Бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление (варианты)

 

Полезная модель относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, а именно, к бесподкладочным промежуточным рельсовым скреплениям с пружинными стальными клеммами, прикрепляющими рельс к основанию. Предлагаемая конструкция промежуточного рельсового скрепления содержит упорную скобу прямоугольной в плане формы, выполненную в виде пластины со сквозным отверстием и с расположенными по ее противоположным краям параллельно друг другу упорным выступом, направленным вверх, и направляющим выступом, направленным вниз, боковая поверхность которого плавно переходит в наклонную боковую упорную поверхность скобы, пружинную клемму В-образной формы, охватывающую упорный выступ, крепежный элемент, выполненный в виде шурупа или закладного болта, а также подрельсовую прокладку. Упорная скоба снабжена ограничительными выступами, предотвращающими сверхнормативную затяжку крепежного элемента, и направляющими стенками с отогнутыми концевыми участками, выполненными по радиусу, которые совместно с ограничительными выступами обеспечивают фиксацию В-образной пружинной клеммы в проектном положении и препятствуют раздвижке ее концевых участков при затяжке крепежного элемента. В смонтированном скреплении крепежный элемент взаимодействует с концевыми участками В-образной клеммы и ограничительными выступами непосредственно или через шайбу. Благодаря наличию в конструкции упорной скобы ограничительных выступов и направляющих стенок обеспечивается контроль за правильной сборкой скрепления и следовательно его правильное функционирование. Предлагаемые варианты промежуточного рельсового скрепления позволят повысить его эксплуатационные качества, такие, в частности, как надежность и долговечность, а также облегчить его обслуживание. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Полезная модель относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, а именно к бесподкладочным промежуточным рельсовым скреплениям с пружинными стальными клеммами, прикрепляющими рельс к основанию.

Известно бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление ЖБР-65 с прутковой упругой клеммой, совместно разработанное ПТКБ ЦП и ВНИИЖТ (см., например, журнал «Путь и путевое хозяйство» 2, 2000 г., стр.14-15). Это скрепление содержит Г-образную упорную скобу с горизонтальным подклеммным участком, сквозным отверстием для прохода тела крепежного элемента, вертикальным упором и концевым участком с наклонной боковой упорной поверхностью и с развитым нижним выступом. Прижатие подошвы рельса к основанию обеспечивает пружинная клемма В-образной формы охватывающая вертикальный упор упорной скобы. С концевыми участками пружинной клеммы взаимодействует прижимной элемент со сквозным отверстием для прохода тела крепежного элемента, аналогичный прижимному элементу описанному в патенте Франции на изобретение 2450902 (приоритет от 06.03.1979 г., класс Е01В 9/02). Крепежный элемент выполнен в виде закладного болта с прямоугольной головкой. Головка болта размещается в канале железобетонной шпалы, образованном электроизолирующим пустотообразователем. В пустотообразователь вставлена закладная шайба седловидной формы за которую и держится головка закладного болта. Гайка закладного болта взаимодействует своим основанием с верхней поверхностью прижимного элемента. Таким образом, усилие прижатия передается от гайки закладного болта через прижимной элемент на концевые участки пружинной В-образной клеммы и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса. На горизонтальный участок упорной скобы усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке гайки закладного болта, передается через упирающиеся в него концы пружинной В-образной клеммы, а на концевой участок упорной скобы - через дуговые нашпальные участки пружинной В-образной клеммы. Рельсовое скрепление содержит также подрельсовую и упругую прокладки. Это скрепление с 2000 года применяется в пути на Северо-Кавказской и Горьковской железных дорогах.

В ходе эксплуатации скрепления ЖБР-65 были выявлены такие его недостатки как уширение колеи, смятие упругой прокладки под упорной скобой, ослабление усилия прижатия клеммы к подошве рельса из-за ослабления усилия затяжки клеммных болтов, а также деформация прижимного элемента.

