Комплект спасательного снаряжения

 

Полезная модель относится к транспорту, более конкретно, к плавучим средствам спасения на воде, и может быть использована при изготовлении спасательного оборудования для экипажей транспортных средств, в частности, - летательных аппаратов. Комплект спасательного снаряжения (КСС) предназначен для применения в морской авиации (военной и гражданской), а также на транспортных средствах при форсировании водных преград.

Задачей полезной модели является разработка спасательного оборудования, обеспечивающего надежное спасение членов экипажей затонувших воздушных судов с глубин до 20 м, не ограничивающее движение и перемещение членов экипажей в процессе обычной эксплуатации воздушного судна и в аварийной ситуации для обеспечения беспрепятственного его покидания.

Оборудование должно быть надежным и простым в эксплуатации, иметь минимальную массу.

Поставленная задача достигается тем, что комплект спасательного снаряжения, преимущественно для членов экипажей транспортных средств, включающий жилет с установленными на нем дыхательным устройством, плавучим надувным средством и поясом, снабжен автономным аппаратом подводного дыхания, состоящим из баллона со сжатым дыхательным газом, запорно-редуцирующего устройства, легочного автомата с загубником и зажимом для носа, связанного шлангом с запорно-редуцирующем устройством, при этом, автономный аппарат подводного дыхания размещен в карманах жилета, а пояс выполнен силовым с подъемным стропом. При этом, надувное плавучее средство выполнено в виде двух бобообразных поплавков, расположенных горизонтально по бокам жилета в районе пояса.

Кроме того, поплавки выполнены уложенными в сдутом состоянии в чехлы, закрепленные на поясе.

Формула полезной модели из 1 пункта, чертежи - 7 фигур.

Полезная модель относится к транспорту, более конкретно, к плавучим средствам спасения на воде, и может быть использована при изготовлении спасательного оборудования для экипажей транспортных средств, в частности, летательных аппаратов. Комплект спасательного снаряжения (КСС) предназначен для применения в морской авиации (военной и гражданской), а также на транспортных средствах при форсировании водных преград. Уровень техники.

Известно спасательное плавучее и дыхательное устройство, представленное в патенте США 7047966 (2006 г.). Устройство содержит жилет, выполненный в виде первой и второй надуваемых, связанных между собой емкостей, имеющих форму подковы, контейнер с сжатым дыхательным газом, закрепленный на одной из емкостей и снабженный средством для подачи в одну из емкостей дыхательного газа, и легкий пояс для закрепления жилета на теле спасаемого.. При этом, жилет снабжен загубником, сообщающимся через гибкую гофрированную трубку с емкостями через управляемый клапан. Каждая емкость может принимать полное содержание контейнера при атмосферном давлении, благодаря чему, по мнению заявителей, отпадает необходимость в регуляторе давления или в регулируемом насадке.

Достоинством жилета является то, что не требуется дополнительно дыхательный прибор, что упрощает спасательную систему и уменьшает ее массу.

Однако, применение такого спасательного средства для членов экипажа самолетов и вертолетов, летающих над водными акваториями, не обеспечивает их спасения в случае падения в воду по следующим соображениям:

- жилет, обладающий значительными габаритами, не совмещается с парашютной системой и оборудованием кресла члена экипажа и затрудняет движение головы и выход из летательного аппарата, особенно при его перевернутом положении;

- дыхательное устройство не обеспечивает подачи дыхательной смеси из-за высокого водного давления на глубине;

- отсутствуют средства для подъема спасаемого из воды.

Известны спасательные средства, выполненные в виде пояса, закрепляемого на поясе человека.

Спасательное устройство по патенту RU 02191133 С2 В63С - 9/00 (ФЛУБ ПТИ ЛТД (AU) 2002 г.) представляет собой пояс, выполненный в виде надувной удлиненной трубы, имеющей ближний конец и дальний конец. Оба конца закрыты, например, посредством сварки или склеивания вместе конечных (торцевых) участков трубы с образованием плоских участков у концов. Спасательное средство снабжено средством для надувания в виде источника сжатого газа, такого как баллон с СO2, и пускового механизма, способного выпускать сжатый газ из баллона в трубу после ручного запуска рычажком или стропкой или автоматическим срабатыванием. Кроме того, спасательное средство снабжено трубкой для надувания ртом.

