Промежуточное рельсовое скрепление (варианты) и его элементы

 

Полезная модель относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, а именно к промежуточным рельсовым скреплениям с пружинными стальными клеммами прикрепляющими рельс к основанию. В скреплениях используются стальные клеммы В-образной в плане формы. Скрепления могут быть выполнены в подкладочном и бесподкладочном вариантах, а в качестве крепежных элементов в них могут быть использованы как закладной болт с гайкой, так и шуруп с электроизолирующим дюбелем. В качестве прижимного элемента, в скреплениях используется четырехугольная в плане пластина с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие для прохода тела крепежного элемента. Подрельсовая подкладка в подкладочных вариантах рельсового скрепления, содержащая горизонтальный подрельсовый участок, два горизонтальных подклеммных участка, два сквозных отверстия, два вертикальных упора и два концевых участка с наклонными боковыми упорными поверхностями и с развитыми нижним выступом, может быть сделана с участками перехода от горизонтальных подклеммных участков к вертикальным упорам, выполненными в виде ступенек на которые в рабочем положении опираются концевые участки В-образной пружинной клеммы. Концевые участки В-образной клеммы, для улучшения их контакта с прижимным элементом, могут быть выполнены прямолинейными. Упругая нашпальная прокладка состоит из двух несимметричных частей различающихся толщиной наклонной боковой стенки, что позволяет при различном сочетании допусков подкладки и шпалы, гарантировать их проектное совмещение. Такое конструктивное выполнение, описанные выше вариантов промежуточных рельсовых скреплений и их элементов, позволят повысить их эксплуатационные качества, такие, в частности, как надежность и долговечность, а также облегчить их обслуживание. 8 с. и 9 з.п. ф-лы, 29 ил.

Полезная модель относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, а именно к промежуточным рельсовым скреплениям с пружинными стальными клеммами прикрепляющими рельс к основанию.

Известно бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление ЖБР-65 с прутковой упругой клеммой, совместно разработанное ПТКБ ЦП и ВНИИЖТ (см., например, журнал «Путь и путевое хозяйство» 2, 2000 г., стр.14-15). Это скрепление содержит Г-образную упорную скобу с горизонтальным подклеммным участком, сквозным отверстием для прохода тела крепежного элемента, вертикальным упором и концевым участком с наклонной боковой упорной поверхностью и с развитым нижним выступом. Прижатие подошвы рельса к основанию обеспечивает пружинная клемма В-образной формы охватывающая вертикальный упор упорной скобы. С концевыми участками пружинной клеммы взаимодействует прижимной элемент со сквозным отверстием для прохода тела крепежного элемента, аналогичный прижимному элементу описанному в патенте Франции на изобретение 2450902 (приоритет от 06.03.1979 г., класс E01В 9/02). Крепежный элемент выполнен в виде закладного болта с прямоугольной головкой. Головка болта размещается в канале железобетонной шпалы образованном электроизолирующим пустотообразователем. В пустотообразователь вставлена закладная шайба седловидной формы за которую и держится головка закладного болта. Гайка закладного болта взаимодействует своим основанием с верхней поверхностью прижимного элемента. Таким образом, усилие прижатия передается от гайки закладного болта через прижимной элемент на концевые участки пружинной В-образной клеммы и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса. На горизонтальный участок упорной скобы усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке гайки закладного болта, передается через упирающиеся в него концы пружинной В-образной клеммы, а на концевой участок упорной скобы - через дуговые нашпальные участки пружинной В-образной клеммы. Рельсовое скрепление содержит также подрельсовую и упругую прокладки. Это скрепление с 2000 года применяется в пути на Северо-Кавказской и Горьковской железных дорогах.

В ходе эксплуатации скрепления ЖБР-65 были выявлены такие его недостатки как уширение колеи, смятие упругой прокладки под упорной скобой, ослабление усилия прижатия клеммы к подошве рельса из-за ослабления усилия затяжки клеммных болтов, а также деформация прижимного элемента.