Известно бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление ЖБР-65Ш с прутковой упругой клеммой (см., например, описание к патенту РФ на полезную модель 86955 по классу Е01В 9/00 с приоритетом от 06.05.2009). Скрепление ЖБР-65Ш содержит все элементы, аналогичные элементам описанного выше скрепления ЖБР-65, за исключением крепежного элемента. Крепежный элемент в скреплении ЖБР-65Ш выполнен в виде шурупа ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель. Основание головки шурупа, при рабочем положении скрепления, взаимодействует с верхней поверхностью прижимного элемента. Таким образом, усилие прижатия передается от нижней поверхности головки шурупа через прижимной элемент на концевые участки пружинной В-образной клеммы и далее через ее нарельсовый участок - на подошву рельса. На горизонтальный участок упорной скобы усилие прижатия, при правильной сборке скрепления и нормативной затяжке шурупа, передается через упирающиеся в него концы пружинной В-образной клеммы, а на концевой участок упорной скобы - через дуговые нашпальные участки пружинной В-образной клеммы. Применение в скреплении ЖБР-65Ш крепежного элемента в виде шурупа ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель, в отличие от ЖБР-65 с крепежным элементом в виде закладного болта, позволило повысить эксплуатационные качества скрепления, поскольку крепежный элемент в виде шурупа менее склонен к саморазвинчиванию, а резьбовая часть крепежного элемента не подвергается воздействию атмосферных осадков.

Однако в ходе эксплуатации у скрепления ЖБР-65Ш были выявлены следующие недостатки: при закручивании шурупов не обеспечивалось нормативное прижатие рельса к основанию из-за упирания граней прижимного элемента в упор упорной скобы, а при недостаточной затяжке шурупа, имелись случаи его излома из-за передачи боковых нагрузок от подвижного состава на вертикальный упор упорной скобы, которая при смещении и ломала шуруп.

К тому же, в конструкциях описанных выше скреплений отсутствуют элементы по положению которых можно было бы судить о правильной сборке скрепления и нормативной затяжке крепежного элемента.

Целью разработки является создание таких промежуточных скреплений, которые были бы лишены указанных выше недостатков, что позволит повысить их эксплуатационные качества.

Для этого в промежуточном рельсовом скреплении содержащем упорную скобу, выполненную в виде пластины со сквозным отверстием и с расположенными по ее противоположным краям параллельно друг другу упорным выступом, направленным вверх, и направляющим выступом, направленным вниз, боковая поверхность которого плавно переходит в наклонную боковую упорную поверхность скобы, пружинную клемму В-образной формы, охватывающую упорный выступ упорной скобы, и крепежный элемент выполненный в виде шурупа ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель, а также подрельсовую прокладку, упорная скоба снабжена ограничительными выступами, выполненными симметрично относительно продольной оси упорной скобы и, расположенными параллельно ограничительным выступам, направляющими стенками с концевыми участками, отогнутыми от продольной оси и выполненными по радиусу, при этом ограничительные выступы и направляющие стенки с концевыми участками выполнены с возможностью фиксации В-образной пружинной клеммы, причем в смонтированном скреплении основание головки шурупа взаимодействует с концевыми участками В-образной клеммы и ограничительными выступами непосредственно или через шайбу.

Возможно также выполнение промежуточного рельсового скрепления с крепежным элементом выполненным в виде закладного болта с прямоугольной головкой размещаемой в канале железобетонной шпалы в электроизолирующем пустотообразователе с закладной шайбой седловидной формы, и гайки закладного болта.

Тогда в таком промежуточном рельсовом скреплении, содержащем упорную скобу, выполненную в виде пластины со сквозным отверстием и с расположенными по ее противоположным краям параллельно друг другу упорным выступом, направленным вверх, и направляющим выступом, направленным вниз, боковая поверхность которого плавно переходит в наклонную боковую упорную поверхность скобы, пружинную клемму В-образной формы, охватывающую упорный выступ упорной скобы, и крепежный элемент, выполненный в виде закладного болта с прямоугольной головкой размещаемой в канале железобетонной шпалы в электроизолирующем пустотообразователе с закладной шайбой седловидной формы, и гайки закладного болта, а также подрельсовую прокладку, упорная скоба будет снабжена ограничительными выступами, выполненными симметрично относительно продольной оси упорной скобы и, расположенными параллельно ограничительным выступам, направляющими стенками с концевыми участками, отогнутыми от продольной оси и выполненными по радиусу, при этом ограничительные выступы и направляющие стенки с концевыми участками выполнены с возможностью фиксации В-образной пружинной клеммы, причем в смонтированном скреплении основание гайки закладного болта взаимодействует с концевыми участками В-образной клеммы и ограничительными выступами непосредственно или через шайбу.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами, где

