Устройство для измерения расстояния между внутренними гранями колес

 

Полезная модель относится к области измерительной техники и может быть использована для определения расстояний между внутренними гранями колес.

Практика эксплуатации железнодорожного подвижного состава доказала необходимость обеспечения нормативного расстояния между внутренними гранями колес и параллельности расположения колес в колесной паре, что определяется с помощью измерения и сравнения расстояний между внутренними гранями ободьев колес, измеренными в нескольких точках по периметру колес.

Цель создания полезной модели - обеспечение измерения с высокой степенью точности расстояния между внутренними гранями колес колесных пар железнодорожных вагонов и контроль перпендикулярности посадки колес на ось.

Технический результат заключается в уменьшении времени измерения и принятия решения о соответствии колесной пары действующим нормативам. Контроль параллельности колес и отбраковка колесных пар с перекосом, превышающим предельно допустимое значение, позволяет уменьшить износ колес. Это уменьшает вероятность схода вагонов с рельсов, то есть способствует обеспечению безопасности движения.

Устройство содержит опорную штангу, имеющую закрепленные на ее концах упоры. Один упор является неподвижным и снабжен роликом, а другой упор - подвижный, представляющий собой щуп индуктивного датчика перемещения. Устройство устанавливается роликами опор на гребни колес, причем каждый из упоров упираются во внутренние грани соответствующих колес колесной пары. Измерения производятся в четырех точках колеса, сдвинутых по окружности на 90 градусов друг от друга. Электронный измерительный блок обрабатывает показания датчика, производит необходимые вычисления, отображает на индикаторе результаты измерений и сохраняет в энергонезависимой памяти результаты измерений, а так же номер колесной пары и дату проведения измерений, вводимые с помощью клавиатуры.

Полезная модель относится к области измерительной техники и может быть использована для определения расстояний между внутренними гранями колес.

Практика эксплуатации железнодорожного подвижного состава доказала необходимость обеспечения нормативного расстояния между внутренними гранями колес в колесной паре. Кроме того, необходимо обеспечивать параллельность расположения колес в колесной паре, что определяется методом измерения расстояний между внутренними гранями колес в нескольких точках по периметру колес и сравнения полученных результатов. При достижении равных расстояний между внутренними гранями колес делается вывод об их параллельности.

На практике при выполнении освидетельствования колесных пар применяется прибор штанген РВП (Т 447.02.000 ПКБ ЦВ и ТУ 32 ЦВ 1800-95) [1]. Перед проведением измерений на устройстве ослабляется стопорный винт, закрепляющий подвижную ножку, и он помещается между внутренними гранями ободьев колес, посаженных на ось. Измерительные поверхности подвижной и неподвижной ножек штангена ориентируют по направлению радиусов колеса. При измерении расстояния между внутренними гранями колес неподвижная ножка прибора плотно прижимается к внутренней грани обода колеса, а подвижная ножка подводится к другому колесу, потом прижимается к его внутренней грани и стопорным винтом закрепляется на штанге. По делениям шкалы на штанге определяется расстояние между гранями цельнокатаных колес. Измерения производятся в четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось колесной пары. По результатам измерений определяется разность расстояний между внутренними гранями ободьев колес и сравнивается с допустимой величиной (не более 2 мм). Если разность расстояний между внутренними гранями ободьев колес превышает допустимые значения, то колесная пара подлежит обточке по внутренним граням ободьев колес.

Известен штихмас для контроля параллельности колесных пар двухосных тележек грузовых вагонов [2], содержащий основание с закрепленными на нем неподвижной и подвижной опорами. Неподвижная опора предназначена для контактирования с предподступичной частью одной из осей. Подвижная опора контактирует с предподступичной частью другой оси, перемещаемой в рабочее положение рычагом, закрепленным на ручке. Считывание показаний производится на измерительной линейке, прикрепленной к основанию.

Известно устройство для контроля расстояния между колесами при перепрессовке колесных пар [3, 4]. Оно содержит полую штангу и установленные на ней измерительные губки. Одна из губок крепится, имея возможность перемещаться вдоль штанги. Губки жестко закреплены на гильзах. На одной из гильз смонтирован поворотный упор, взаимодействующий с установленными на гильзе регулируемыми ограничителями. Для закрепления измерительной части прибора на колесной паре устройство снабжено струбцинами. На дифференциальном винте закреплена дополнительная гильза с упором и ограничителями ее перемещения, закрепленными на основной гильзе. Ограничители перемещения предназначены для взаимодействия с упором. На дифференциальном винте расположен фиксатор осевого положения этого упора. Головка жестко связана с одним концом дифференциального винта со стороны подвижной губки. Между резьбовыми участками дифференциального винта закреплена гильза с помощью ограничительных буртов. При сдвижке колесной пары устройство устанавливают на колесную пару с помощью струбцин.