Известно бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление ЖБР-65Ш. Данное скрепление разработано ПТКБ ЦП и с 2003 года используется на Северо-Кавказской железной дороге. Скрепление ЖБР-65Ш содержит все элементы аналогичные элементам описанного выше скрепления ЖБР-65, за исключением крепежного элемента. Крепежный элемент в скреплении ЖБР-65Ш выполнен в виде шурупа ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель. Основание головки шурупа, при рабочем положении скрепления, взаимодействует с верхней поверхностью прижимного элемента. Таким образом, усилие прижатия передается от нижней поверхности головки шурупа через прижимной элемент на концевые участки пружинной В-образной клеммы и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса. На горизонтальный участок упорной скобы усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке шурупа, передается через упирающиеся в него концы пружинной В-образной клеммы, а на концевой участок упорной скобы - через дуговые нашпальные участки пружинной В-образной клеммы. Применение в скреплении ЖБР-65Ш крепежного элемента в виде шурупа ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель, в отличие от ЖБР-65 с крепежным элементом в виде закладного болта, позволило повысить эксплуатационные качества скрепления, поскольку крепежный элемент в виде шурупа менее склонен к саморазвинчиванию, а резьбовая часть крепежного элемента не подвергается воздействию атмосферных осадков.

Однако в ходе эксплуатации у скрепления ЖБР-65Ш были выявлены следующие недостатки: при закручивании шурупов не обеспечивалось нормативное прижатие рельса к основанию из-за упирания граней прижимного элемента в упор упорной скобы; при недостаточной затяжке шурупа, имелись случаи его излома из-за передачи боковых нагрузок от подвижного состава на вертикальный упор упорной скобы, которая при смещении и ломала шуруп.

Для использования на грузонапряженных участках железных дорог, ПТКБ ЦП было разработано подкладочное промежуточное рельсовое скрепление ЖБР-65П. Данное скрепление с 2005 года применяется на Горьковской железной дороге. Это скрепление содержит подрельсовую подкладку с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами (ребордами) и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и развитыми нижними выступами. Прижатие подошвы рельса к основанию обеспечивает пружинная клемма В-образной формы охватывающая вертикальный упор подкладки. С концевыми участками пружинной клеммы взаимодействует прижимной элемент со сквозным отверстием для прохода тела крепежного элемента, аналогичный прижимному элементу описанному в патенте Франции на изобретение 2450902 (приоритет от 06.03.1979 г., класс Е01В 9/02). Крепежный элемент выполнен в виде закладного болта с прямоугольной головкой. Головка болта размещается в канале железобетонной шпалы образованном электроизолирующим пустотообразователем. В пустотообразователь вставлена закладная шайба седловидной формы за которую и держится головка закладного болта. Гайка закладного болта взаимодействует своим основанием с верхней поверхностью прижимного элемента. Таким образом, усилие прижатия передается от гайки закладного болта через прижимной элемент на концевые участки пружинной В-образной клеммы и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса. На горизонтальный участок подкладки усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке гайки закладного болта, должно передаваться через упирающиеся в него концы пружинной В-образной клеммы, а на концевой участок подкладки - через дуговые нашпальные участки пружинной В образной клеммы. Рельсовое скрепление содержит также подрельсовую и нашпальную прокладки. Использование в конструкции скрепления ЖБР-65П подкладки позволило распределить вертикальную нагрузку от подвижного состава, через подошву рельса на большую площадь, чем у бесподкладочных вариантов скрепления. Таким образом, уменьшилась удельная нагрузка на единицу площади.

В ходе эксплуатации на скреплениях ЖБР-65П были выявлены ослабление усилия прижатия клеммы к подошве рельса из-за ослабления усилия затяжки клеммных болтов, а также деформация прижимного элемента. Было обнаружено, что при сборке узла скрепления с нормативной затяжкой, концы клеммы не могли касаться подкладки, так как расстояние между подкладкой и концами клеммы в свободном состоянии значительно превышало ход концов клеммы при нормативной затяжке крепежного элемента. Таким образом, вертикальное давление на подкладку от клеммы передавалось только в двух точках (в дугообразных нашпальных участках, соединяющих дугообразные в плоскости перпендикулярной плоскости клеммы, боковые участки клеммы, с ее концевыми участками). Величина давления была недостаточной для удержания подкладки в проектном положении, в связи с чем, при передаче на вертикальную реборду подкладки боковой нагрузки от подвижного состава, наблюдалось выползание подкладки из посадочного места.