Авиационный спасательный пояс АСП-74 (См. «Авиационный спасательный пояс АСП-74. Руководство по технической эксплуатации» предприятия ОАО «НПП «Звезда» РФ, 1983 г.) состоит из пояса, к которому пришнурованы две укладки (правая и левая), с уложенными в них надуваемыми поплавками. Для поддержания массы укладок на плечах члена экипажа служит плечевая лямка, пристегнутая карабинами к кольцам укладок. На поясе сзади установлена регулировочная пряжка, позволяющая изменять длину пояса по обхвату туловища члена экипажа, а спереди пришита разъемная пряжка, служащая для застегивания пояса. Справа на поясе установлен подъемный строп с полукольцом, к которому пристегивается карабин фала носимого аварийного запаса (НАЗ).

Укладка поплавка снабжена углекислотным баллончиком с пусковой головкой и вытяжным шнуром со шпилькой и фишкой.

Спасательное устройство, выполненное в виде пояса, закрепляемого на теле человека, представляется относительно простым. Более того, пояс не создает помех для движений головы в шлеме и представляет свободу для рук и перемещений туловища.

Однако, пояс предназначен только для поддержания члена экипажа летательного аппарата на плаву после приводнения, и не обеспечивает подъема спасаемого с глубины из-за отсутствия дыхательного аппарата.

Спасательная дыхательная система "ABLE " (Adams Breathing Lifesaving Equipment) (См. проспект фирмы L.ADAMS LIMITED (Великобритания), август 1995 г.) предназначена для выработки дыхательной смеси для обеспечения спасения из перевернутого вертолета, упавшего в воду. Состоит из легкого воздушного цилиндра и приводного устройства, соединенного с воздушным регулятором, и стандартного подводного дыхательного загубника. "ABLE " может быть использована как автономная установка, так и как составная часть костюма, и легко размещается в специальном кармане. Система снабжена подсоединяемым шлангом с подводным загубником, что позволяет разместить ее с заряженным цилиндром в любом безопасном месте.

Однако, размещение системы в любом месте, например, в кармане комбинезона создает трудности при необходимости использования ее в аварийной ситуации. Кроме того, существует проблема взаимодействия размещаемой системы с существующим оборудованием кабин и обмундированием экипажа.

Таким образом, существующие спасательные системы не обеспечивают надежного и эффективного спасения членов экипажей затонувших воздушных судов.

Раскрытие полезной модели.

Задачей полезной модели является разработка такого спасательного оборудования, которое обеспечивало бы надежное спасение членов экипажей затонувших воздушных судов с глубин до 20 м.

Кроме того, спасательное оборудование не должно ограничивать движение и перемещение членов экипажей в процессе обычной эксплуатации воздушного судна и в аварийной ситуации для обеспечения беспрепятственного его покидания.

Более того, оборудование должно быть надежным и простым в эксплуатации, иметь минимальную массу.

Поставленная задача достигается тем, что комплект спасательного снаряжения, преимущественно для членов экипажей транспортных средств, включающий жилет с установленными на нем дыхательным устройством, плавучим надувным средством и поясом, снабжен автономным аппаратом подводного дыхания, состоящим из баллона со сжатым дыхательным газом, запорно-редуцирующего устройства, легочного автомата с загубником и зажимом для носа, связанного шлангом с запорно-редуцирующем устройством, при этом, автономный аппарат подводного дыхания размещен в карманах жилета, а пояс выполнен силовым с подъемным стропом. При этом, надувное плавучее средство выполнено в виде двух бобообразных поплавков, расположенных горизонтально по бокам жилета в районе пояса.

Кроме того, поплавки выполнены уложенными в сдутом состоянии в чехлы, закрепленные на поясе.

