Устройство грозозащиты воздушной линии электропередачи

 

Полезная модель относится к области строительства опорных конструкций линий электропередачи высокого напряжения. Устройство грозозащиты воздушной линии электропередачи содержит опору с изолирующей траверсой, к которой прикреплен провод, и элемент грозозащиты. Изолирующая траверса выполнена из одного поддерживающего изолятора, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод, при этом другим концом поддерживающий изолятор прикреплен к опоре выше места прикрепления к этой стойке другого конца опорного изолятора, а элемент грозозащиты представляет собой ограничитель перенапряжений, снабженный устройством типа пиропатрона для выброса сигнального блинкера при выходе ограничителя перенапряжений из строя, при этом элемент грозозащиты выполнен в виде опорного изолятора или поддерживающего изолятора. 1 л.

Полезная модель относится к области строительства опорных конструкций линий электропередачи высокого напряжения. В частности, изобретение касается конструкции грозозащиты воздушных линий электропередачи с изолирующими траверсами без грозозащитных тросов.

Известна конструкция изолирующей опорно-подвесной трехфазной подвески ВЛ, описанная в US 3316342, Н01В 17/00, Н01В 17/08, H02G 7/20, Н01В 17/00, Н01В 17/02, H02G 7/20, опубл. 25.04.1967. Известная трехфазная подвеска содержит одну стальную траверсу, к которой на подвесной изолирующей подвеске в горизонтально разнесенные подвешены провода ЛЭП, при этом фиксация проводов в горизонтальной плоскости осуществляется опорным изолятором, распложенным наклонно к горизонтальному направлению.

Данное решение принято в качестве прототипа для заявленных объектов.

Такие подвески эффективны при компактизации канала передачи электроэнергии, например в следующих случаях:

- в компактных ВЛ;

- в ВЛ с самонесущими изолированными проводами;

- в условиях, когда по различным причинам ВЛ выполняется с небольшими пролетами, и в связи с этим появляется необходимость уменьшить междуфазные расстояния, например в городских условиях;

- в условиях, когда по различным причинам необходимо понизить высоту опор, например для повышения грозоупорности ВЛ или для уменьшения ширины охранной зоны ВЛ.

Недостатком данного решения является сложность конструкции в части как опорных элементов, так и в части установки изолирующих элементов, а также невысокая грозозащищенность ВЛ из-за отсутствия специальных средств грозозащиты (например, грозозащитного троса) и повышенных горизонтальных габаритов, при которых возможен прорыв молнии к любой из трех фаз ВЛ.

В большинстве случаев ВЛ защищаются от грозовых отключений подвеской грозозащитного троса. Однако в ряде случаев грозозащитный трос не выполняет своих функций, а иногда приводит к возникновению дополнительных аварийных ситуаций (например, при обрыве грозотроса).

Для повышения эффективности грозозащиты ВЛ необходимо обеспечить сопротивление заземления опор на уровне нормативных значений, определенных в Правилах Устройства Электроустановок (ПУЭ-7). В случае, когда трасса ВЛ проходит в районах с высоким удельным сопротивлением грунта, выполнение этого требования ПУЭ на практике обеспечить практически невозможно. В таких условиях наличие грозозащитного троса приводит не к повышению, а к снижению грозоупорности ВЛ, поскольку при высоких значениях сопротивления заземления опор каждый удар молнии в грозозащитный трос приводит к обратному перекрытию с тела опоры на провода ВЛ. В этом случае наличие грозотроса только увеличивает число грозовых отключений ВЛ.

В районах с высокой коррозионной агрессивностью атмосферы грозозащитные тросы корродируют значительно быстрее проводов, т.к. они выполнены из стали. При достижении коррозией критических значений происходит обрыв грозотросов. При падении грозотрос часто "ложится" на провода, приводя к коротким замыканиям и аварийному отключению ВЛ.

Снятие грозотроса приводит к тому, что молния поражает верхние провода ВЛ и каждое такое поражение приводит к перекрытию воздушного промежутка между проводом и телом опоры и, как следствие, к аварийному отключению ВЛ. Однако следует отметить, что количество ударов молнии в ВЛ без грозозащитных тросов снижается, так как провода подвешиваются ниже тросов.

Настоящая полезная модель направлена на достижение технического результата, который заключается в упрощении конструкции и повышении грозозащищенности ВЛ.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве грозозащиты воздушной линии электропередачи, содержащем опору с изолирующей траверсой, к которой прикреплен провод, и элемент грозозащиты, изолирующая траверса выполнена из одного поддерживающего изолятора, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод, при этом другим концом поддерживающий изолятор прикреплен к опоре выше места прикрепления к этой стойке другого конца опорного изолятора, а элемент грозозащиты представляет собой ограничитель перенапряжений, снабженный устройством типа пиропатрона для выброса сигнального блинкера при выходе ограничителя перенапряжений из строя, при этом элемент грозозащиты выполнен в виде опорного изолятора или поддерживающего изолятора.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны между собой с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.

Полезная модель поясняется конкретным примером, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата.