Цель создания полезной модели - обеспечение измерения с высокой степенью точности расстояния между внутренними гранями колес колесных пар железнодорожных вагонов и контроль перпендикулярности посадки колес на ось. Технический результат заключается в уменьшении времени измерения и принятия решения о соответствии колесной пары действующим нормативам. Контроль параллельности колес и отбраковка колесных пар с перекосом, превышающим предельно допустимое значение, позволяет уменьшить износ колес. Это уменьшает вероятность схода вагонов с рельсов, то есть способствует обеспечению безопасности движения.

На рисунке изображено предлагаемое измерительное устройство. Оно содержит опорную штангу 1, имеющую закрепленные на ее концах упоры 2 и 3. Упор 2 является неподвижным и снабжен роликом, а упор 3 - подвижным, представляющим собой щуп 6 индуктивного датчика перемещения. Устройство устанавливается роликами опор 4а и 4б на гребни колес, причем неподвижный упор 2 упирается во внутреннюю грань колеса 7а, а подвижный упор 3 упирается во внутреннюю грань колеса 7б. Измерения производятся в четырех точках колеса, расположенных по окружности через 90 градусов друг от друга. В электронном измерительном блоке 5 обрабатываются показания датчика и производятся необходимые вычисления. На индикаторе 8 отображаются результаты измерений. Эти результаты сохраняются в энергонезависимой памяти, так же как и номера колесных пар и даты проведения измерений, вводимые с помощью клавиатуры 9.

Для проведения измерений устройство устанавливается на колеса 7а и 7б измеряемой колесной пары 10 таким образом, чтобы ролики опор 4а и 4б, закрепленные на обоих концах опорной штанги 1, находились на гребнях колес. Неподвижный упор 2 упирается во внутреннюю грань одного колеса, а подвижный упор 3 с закрепленным подпружиненным щупом датчика 6, упирается во внутреннюю грань другого колеса колесной пары. При подключении питания включается электронный блок. С помощью клавиатуры 9 вводится дата проведения измерения и номер колесной пары. Включаются режим измерения и подсветка индикатора 8. Устройство равномерно с постоянным усилием нажатия к грани колеса прокатывается по его гребню на расстояние около 10 см в течение 10 сек. По истечении 10 сек измерение прекратится. При этом погаснет подсветка индикатора, и на нем появится надпись с указанием расстояния между внутренними гранями ободьев колес, разброса значений на участке измерения, номера проведенного измерения. Для обеспечения точности измерений их производят 4 раза, после чего появляется надпись с указанием среднего расстояния между внутренними гранями ободьев колес и разбросом этих значений. Перед началом каждого режима измерений вводится номер колесной пары, что позволяет контролировать и вести учет технического состояния колесных пар, устанавливаемых в тележки вагонов.

Источники информации

1. Руководящий документ Министерства путей сообщения РД 32 ЦВ 058-97 «Методика выполнения измерений при освидетельствовании колесных пар вагонов колеи 1520 мм», 1997 год.

2. Патент 2241955, МКИ G01B 3/00, G01B 5/25, заявлено 19.09.2002 г.

3. Патент 1670340, МКИ G01B 5/14, заявлено 08.12.1988 г.

4. Патент 1749695, МКИ G01B 5/14, заявлено 19.10.1992 г.

Устройство для измерения расстояния между внутренними гранями колес, содержащее опорную штангу, на концах которой крепятся упоры, один из которых является неподвижным, а другой подпружиненным и подвижным; опорные ролики, устанавливаемые на гребни колес колесной пары; опорная штанга перемещается, опираясь своими опорными роликами и упорами в гребни и внутренние грани колес, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерений, устройство снабжено датчиком перемещений, щуп которого является одновременно подпружиненным упором, электронно-измерительным блоком, в котором с помощью микро-ЭВМ производится фиксирование результатов измерений, вычисляется среднее арифметическое значение и определяется разброс этих результатов; результаты измерений хранятся в энергонезависимой памяти; одновременно вводится номер измеряемой колесной пары с возможностью переноса всех данных в персональную ЭВМ; в процессе измерений прибор прокатывается по участку поверхности колеса, что уменьшает ошибку измерения, вызванную неровностями колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к специальным устройствам, предназначенным, преимущественно, для рихтовки в поперечном направлении крановых путей мостовых кранов

Полезная модель относится к сфере железнодорожного транспорта и представляет собой, один из вариантов комплексов для ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава.

Изобретение относится к области разработки насосов и компрессоров и может быть использовано в погружных многоступенчатых центробежных насосах для добычи нефти из скважин

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается двухосных тележек грузовых вагонов с улучшенными ходовыми качествами
Наверх