Двухзвенный гусеничный снегоболотоход "ужгур"

 

Предлагаемое решение относится к транспортным средствам высокой проходимости, работающим в тяжелых дорожных и климатических условиях. Предложено совершенствование трансмиссии машины, защищена кинематическая схема., при этом двигатель расположен по продольной оси переднего звена раздаточная коробка переднего звена имеет понижающую передачу, передающую момент на главную передачу заднего звена, бортовые передачи на переднем и заднем звеньях выполнены одноступенчатыми с косозубыми цилиндрическими парами, на выходных валах главных передач звеньев установлены дисковые тормоза. Обеспечивается возможность использования более мощного дизельного силового агрегата, разгрузка трансмиссии от крутящего момента, надежность торможения и подключения заднего звена. 1 с., 1 зп. ф-лы, 1 илл.

Решение относится к транспортным средствам высокой проходимости, в частности, к двухзвенным сочлененным гусеничным машинам, обладающим высоким уровнем проходимости и экологичности благодаря низкому давлению движителя на грунт, и предназначенным для транспортировки грузов в особо тяжелых дорожных и климатических условиях.

Известно двухзвенное гусеничное транспортное средство высокой проходимости (патент РФ 22115, В62Д 55/00, опуб. 10.03.2002 г.), состоящее из двух активных гусеничных секций, соединенных между собой поворотно-сцепным устройством, задняя секция, снабженная различным технологическим оборудованием, выполнена сменной, а на передней секции применена механическая трансмиссия со ступенчатой коробкой передач.

В качестве прототипа принят двухзвенный гусеничный снегоболотоход, содержащий переднее и заднее звенья, соединенные поворотно-сцепным устройством, трансмиссию, включающую двигатель, коробку передач, раздаточную коробку, карданные валы, главные передачи с ведомыми валами и дифференциалами и ведущие колеса переднего и заднего звеньев, тормоз, гидронасос, ведомые валы каждой из главных передач, имеющих дифференциалы повышенного трения, соединены карданными валами непосредственно с валами ведущих колес, а тормоз с механическим приводом установлен на ведомом валу раздаточной коробки. (См. патент РФ 63312 В62Д 55/00, опуб. 27.05.2007 г.).

В этой конструкции отсутствуют бортовые передачи, что создает дополнительные нагрузки на трансмиссию. Двигатель и коробка передач имеют боковое расположение относительно продольной оси машины, что отрицательно влияет на развесовку и ухудшает обслуживание. Тормоз с механическим приводом установлен на ведомом валу раздаточной коробки, что не всегда обеспечивает надежность.

Эти недостатки устраняются предлагаемым решением.

Решаемая задача - создание легкого двухзвенного гусеничного снегоболотохода грузоподъемностью 2,5 т, при сравнительно низком весе (полной массе 7500 кг).

Технический результат - повышение надежности и удобства обслуживания транспортного средства.

Этот технический результат достигается тем, что, в двухзвенном гусеничном снегоболотоходе, содержащем переднее и заднее звенья, соединенные поворотно-сцепным устройством, трансмиссию, включающую двигатель, коробку передач, раздаточную коробку, карданные валы, главные передачи с ведомыми валами и ведущие колеса переднего и заднего звеньев, тормоз, гидронасос, двигатель расположен по продольной оси переднего звена и соединен через коробку передач с раздаточной коробкой, имеющей понижающую передачу, которая через карданные валы соединена с главной передачей заднего звена, при этом бортовые передачи на переднем и заднем звеньях выполнены одноступенчатыми с косозубыми цилиндрическими парами, на выходных валах главных передач звеньев установлены дисковые тормоза.

Предлагаемая установка двигателя даст возможность использовать более мощный дизельный силовой агрегат. Раздаточная коробка, имеющая понижающую передачу, облегчает жесткое подключение заднего звена. Одноступенчатые бортовые передачи с косозубыми цилиндрическими парами позволяют разгрузить трансмиссию от крутящего момента. Установка дисковых тормозов обеспечивает надежность торможения. Эластичная муфта-компенсатор, установленная перед гидронасосом, сглаживает передачу крутящего момента.