Известно, применяющееся с 2007 года на Дальневосточной железной дороге, подкладочное промежуточное рельсовое скрепление ЖБР-65ПШ также разработанное ПТКБ ЦП. Скрепление ЖБР-65ПШ содержит все элементы аналогичные элементам описанного выше скрепления ЖБР-65П, за исключением крепежного элемента. Крепежный элемент в скреплении ЖБР-65ПШ выполнен в виде шурупа ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель. Основание головки шурупа, при рабочем положении скрепления, взаимодействует с верхней поверхностью прижимного элемента. Таким образом, усилие прижатия передается от нижней поверхности головки шурупа через прижимной элемент на концевые участки пружинной В-образной клеммы и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса. На горизонтальный участок подкладки усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке шурупа, должно передаваться через упирающиеся в него концы пружинной В-образной клеммы, а на концевой участок подкладки - через дуговые нашпальные участки пружинной В-образной клеммы. Применение в скреплении ЖБР-65ПШ крепежного элемента в виде шурупа ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель, также как и в скреплении ЖБР-65Ш позволило повысить эксплуатационные качества скрепления, поскольку крепежный элемент в виде шурупа менее склонен к саморазвинчиванию, а резьбовая часть крепежного элемента не подвергается воздействию атмосферных осадков. Рельсовое скрепление содержит также подрельсовую и нашпальную прокладки. Применение же подкладки, как и в скреплении ЖБР-65П, позволило использовать скрепление ЖБР-65ПШ на грузонапряженных участках железных дорог.

В ходе эксплуатации скрепления ЖБР-65ПШ были выявлены следующие его недостатки. Наблюдалось уширение шаблона в связи со смятием нашпальных резиновых прокладок, вплоть до полного перерезания их подкладкой. При закручивании шурупов не обеспечивалось нормативное прижатие рельса к основанию из-за упирания граней прижимного элемента в реборду подкладки.

Целью разработки является создание таких скреплений, которые были бы лишены указанных выше недостатков, что позволит повысить их эксплуатационные качества.

Для этого, в бесподкладочном промежуточном рельсовом скреплении содержащем Г-образную упорную скобу с горизонтальным подклеммным участком, сквозным отверстием, вертикальным упором и концевым участком с наклонной боковой упорной поверхностью и с развитым нижним выступом; охватывающую вертикальный упор упорной скобы пружинную клемму В-образной формы; взаимодействующий с концевыми участками клеммы прижимной элемент со сквозным отверстием; крепежный элемент выполненный в виде закладного болта с прямоугольной головкой размещаемой в канале железобетонной шпалы в электроизолирующем пустотообразователе с закладной шайбой седловидной формы; гайку закладного болта взаимодействующую своим основанием с верхней поверхностью прижимного элемента, а также подрельсовую и упругую прокладки, прижимной элемент выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие для прохода тела крепежного элемента. Возможно также такое выполнение данного скрепления, когда концевые участки пружинной клеммы В-образной формы выполнены прямолинейными.

Для повышения эксплуатационных качеств, в бесподкладочном промежуточном рельсовом скреплении содержащем упорную скобу с горизонтальным подклеммным участком, сквозным отверстием, вертикальным упором и концевым участком с наклонной боковой упорной поверхностью и с развитым нижним выступом; охватывающую вертикальный упор упорной скобы пружинную клемму В-образной формы; взаимодействующий с концевыми участками клеммы прижимной элемент со сквозным отверстием; крепежный элемент выполненный в виде шурупа ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель, и у которого основание головки взаимодействует с верхней поверхностью прижимного элемента, а также подрельсовую и упругую прокладки, прижимной элемент выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие для прохода тела крепежного элемента. Возможно также такое выполнение данного скрепления, когда концевые участки пружинной клеммы В-образной формы выполнены прямолинейными.

Для повышения эксплуатационных качеств, в подкладочном промежуточном рельсовом скреплении содержащем подрельсовую подкладку с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и с развитыми нижними выступами; охватывающую вертикальный упор подрельсовой подкладки пружинную клемму В-образной формы; взаимодействующий с концевыми участками клеммы прижимной элемент со сквозным отверстием; крепежный элемент выполненный в виде закладного болта с прямоугольной головкой размещаемой в канале железобетонной шпалы в электроизолирующем пустотообразователе с закладной шайбой седловидной формы; гайку закладного болта взаимодействующую своим основанием с верхней поверхностью прижимного элемента, а также подрельсовую и нашпальную прокладки, прижимной элемент выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие. Возможно такое выполнение данного скрепления, когда подкладка выполнена с участками перехода от горизонтальных подклеммных участков к вертикальным ребордам, выполненными в виде ступенек на которые в рабочем положении опираются концевые участки клеммы, а также, когда концевые участки пружинной клеммы В-образной формы выполнены прямолинейными.