Плавучее надувное средство может быть выполнено в виде воротника, включающего две воздушные камеры, уложенные в сдутом состоянии в чехол, закрепленный вверху на жилете, а нижние его концы закреплены на силовом поясе.

Более того, баллон со сжатым дыхательным газом и запорно-редуцирующим устройством размещен в кармане, расположенным на спинке жилета слева сбоку в районе пояса, а легочный автомат с загубником и зажимом для носа размещен в кармане, расположенном на левом передке жилета слева в средней его части, при этом карман для размещения баллона со сжатым дыхательным газом и запорно-редуцирующим устройством расположен на спинке жилета на расстоянии от центра кармана на поясе до оси спинки равном 0,1-0,14 обхвата груди жилета, при этом ось кармана верхним концом наклонена к оси спинки, и угол наклона составляет 75-85°, а нижняя кромка кармана расположена на уровне, отстоящем от оси пояса на расстоянии равном 0,06-0.08 от роста жилета, в то время как карман для размещения легочного автомата аппарата подводного дыхания расположен на передней поверхности жилета слева при этом, расстояние от центра кармана до молнии жилета выполнено равным 0,08-0,12 обхвата груди жилета, а расстояние нижней кромки кармана от оси пояса составляет 0,08-0,11 роста жилета.

Такое выполнение комплекта спасательного снаряжения обеспечивает при попадании транспортного средства в воду дыхание потерпевшего члена экипажа под водой, всплытие из-под воды, поддержание его на плаву и подъем на борт спасательного средства. При этом обеспечивается удобство пользования снаряжением в процессе нормальной эксплуатации транспортного средства, в частности самолета или вертолета.

Краткое описание чертежей.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых:

Фиг.1. - показывает общий вид КСС при виде спереди;

Фиг.2. - показывает общий вид КСС при виде сзади;

Фиг.3 - показывает общий вид жилета при виде спереди;

Фиг.4 - показывает общий вид жилета при виде сзади;

Фиг.5 - показывает автономный аппарат подводного дыхания;

Фиг.6 - показывает общий вид спасательного пояса;

Фиг.7. - показывает общий вид КСС при виде спереди с плавучим плавательным средством в виде воротника.

Осуществление полезной модели.

В соответствии с полезной моделью реализации комплекта спасательного снаряжения (КСС), преимущественно для членов экипажей транспортных средств, представлена на примере спасательного снаряжения для летчиков самолетов или вертолетов.

Комплект спасательного снаряжения включает жилет 1, (См. Фиг.1, 2), на котором установлены дыхательное устройство 2, спасательный пояс 3 с плавучим средством и подъемным устройством.

Дыхательное устройство 2 выполнено в виде автономного аппарата подводного дыхания, состоящего из баллона со сжатым дыхательным газом, запорно-редуцирующего устройства, легочного автомата с загубником и зажимом для носа, связанного шлангом с запорно-редуцирующем устройством,

Автономный аппарат подводного дыхания 2 размещен в карманах жилета. При этом, баллон со сжатым дыхательным газом и запорно-редуцирующим устройством размещен в кармане 7, расположенном на спинке жилета слева сбоку в районе пояса, а легочный автомат с загубником и зажимом для носа размещен в кармане 8, расположенном спереди жилета слева в средней его части.

Пояс выполнен силовым с подъемным стропом 4.

Надувное плавучее средство выполнено в виде двух поплавков 5 и 6, расположенных горизонтально по бокам жилета в районе пояса. Кроме того, поплавки выполнены уложенными в сдутом состоянии в чехлы 9, 10, закрепленные на поясе. При необходимости на жилете могут размещаться другие предметы, необходимые в аварийной обстановке, например коробка с медицинскими препаратами 11 в кармане 12.

Жилет 1, (См. Фиг.3 и Фиг.4), выполнен из спинки 13, правой грудки 14 и левой грудки 15, сшитых между собой по боковым линиям и линиям плеч. Для подгонки жилета по размерам человека имеются шнуровки.