Кинематическая схема предлагаемого гусеничного снегоболотохода приведена на чертеже.

Гусеничный снегоболотоход содержит переднее активное звено 1, заднее звено 2 соединено с передним поворотно-сцепным устройством 3.

Кузов 4 переднего звена выполнен по принципу вагонной компоновки, имеет два ряда сидений в переднем звене. Трансмиссия включает раздаточную коробку 5 и коробку передач 6, а моторный отсек в задней части переднего звена имеет отдельный доступ с левого и правого бортов, что обеспечивает наиболее удобное обслуживание силовой установки за счет расположения двигателя 7 по продольной оси переднего звена. В носовой части переднего звена 1 и заднего звена 2 установлены главные передачи 8, на их выходных валах - дисковые тормоза 9, карданные передачи 10, бортовые передачи 11, ведущие колеса 12. Бортовые передачи 11 - одноступенчатые с косозубыми цилиндрическими парами, позволяющими разгружать трансмиссию от крутящего момента.

Раздаточная коробка 5 имеет понижающую передачу и через карданный вал 13, промежуточную, опору 14 и карданный вал 15 передает крутящий момент на ведущие колеса заднего звена 2, что дает возможность жесткого подключения заднего звена и, как следствие, повышение проходимости транспортного средства в целом.

Отбор мощности на гидронасос 16 снимается со шкива коленчатого вала двигателя через эластичную муфту-компенсатор, что уменьшает перегрузки, сглаживает передачу крутящего момента, а в целом повышает надежность и долговечность работы и насоса, и силовой передачи.

Продувка системы охлаждения двигателя выполнена по принципу забора воздуха через двери-люки входа в моторный отсек, имеющие решетки и выдув через радиаторы системы охлаждения, расположенные в корме.

Заднее звено 2 имеет возможность модульной замены пассажирского варианта на грузовой с различным навесным оборудованием, что дает возможность более широкого применения данной техники в условиях бездорожья.

Движение снегоболотохода осуществляется следующим образом.

Крутящий момент от двигателя 7 передается на коробку передач 6, раздаточную коробку 5 и через карданный вал к главной передаче 8, а от нее на карданные передачи 10, через бортовые передачи 11 на ведущие колеса 12 левого и правого бортов переднего звена снегоболотохода.

На заднюю секцию снегоболотохода крутящий момент передается от вала понижающей передачи раздаточной коробки 5 через карданный вал 13, промежуточную опору 14 переднего звена на карданный вал 15, соединяющий поворотно-сцепное устройство с карданным валом заднего звена 2, и затем на главную передачу 8. От главной передачи 8 через карданные передачи 10, бортовые передачи 11 на ведущие колеса 12 левого и правого бортов заднего звена снегоболотохода.

При торможении дисковые тормоза 9 останавливают ведомые валы бортовых передач 8 и соответственно ведущие колеса 12 переднего и заднего звеньев.

Преимуществом заявляемого двухзвенного транспортного средства является схема трансмиссии, позволяющая увеличить грузоподъемность легкого снегоболотохода в 2,5 раза, повысить надежность и удобство обслуживания транспортного средства.

1. Двухзвенный гусеничный снегоболотоход, содержащий переднее и заднее звенья, соединенные поворотно-сцепным устройством, трансмиссию, включающую двигатель, коробку передач, раздаточную коробку, карданные валы, главные передачи с ведомыми валами и ведущие колеса переднего и заднего звеньев, тормоз, гидронасос, отличающийся тем, что двигатель расположен по продольной оси переднего звена и соединен через коробку передач с раздаточной коробкой, имеющей понижающую передачу, которая через карданные валы соединена с главной передачей заднего звена, при этом бортовые передачи на переднем и заднем звеньях выполнены одноступенчатыми с косозубыми цилиндрическими парами, на выходных валах главных передач звеньев установлены дисковые тормоза.

2. Двухзвенный гусеничный снегоболотоход по п.1, отличающийся тем, что гидронасос установлен на шкиве коленчатого вала двигателя через эластичную муфту.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к устройствам для получения пресной воды из атмосферного воздуха в засушливых районах для использования в качестве питьевой или для организации полива, в том числе автоматического
Наверх