На фиг.1 - пример исполнения грозозащиты,

Одним их путей повышения грозоупорности ВЛ без грозотросов является использование подвесных защитных аппаратов - нелинейных ограничителей перенапряжений (ОПН), которые на опорах с подвесной изоляцией подвешиваются к стальным траверсах параллельно линейному изолятору. При этом ОПН, как правило, не имеет электрического контакта с проводом, а отделен от него искровым воздушным промежутком, который перекрывается при возникновении грозовых перенапряжений и подключает ОПН к проводу только при появлении опасных грозовых перенапряжений. В случае, когда на ВЛ применяются изолирующие траверсы, подобное решение реализовано быть не может, т.к. изолирующая подвеска верхнего провода крепится непосредственно к верхней части стойки опоры, и никаких металлических (заземленных) траверс, к которым возможна подвеска ОПН, конструкция опоры не предусматривает.

ОПН - аппараты защиты от перенапряжений современного поколения, пришедшие на смену вентильным разрядникам. Ограничители перенапряжений нелинейного типа ОПН предназначены для защиты электрооборудования распределительных электрических сетей переменного тока с изолированной или компенсированной нейтрально от грозовых и коммутационных перенапряжений в соответствии с их вольтамперными характеристиками и пропускной способностью. ОПН относятся к категории изделий, хорошо освоенных промышленностью. Эти аппараты выпускаются рядом российских предприятий таких как ЗАО «Феникс-88» (информация об ОПН представлена на официальном сайте этой компании в Интернет в режиме он-лайн по адресу: http://www.fenix88 nsk.su/prod_opn.php), Группа компаний «Промгруппа Планета» (информация об ОПН представлена на официальном сайте этой компании в Интернет в режиме он-лайн по адресу: http://pplaneta.ru/opn.html), как «АВК-Энерго» (информация об ОПН представлена на официальном сайте этой компании в Интернет в режиме он-лайн по адресу: http://www.avk.su/avkcatalog/opn/), как ЗАО «Высоковольтные Электрические Защитные Аппараты» («ВЭЗА») и ООО «Электрозащита» (информация об ОПН представлена на официальном сайте этой компании в Интернет в режиме он-лайн по адресу: http://www elz.ru/opn.htm).

В рамках настоящей полезной модели предлагается выполнить грозозащиту ВЛ без грозозащитных тросов при помощи ОПН. При этом предлагается изменить пространственное положение ОПН. Для этого предлагается для грозозащиты воздушной линии электропередачи (ВЛ) с изолирующими траверсами, каждая из которых выполнена из одного поддерживающего изолятора 1, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора 2, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод 3 и каждый из которых прикреплен другим концом к стойке опоры 4 ВЛ, установить ОПН на стойке 4 опоры в изолирующую траверсу вместо опорного изолятора и выполнить его длиной, равной длине опорного изолятора, при этом ОПН содержит устройство 5 типа пиропатрона, выбрасывающего сигнальный блинкер в случае выхода ОПН из строя (фиг.1.). Таким образом, поддерживающий изолятор 1 и ОПН, так же выполняющий функцию опорного изолятора 2, за счет прикрепления их к стойке опоры 4 на разной высоте (поддерживающий изолятор прикреплен к стойке опоры выше места прикрепления к этой стойке другого конца ОПН), образуют силовой треугольник в вертикальной плоскости, образующий изолирующую траверсу. ОПН представляет собой близкую к трубчатой форме вытянутую конструкцию, состоящую из корпуса, являющегося силовым элементом, что обеспечивает возможность его использования в качестве опорной (силовой) конструкции. Опорный изолятор как силовой элемент так же имеет вытянутую близкую к трубчатой форму.

Возможен вариант исполнения, согласно которому для конструкции по фиг.2. ОПН установлен на стойке опоры в изолирующую траверсу вместо поддерживающего изолятора, и имеет длину, равную длине поддерживающего изолятора, при этом ОПН содержит устройство 5 типа пиропатрона, выбрасывающее сигнальный блинкер в случае выхода ОПН из строя.

Новое размещение ОПН на сойке опоры относительно элементов изолирующей траверсы позволяет обеспечить высокий уровень защиты от перенапряжений и грозозащиты ВЛ при отсутствии необходимости изменения конструкции самой опоры.

Использование ОПН позволяет обеспечить значительный экономический эффект за счет резкого уменьшения количества аварийных отключений в грозовой сезон.

Настоящая полезная модель промышленно применима, так как основана на рациональном расположении элементов опоры, обеспечивающем повышение эксплуатационных характеристик опоры в части защиты от грозовых отключений.

Устройство грозозащиты воздушной линии электропередачи, содержащее опору с изолирующей траверсой, к которой прикреплен провод, и элемент грозозащиты, отличающееся тем, что изолирующая траверса выполнена из одного поддерживающего изолятора, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод, при этом другим концом поддерживающий изолятор прикреплен к опоре выше места прикрепления к этой стойке другого конца опорного изолятора, а элемент грозозащиты представляет собой ограничитель перенапряжений, снабженный устройством типа пиропатрона для выброса сигнального блинкера при выходе ограничителя перенапряжений из строя, при этом элемент грозозащиты выполнен встроенным в опорный изолятор или в поддерживающий изолятор.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области строительства опорных конструкций линий электропередачи высокого напряжения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам защитного отключения, предназначенным дня защиты электрических сетей и электроустановок от токов короткого замыкания или перегрузки, для защиты от пожаров зданий, помещений или квартир, возникающих при коротком замыкании или перегрузки в электропроводке, в электрической сети или в электроустановке, для защиты человека от поражения электрическим током
Наверх