Шнуровки расположены на боковой поверхности жилета и на плечах. Боковые шнуровки 16, 17 служат для подгонки жилета по обхвату туловища летчика. Плечевые шнуровки 18, 19 служат для подгонки жилета по вертикальному размеру. Шнуровки выполнены в виде нашитых на жилете двух петельных лент, через петли которых продет шнур. Шнуровки закрываются клапанами, например, - 18а с ворсовой застежкой. Распах жилета закрывается разъемной застежкой-молнией 22.

На жилете спереди нашиты направляющие 23, 24, и сзади - шлевки 25 для размещения пояса. Направляющие 23, 24 выполнены трапецевидной формы с расширенными концами, обращенными к застежке-молнии 22. Такое выполнение направляющих обеспечивает равномерное распределение нагрузки от подъемного стропа 4 при подъеме спасаемого.

Жилет выполнен из прочной ткани оранжевого цвета, например, капрона с усилием на разрыв не менее 100 кгс на полоску 5 см. Механические характеристики ткани выбраны с учетом нагрузок от предметов, расположенных на жилете, возникающих, например, при раскрытии купола парашюта.

Цвет ткани выбран из условий облегчения поиска потерпевшего.

Для обеспечения поиска в темное время суток на жилете нашиты полосы 20, 21 из светоотражающего материала.

На жилете имеются карман 7 для размещения баллона аппарата подводного дыхания, карман 8 для размещения легочного автомата аппарата подводного дыхания,

Положение кармана 7 выбрано с таким расчетом, чтобы баллон не мешал летчику при размещении и работе в кресле летательного аппарата. Карман 7 выполнен накладным объемным в форме продолговатого цилиндра с продольным распахом и расположен на спинке жилета слева на расстоянии центра кармана на поясе от оси спинки равном 0,10-0,14 обхвата груди жилета, при этом ось кармана верхним концом наклонена к оси спинки, и угол наклона составляет 75-85°, а нижняя кромка кармана 7 расположена на уровне, отстоящем от оси пояса на расстоянии равном 0,06-0.09 от роста жилета. Карман имеет продольный распах для установки баллона, который закрывается ворсовой застежкой, выполненной с вырезом для шланга. В нижней части кармана имеется отверстие для обеспечения визуального контроля давления в баллоне аппарата по манометру 17, установленному на запорно-редуцирующем устройстве аппарата.

Карман 8 расположен на передней поверхности жилета слева с таким расчетом, чтобы легочный автомат не прижимался к телу летчика ремнями привязной системы кресла и чтобы его было удобно вынимать в аварийной ситуации, было удобно вынимать легочный автомат. Карман выполнен накладным объемным. При этом, расстояние от центра кармана до молнии выполнено равным 0,08-0,12 обхвата груди жилета, а расстояние нижней кромки кармана от оси пояса составляет 0,08-0,11 роста жилета. Распах кармана закрывается ворсовой застежкой и раскрывается при вытаскивании легочного автомата одной рукой. При этом, карман выполнен с вырезом для прохода шланга легочного автомата. При выполнении карманов с установочными размерами, выходящими за вышеприведенные диапазоны размеров приводит к взаимодействию с парашютными ремнями и затруднению пользования аппаратом для подводного дыхания.

Предусматривается изготовление 3-х ростовок жилета для контингента членов экипажей ростом от 156 см до 185 см и обхватом груди от 85 см до 117 см.

Аппарат подводного дыхания (См. Фиг.5.) состоит из баллона 26 с запорно-редуцирующем устройством 27, легочного автомата 30 с загубником 31 и зажимом для носа 32. Легочный автомат 30 сообщается с запорно-редуцирующем устройством шлангом 29. Длина шланга 29 выбрана с таким расчетом, чтобы в рабочем положении (когда летчик взял загубник в рот), шланг не ограничивал подвижность головы. Кроме того, на кронштейне корпуса легочного автомата 30 закреплен трос 28, другой конец которого снабжен чекой 36, установленной в отверстиях проушин корпуса запорно-редуцирующего устройства 27. Длина троса 28 выполнена несколько меньшей длины шланга 21, поэтому при расправлении шланга чека 36 освобождает толкатель редуктора и аппарат включается в работу. Шланг и трос фиксируются на жилете с помощью штрипок 33. Штрипки представляют собой отрезок ленты, один конец которого пришит к жилету, а второй зафиксирован на жилете при помощи ворсовой застежки.