Для повышения эксплуатационных качеств, в подкладочном промежуточном рельсовом скреплении содержащем подрельсовую подкладку с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и с развитыми нижними выступами; охватывающую вертикальный упор подрельсовой подкладки пружинную клемму В-образной формы; взаимодействующий с концевыми участками клеммы прижимной элемент со сквозным отверстием; крепежный элемент выполненный в виде шурупа ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель, и у которого основание головки взаимодействует с верхней поверхностью прижимного элемента, а также подрельсовую и нашпальную прокладки, прижимной элемент выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие. Возможно такое выполнение данного скрепления, когда подкладка выполнена с участками перехода от горизонтальных подклеммных участков к вертикальным ребордам, выполненными в виде ступенек на которые в рабочем положении опираются концевые участки клеммы, а также, когда концевые участки пружинной клеммы В-образной формы выполнены прямолинейными.

Для повышения эксплуатационных качеств описанных выше промежуточных рельсовых скреплений, могут быть существенно улучшены конструкции их отдельных элементов.

Подрельсовая подкладка рельсового скрепления с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и с развитым нижним выступом, может быть сделана с участками перехода от горизонтальных подклеммных участков к вертикальным упорам, выполненными в виде ступенек на которые в рабочем положении опираются концевые участки В-образной пружинной клеммы. Возможно также такое выполнение данной подкладки, когда высота переходного участка в виде ступеньки a=5÷12 мм, ширина b=5÷12 мм, длина е не превышает величины ширины подкладки, а величина угла между боковыми поверхностями , лежит в диапазоне 180°>90°.

Прижимной элемент упругого рельсового скрепления, предназначенный для взаимодействия с концевыми участками пружинной клеммы, со сквозным отверстием, может быть выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие. Возможно также такое выполнение данного прижимного элемента, когда он выполнен в плане в виде или прямоугольника, или квадрата, или равнобокой трапеции, а его длина с=70÷80 мм, ширина d=40÷50 мм, толщина f=10÷15 мм, радиус канавки r=8÷15 мм, глубина канавки s=4÷8 мм, расстояние между центральными осями канавок t=30÷50 мм, угол завала боковых поверхностей =0÷30°, а величина угла между плоскостями верхнего и нижнего оснований не превышает 40°. В применявшемся до этого прижимном элементе, из-за недостаточной его толщины, наблюдались его прогибы. Также, при монтаже скрепления, свесы прижимного элемента упирались в вертикальный упор (реборду) упорной скобы или подкладки (особенно в скреплениях ЖБР-65Ш и ЖБР-65ПШ), и препятствовали правильной установке скрепления. При использовании новой конструкции прижимного элемента, это исключено.

Пружинная клемма для железнодорожного рельсового скрепления, изготовленная из прутка упругого материала с образованием В-образной в плане формы, содержащая прямолинейный нарельсовый участок, концы которого плавно соединены с, дугообразными в плоскости перпендикулярной плоскости клеммы, боковыми участками, а расположенные за ними дуговые нашпальные участки соединены с концевыми участками, отогнутыми внутрь клеммы, может быть выполнена таким образом, что концевые участки клеммы выполнены прямолинейными. Возможно такое выполнение пружинной клеммы, когда расстояние от края нарельсового участка клеммы до краев ее концевых участков L=20÷25 мм, а расстояние между внутренними краями концевых участков клеммы J=25÷30 мм. При таком выполнении клеммы, опирание нижней поверхности прижимного элемента на концевые участки клеммы происходит как минимум по двум линиям. В скреплениях ЖБР-65, ЖБР-65Ш, ЖБР-65П и ЖБР-65ПШ концевые участки пружинной клеммы В-образной формы были выполнены дугообразными в плоскости перпендикулярной плоскости клеммы. Это приводило к тому, что опирание нижней поверхности прижимного элемента на концевые участки клеммы происходило в двух точках, что при использовании в качестве крепежного элемента шурупа, приводило к возникновению изгибающего момента, действующего на шуруп. Это недопустимо, так как может быть причиной излома шурупа, а он должен воспринимать только растягивающие нагрузки.

