыши.



 

Похожие патенты:

Грузовой кузов-фургон относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.
Наверх