В аппарате подводного дыхания применяется баллон емкостью 0,7 л с рабочим давлением 265 кгс/см2 . При необходимости может быть применен баллон другой емкости.

Запорно-редуцирующее устройство 27 состоит их следующих основных узлов: ниппеля для зарядки баллона, редуктора, понижающего давление до величины, обеспечивающей работу легочного автомата, предохранительного клапана, манометра (индикатора) 34 для контроля давления в баллоне.

В запорно-редуцирующем устройстве применен безрычажный редуктор прямого действия. Редуктор выполнен с командным клапаном, взаимодействующим с подпружиненным толкателем, снабженным рычагом 24, на конце которого выполнено отверстие под чеку 36.

В выключенном состоянии редуктора пружина толкателя удерживается в поджатом положении толкателем рычага 35, фиксируемого чекой 36.

Спасательный пояс (См.Фиг.6) состоит из собственно пояса 3 с центральной пряжкой 37 и регулировочной пряжкой 38. Пояс выполнен силовым, из прочной ткани, например капрона, в виде ленты шириной не менее 40 мм, выдерживающей нагрузку не менее 500 кгс.

На поясе закреплены чехлы 9, 10, к которым с помощью шнуровок прикреплены поплавки 5, 6. Каждый чехол выполнен в виде конверта, на клапанах которого установлены люверы 39, через которые чехлы зачековываются после укладки поплавков.

Поплавки 5, 6 изготавливаются из герметичной ткани и имеют форму боба. Поплавки наполняются от баллончиков 40 с углекислотой. Баллончики имеют пусковое устройство, которое в выключенном положении зачековано шпилькой. К шпилькам, которыми зачековываются чехлы поплавков, и шпильке пускового устройства баллончика прикреплены шнуры с закрепленными на их концах бусинками 41.

Баллончик подсоединяется к поплавку с помощью гермоввода, который вклеен в поплавок. В гермоввод вставляется штуцер, имеющийся на пусковом устройстве баллончика. Герметизация штуцера в гермовводе обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом.

Для поддутия поплавка, при необходимости, служит трубка с клапаном 42. Объем поплавков и запас углекислоты выбраны из условия получения необходимой положительной плавучести на максимальной глубине погружения.

На поясе имеется подъемный строп 4 для поднятия потерпевшего на борт спасательного судна или вертолета. Подъемный строп закреплен на поясе подвижно и выполнен в виде петли из прочной ленты, рассчитанной на нагрузку не менее 500 кгс. В исходном положении подъемный строп зафиксирован на жилете с помощью ворсовой застежки. Работает комплект спасательного снаряжения следующим образом.

Перед надеванием жилет и спасательный пояс подгоняются по размерам человека: жилет - при помощи шнуровок 16, 17, 18, 19, а спасательный пояс - при помощи пряжки 38.

В аварийной ситуации при затоплении кабины летательного аппарата летчик достает из кармана 8 легочный автомат 30 и рывком при помощи троса 28 расчековывает запорно-редуцирующее устройство 27. При этом воздух из баллона 26 поступает к легочному автомату 30.

Затем летчик берет в рот загубник 31, пережимает нос зажимом 32 и дышит поступающим из баллона воздухом. После покидания летательного аппарата, для обеспечения всплытия из-под воды, летчик при помощи бусинок 41 расчековывает чехлы авиационного спасательного пояса и включает пусковые устройства углекислотных баллончиков. Поплавки 5, 6 наполняются и обеспечивают всплытие потерпевшего.

Для поднятия потерпевшего на борт крюк подъемного устройства спасательного судна или вертолета цепляется за подъемный строп 4.