Упругая нашпальная прокладка, выполненная таким образом, что состоит из двух несимметричных частей различающихся толщиной наклонной боковой стенки (z и х). Возможно также такое выполнение нашпальной прокладки, когда она выполнена из литьевого полиамида 610 или из полиамида марки ПА 6, а величины толщин наклонных боковых стенок двух несимметричных частей упругой нашпальной прокладки (z и х) варьируются в пределах 3÷10 мм. Применявшаяся до этого цельная нашпальная прокладка из резины не могла обеспечить качественную работу скрепления. Под воздействием боковых сил от подвижного состава, в кривых участках пути, нашпальная прокладка из резины раздавливалась, а ее геометрические размеры не давали ей принять правильное проектное положение. Новая нашпальная раздельная несимметричная прокладка состоит из двух частей изготовленных из материала способного выдерживать большие боковые нагрузки. Части нашпальной прокладки отличаются толщиной боковой стенки, и их размеры подобраны таким образом, чтобы при различном сочетании допусков подкладки и шпалы, гарантировать их проектное совмещение. Выполнение частей нашпальной прокладки несимметричными обусловлена тем, что при цельной симметричной нашпальной прокладке и стандартной шпале ШЗД, ширина колеи получалась менее 1520 мм, а при новой нашпальной раздельной несимметричной прокладке, ширина колеи получается равной 1520 мм. Так же, такое решение дает возможность регулировки ширины колеи для возможности компенсации бокового износа рельсов за счет смены частей нашпальной прокладки местами.

на фиг.1 - рельсовая нить железнодорожного пути с бесподкладочным вариантом промежуточного рельсового скрепления с крепежным элементом в виде закладного болта и гайки (вид сверху);

на фиг.2 - вид Б на фиг.1;

на фиг.3 - сечение А-А на фиг.1;

на фиг.4 - рельсовая нить железнодорожного пути с бесподкладочным вариантом промежуточного рельсового скрепления с крепежным элиментом в виде шурупа и электроизолирующего дюбеля (вид сверху);

на фиг.5 - вид Г на фиг.4;

на фиг.6 - сечение В-В на фиг.4;

на фиг.7 - рельсовая нить железнодорожного пути с подкладочным вариантом промежуточного рельсового скрепления с крепежным элементом в виде закладного болта и гайки (вид сверху);

на фиг.8 - вид В на фиг.7;

на фиг.9 - сечение Д-Д на фиг.7;

на фиг.10 - рельсовая нить железнодорожного пути с подкладочным вариантом промежуточного рельсового скрепления с крепежным элементом в виде шурупа и электроизолирующего дюбеля (вид сверху);

на фиг.11 - вид З на фиг.10;

на фиг.12 - сечение Ж-Ж на фиг.10;

на фиг.13 - подкладка для подкладочных вариантов скрепления;

на фиг.14 - вид И на фиг.13;

на фиг.15 - вид К на фиг.13;

на фиг.16 - вид подкладки в изометрии;

на фиг.17 - вид прижимного элемента в изометрии;

на фиг.18 - прижимной элемент;

на фиг.19 - вид Л на фиг.18;

на фиг.20 - сечение М-М на фиг.18;

на фиг.21 - прижимной элемент с непараллельными основаниями;

на фиг.22 - вид Т на фиг.21;

на фиг.23 - сечение Р-Р на фиг.21;

на фиг.24 - В - образная клемма в плане (вид сверху);

на фиг.25 - сечение Н-Н на фиг.24;

на фиг.26 - вид В-образной клеммы в изометрии;

на фиг.27 - нашпальная прокладка;

на фиг.28 - вид П на фиг.27;

на фиг.29 - нашпальная прокладка в изометрии.

Бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление (см. фиг.1÷3) содержит Г-образную упорную скобу 1 с горизонтальным подклеммным участком, сквозным отверстием для прохода тела крепежного элемента, вертикальным упором и концевым участком с наклонной боковой упорной поверхностью и с развитым нижним выступом. Прижатие подошвы рельса 2 к основанию обеспечивает пружинная клемма В-образной формы 3 охватывающая вертикальный упор упорной скобы. С концевыми участками пружинной клеммы 3 взаимодействует прижимной элемент 4 выполненный в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие. Крепежный элемент выполнен в виде закладного болта 5 с прямоугольной головкой. Головка болта размещается в канале железобетонной шпалы 6 образованном электроизолирующим пустотообразователем 7. В пустотообразователь вставлена закладная шайба седловидной формы 8 за которую и держится головка закладного болта 5. Гайка 9 закладного болта 5 взаимодействует своим основанием с верхней поверхностью прижимного элемента 4. Таким образом, усилие прижатия передается от гайки 9 закладного болта 5 через прижимной элемент 4 на концевые участки пружинной В-образной клеммы 3 и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса 2. На горизонтальный участок упорной скобы 1 усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке гайки 9 закладного болта 5, передается через упирающиеся в него концы пружинной В образной клеммы 3, а на концевой участок упорной скобы 1 - через дуговые нашпальные участки пружинной В-образной клеммы 3. Рельсовое скрепление содержит также подрельсовую 10 и упругую прокладки 11.

Бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление (см. фиг.4÷6) содержит Г-образную упорную скобу 1 с горизонтальным подклеммным участком, сквозным отверстием для прохода тела крепежного элемента, вертикальным упором и концевым участком с наклонной боковой упорной поверхностью и с развитым нижним выступом. Прижатие подошвы рельса 2 к основанию обеспечивает пружинная клемма В-образной формы 3 охватывающая вертикальный упор упорной скобы. С концевыми участками пружинной клеммы 3 взаимодействует прижимной элемент 4 выполненный в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие. Крепежный элемент в скреплении выполнен в виде шурупа 12 ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель 13. Основание головки шурупа 12, при рабочем положении скрепления, взаимодействует с верхней поверхностью прижимного элемента 4. Таким образом, усилие прижатия передается от нижней поверхности головки шурупа 12 через прижимной элемент 4 на концевые участки пружинной В-образной клеммы 3 и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса 2. На горизонтальный участок упорной скобы 1 усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке шурупа 12, передается через упирающиеся в него концы пружинной В-образной клеммы 3, а на концевой участок упорной скобы 1 - через дуговые нашпальные участки пружинной В-образной клеммы 3. Рельсовое скрепление содержит также подрельсовую 10 и упругую прокладки 11.

Подкладочное промежуточное рельсовое скрепление (см. фиг.7÷9) содержит подрельсовую подкладку 14 с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами (ребордами) и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и развитыми нижними выступами. Прижатие подошвы рельса к основанию обеспечивает пружинная клемма В-образной формы 3 охватывающая вертикальный упор подкладки 14. С концевыми участками пружинной клеммы 3 взаимодействует прижимной элемент 4 выполненный в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие. Крепежный элемент выполнен в виде закладного болта 5 с прямоугольной головкой. Головка болта 5 размещается в канале железобетонной шпалы 6 образованном электроизолирующим пустотообразователем 7. В пустотообразователь 7 вставлена закладная шайба 8 седловидной формы за которую и держится головка закладного болта. Гайка 9 закладного болта 5 взаимодействует своим основанием с верхней поверхностью прижимного элемента 4. Таким образом, усилие прижатия передается от гайки 9 закладного болта 5 через прижимной элемент 4 на концевые участки пружинной В-образной клеммы 3 и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса 2. На горизонтальный участок подкладки 14 усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке гайки 9 закладного болта 5, должно передаваться через упирающиеся в него концы пружинной В-образной клеммы 3, а на концевой участок подкладки 14 - через дуговые нашпальные участки пружинной В-образной клеммы 3. Рельсовое скрепление содержит также подрельсовую 15 и нашпальную 16 прокладки.