Возможно выполнение жилета с другими плавательными средствами, например выполненными в виде плавательного ворота. В этом случае КСС (См. Фиг.7) содержит жилет 43, выполненный с вышеописанными карманами для размещения автономного аппарата для подводного дыхания, и направляющим и шлевками для силового пояса 44, снабженного подъемным стропом 45. Жилет 43 снабжен плавучим надувным средством 46, выполненным в виде воротника и включающем две воздушные камеры, уложенные в сдутом состоянии в чехол, закрепленный вверху на жилете, а нижние его концы закреплены на силовом поясе 44. Воздушные камеры наполняются от баллончиков с углекислотой (на чертеже не показано). Баллончики имеют пусковое устройство, которое в выключенном положении зачековано шпилькой. К шпилькам пускового устройства баллончиков прикреплены шнуры с закрепленными на их концах бусинками 47, 48. Работа такого КСС протекает вышеописанным образом.

Предлагаемая компоновка и конструкция комплекта спасательного снаряжения обеспечивают сочетаемость КСС с различными видами снаряжения (сухопутным, морским), вертолетными креслами, привязными кресельными системами и парашютными системами.

Применение КСС обеспечивает спасение при затоплении кабины, всплытие при покидании затонувшего объекта, поддержание на плаву, подъем потерпевшего на борт спасательного судна или вертолета.

1. Комплект спасательного снаряжения, преимущественно для членов экипажей транспортных средств, включающий жилет с установленными на нем дыхательным устройством, плавучим надувным средством и поясом, отличающийся тем, что снабжен автономным аппаратом подводного дыхания, состоящим из баллона со сжатым дыхательным газом, запорно-редуцирующего устройства, легочного автомата с загубником и зажимом для носа, связанного шлангом с запорно-редуцирующим устройством, при этом автономный аппарат подводного дыхания размещен в карманах жилета, а пояс выполнен силовым с подъемным стропом.

2. Комплект спасательного снаряжения, преимущественно для членов экипажей транспортных средств, по п.1, отличающийся тем, что надувное плавучее средство выполнено в виде двух бобообразных поплавков, расположенных горизонтально по бокам жилета в районе пояса.

3. Комплект спасательного снаряжения, преимущественно для членов экипажей транспортных средств, по п.1, отличающийся тем, что плавучее надувное средство выполнено в виде воротника, включающего две воздушные камеры, уложенные в сдутом состоянии в чехол, закрепленный вверху на жилете, а нижние его концы закреплены на силовом поясе.

4. Комплект спасательного снаряжения, преимущественно для членов экипажей транспортных средств, по пп.1 или 2, отличающийся тем, что поплавки выполнены уложенными в сдутом состоянии в чехлы, закрепленные на поясе.

5. Комплект спасательного снаряжения, преимущественно для членов экипажей транспортных средств, по п.1, отличающийся тем, что баллон со сжатым дыхательным газом и запорно-редуцирующим устройством размещен в кармане, расположенном на спинке жилета слева сбоку в районе пояса, а легочный автомат с загубником и зажимом для носа размещен в кармане, расположенном спереди жилета слева в средней его части.

6. Комплект спасательного снаряжения, преимущественно для членов экипажей транспортных средств, по п.5, отличающийся тем, что карман для размещения баллона со сжатым дыхательным газом и запорно-редуцирующим устройством расположен на спинке жилета слева на расстоянии от центра кармана на поясе до оси спинки равном 0,10-0,14 обхвата груди жилета, при этом ось кармана верхним концом наклонена к оси спинки, и угол наклона составляет 75-85°, а нижняя кромка кармана расположена на уровне, отстоящем от оси пояса на расстоянии равном 0,06-0,09 от роста жилета, в то время как карман для размещения легочного автомата аппарата подводного дыхания расположен на передней поверхности жилета слева, при этом расстояние от центра кармана до молнии жилета выполнено равным 0,08-0,12 обхвата груди жилета, а расстояние нижней кромки кармана от оси пояса составляет 0,08-0,11 роста жилета.



 

Наверх