Подкладочное промежуточное рельсовое скрепление (см. фиг.10÷12) содержит подрельсовую подкладку 14 с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами (ребордами) и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и развитыми нижними выступами. Прижатие подошвы рельса к основанию обеспечивает пружинная клемма В-образной формы 3 охватывающая вертикальный упор подкладки 14. С концевыми участками пружинной клеммы 3 взаимодействует прижимной элемент 4 выполненный в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие. Крепежный элемент в скреплении выполнен в виде шурупа 12 ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель 13. Основание головки шурупа 12, при рабочем положении скрепления, взаимодействует с верхней поверхностью прижимного элемента 4. Таким образом, усилие прижатия передается от нижней поверхности головки шурупа 12 через прижимной элемент 4 на концевые участки пружинной В образной клеммы 3 и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса 2. На горизонтальный участок подкладки 14 усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке шурупа 12, передается через упирающиеся в него концы пружинной В-образной клеммы 3, а на концевой участок подкладки 14 - через дуговые нашпальные участки пружинной В-образной клеммы 3. Рельсовое скрепление содержит также подрельсовую 15 и нашпальную 16 прокладки.

Подрельсовая подкладка 14 (см. фиг.13÷15) рельсового скрепления с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и с развитыми нижним и верхним выступами, может быть выполнена с участками перехода от горизонтальных подклеммных участков к вертикальным упорам, выполненными в виде ступенек на которые в рабочем положении опираются концевые участки В-образной пружинной клеммы 3.

Прижимной элемент 4 (см. фиг.17÷23) упругого рельсового скрепления, предназначенный для взаимодействия с концевыми участками пружинной клеммы 3, выполненный в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие. Прижимной элемент может быть выполнен в плане в виде или прямоугольника, или квадрата, или равнобокой трапеции.

Пружинная клемма 3 (см. фиг.24÷26) для железнодорожного рельсового скрепления, изготовленная из прутка упругого материала с образованием В-образной в плане формы, содержащая прямолинейный нарельсовый участок, концы которого плавно соединены с, дугообразными в плоскости перпендикулярной плоскости клеммы, боковыми участками, а расположенные за ними дуговые нашпальные участки соединены с концевыми участками, отогнутыми внутрь клеммы выполненная таким образом, что концевые участки клеммы выполнены прямолинейными.

Упругая нашпальная прокладка 16 (см. фиг.27÷29), выполненная таким образом, что состоит из двух несимметричных частей различающихся толщиной наклонной боковой стенки.

Таким образом, описанные выше варианты конструктивного выполнения промежуточных рельсовых скреплений и их элементов, позволят повысить их эксплуатационные качества, такие, в частности, как надежность и долговечность, а также облегчить их обслуживание.

1. Промежуточное рельсовое скрепление, содержащее Г-образную упорную скобу с горизонтальным подклеммным участком, сквозным отверстием, вертикальным упором и концевым участком с наклонной боковой упорной поверхностью и с развитым нижним выступом; охватывающую вертикальный упор упорной скобы пружинную клемму В-образной формы; взаимодействующий с концевыми участками клеммы прижимной элемент со сквозным отверстием; крепежный элемент, выполненный в виде закладного болта с прямоугольной головкой, размещаемой в канале железобетонной шпалы в электроизолирующем пустотообразователе с закладной шайбой седловидной формы; гайку закладного болта, взаимодействующую своим основанием с верхней поверхностью прижимного элемента, а также подрельсовую и упругую прокладки, отличающееся тем, что прижимной элемент выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие.

2. Промежуточное рельсовое скрепление по п.1, отличающееся тем, что концевые участки пружинной клеммы В-образной формы выполнены прямолинейными.

3. Промежуточное рельсовое скрепление, содержащее Г-образную упорную скобу с горизонтальным подклеммным участком, сквозным отверстием, вертикальным упором и концевым участком с наклонной боковой упорной поверхностью и с развитым нижним выступом; охватывающую вертикальный упор упорной скобы пружинную клемму В-образной формы; взаимодействующий с концевыми участками клеммы прижимной элемент со сквозным отверстием; крепежный элемент, выполненный в виде шурупа, ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель, и у которого основание головки взаимодействует с верхней поверхностью прижимного элемента, а также подрельсовую и упругую прокладки, отличающееся тем, что прижимной элемент выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие.

4. Промежуточное рельсовое скрепление по п.3, отличающееся тем, что концевые участки пружинной клеммы В-образной формы выполнены прямолинейными.

5. Промежуточное рельсовое скрепление, содержащее подрельсовую подкладку с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и с развитыми нижним и верхним выступами; охватывающую вертикальный упор подрельсовой подкладки пружинную клемму В-образной формы; взаимодействующий с концевыми участками клеммы прижимной элемент со сквозным отверстием; крепежный элемент, выполненный в виде закладного болта с прямоугольной головкой, размещаемой в канале железобетонной шпалы в электроизолирующем пустотообразователе с закладной шайбой седловидной формы; гайку закладного болта, взаимодействующую своим основанием с верхней поверхностью прижимного элемента, а также подрельсовую и упругую прокладки, отличающееся тем, что прижимной элемент выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие.

6. Промежуточное рельсовое скрепление по п.5, отличающееся тем, что подрельсовая подкладка содержит участки перехода от горизонтальных подклеммных участков к вертикальным упорам, выполненные в виде ступенек, а концевые участки пружинной клеммы В-образной формы выполнены прямолинейными.

7. Промежуточное рельсовое скрепление, содержащее подрельсовую подкладку с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и с развитыми нижним и верхним выступами, охватывающую вертикальный упор подрельсовой подкладки пружинную клемму В-образной формы; взаимодействующий с концевыми участками клеммы прижимной элемент со сквозным отверстием; крепежный элемент, выполненный в виде шурупа, ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель, и у которого основание головки взаимодействует с верхней поверхностью прижимного элемента, а также подрельсовую и упругую прокладки, отличающееся тем, что прижимной элемент выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие.

8. Промежуточное рельсовое скрепление по п.7, отличающееся тем, что подрельсовая подкладка содержит участки перехода от горизонтальных подклеммных участков к вертикальным упорам, выполненные в виде ступенек, а концевые участки пружинной клеммы В-образной формы выполнены прямолинейными.

9. Подрельсовая подкладка промежуточного рельсового скрепления с горизонтальным подрельсовым участком, двумя горизонтальными подклеммными участками, двумя сквозными отверстиями, двумя вертикальными упорами и двумя концевыми участками с наклонными боковыми упорными поверхностями и с развитыми нижними выступами, отличающаяся тем, что содержит участки перехода от горизонтальных подклеммных участков к вертикальным упорам, выполненные в виде ступенек.

10. Подрельсовая подкладка по п.9, отличающаяся тем, что высота переходного участка в виде ступеньки а=5÷12 мм, ширина b=5÷12 мм, длина е не превышает величину ширины подкладки, а величина угла между боковыми поверхностями лежит в диапазоне 180°>90°.

11. Прижимной элемент упругого промежуточного рельсового скрепления, предназначенный для взаимодействия с концевыми участками пружинной клеммы, со сквозным отверстием, отличающийся тем, что выполнен в виде четырехугольной в плане пластины с двумя радиусными канавками, между которыми располагается сквозное отверстие.

12. Прижимной элемент по п.11, отличающийся тем, что выполнен в плане в виде или прямоугольника, или квадрата, или равнобокой трапеции.

13. Прижимной элемент по п.11 или 12, отличающийся тем, что его длина с=70÷80 мм, ширина d=40÷50 мм, толщина f=10÷50 мм, радиус канавки r=8÷15 мм, глубина канавки s=4÷8 мм, расстояние между центральными осями канавок t=30÷50 мм, угол завала боковых поверхностей =0÷30°, а величина угла между плоскостями верхнего и нижнего оснований не превышает 40°.

14. Пружинная клемма промежуточного рельсового скрепления, выполненная из прутка упругого материала с образованием В-образной в плане формы, содержащая прямолинейный нарельсовый участок, концы которого плавно соединены с дугообразными в плоскости, перпендикулярной плоскости клеммы, боковыми участками, а расположенные за ними дуговые нашпальные участки соединены с концевыми участками, отогнутыми внутрь клеммы, отличающаяся тем, что концевые участки клеммы выполнены прямолинейными.

15. Пружинная клемма по п.14, отличающаяся тем, что расстояние от края нарельсового участка клеммы до краев ее концевых участков L=20÷25 мм, а расстояние между внутренними краями концевых участков клеммы J=25÷30 мм.

16. Упругая нашпальная прокладка промежуточного рельсового скрепления, отличающаяся тем, что состоит из двух несимметричных частей, различающихся толщиной боковой стенки.

17. Упругая нашпальная прокладка по п.15, отличающаяся тем, что выполнена из литьевого полиамида 610 или из полиамида марки ПА 6, а величины толщин наклонных боковых стенок двух несимметричных частей упругой нашпальной прокладки (z и х) варьируются в пределах 3÷10 мм.



 

Наверх