на фиг.1 - сечение участка рельсовой нити и шпалы железнодорожного пути с промежуточным рельсовым скреплением в районе рельсового стыка (вариант бесподкладочного промежуточного рельсового скрепления с крепежным элементом в виде шурупа, ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель);

на фиг.2 - участок рельсовой нити железнодорожного пути с бесподкладочным вариантом промежуточного рельсового скрепления с крепежным элементом в виде шурупа, ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель (общий вид в изометрии);

на фиг.3 - сечение участка рельсовой нити и шпалы железнодорожного пути с промежуточным рельсовым скреплением в районе рельсового стыка (вариант бесподкладочного промежуточного рельсового скрепления с крепежным элементом в виде закладного болта и гайки);

на фиг.4 - участок рельсовой нити железнодорожного пути с бесподкладочным вариантом промежуточного рельсового скрепления с крепежным элементом в виде закладного болта и гайки (общий вид в изометрии);

на фиг.5 - вид А на фиг.2;

на фиг.6 - вид Б на фиг.4.

Предлагаемая конструкция промежуточного рельсового скрепления содержит упорную скобу 1 прямоугольной в плане формы выполненную в виде пластины со сквозным отверстием 2 и с расположенными по ее противоположным краям параллельно друг другу упорным выступом 3, направленным вверх, и направляющим выступом 4, направленным вниз, боковая поверхность которого плавно переходит в наклонную боковую упорную поверхность 5 скобы, пружинную клемму В-образной формы 6, охватывающую упорный выступ 3, и крепежный элемент выполненный в виде шурупа 7 ввернутого в установленный в шпале 8 электроизолирующий дюбель 9, а также подрельсовую прокладку 10, причем упорная скоба 1 выполнена с ограничительными выступами 11, предотвращающими сверхнормативную затяжку шурупа 7, и направляющими стенками 12 с концевыми участками, выполненными по радиусу, которые совместно с ограничительными выступами 11 обеспечивают фиксацию В-образной пружинной клеммы 6 в проектном положении и препятствуют раздвижке ее концевых участков при затяжке шурупа 7. В смонтированном скреплении основание головки шурупа 7 взаимодействует с концевыми участками В-образной клеммы 6 и ограничительными выступами 11 непосредственно или через шайбу 13.

Промежуточное рельсовое скрепление с крепежным элементом выполненным в виде закладного болта с прямоугольной головкой размещаемой в канале железобетонной шпалы в электроизолирующем пустотообразователе с закладной шайбой седловидной формы, и гайки закладного болта, будет иметь следующий вид.

Промежуточное рельсовое скрепление содержит упорную скобу 1 прямоугольной в плане формы выполненную в виде пластины со сквозным отверстием 2 и с расположенными по ее противоположным краям параллельно друг другу упорным выступом 3, направленным вверх, и направляющим выступом 4, направленным вниз, боковая поверхность которого плавно переходит в наклонную боковую упорную поверхность 5 скобы, пружинную клемму В-образной формы 6, охватывающую упорный выступ 3 упорной скобы, и крепежный элемент выполненный в виде закладного болта 14 с прямоугольной головкой размещаемой в канале железобетонной шпалы 8 в электроизолирующем пустотообразователе 15 с закладной шайбой седловидной формы 16, и гайки 17 закладного болта, а также подрельсовую прокладку 10, причем упорная скоба 1 выполнена с ограничительными выступами 11, предотвращающими сверхнормативную затяжку гайки 15 закладного болта, и направляющими стенками 12 с концевыми участками, выполненными по радиусу, которые совместно с ограничительными выступами 11 обеспечивают фиксацию В-образной пружинной клеммы 6 в проектном положении и препятствуют раздвижке ее концевых участков при затяжке гайки 17 закладного болта, причем в смонтированном скреплении основание гайки 17 закладного болта взаимодействует с концевыми участками В-образной клеммы 6 и ограничительными выступами 11 непосредственно или через шайбу 13.

Таким образом, описанные выше варианты конструктивных выполнении промежуточных рельсовых скреплений, позволят повысить их эксплуатационные качества, такие, в частности, как надежность и долговечность, а также облегчить их обслуживание и обеспечить правильную сборку и функционирование промежуточных рельсовых скреплений.

1. Бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление, содержащее упорную скобу, выполненную в виде пластины со сквозным отверстием и с расположенными по ее противоположным краям параллельно друг другу упорным выступом, направленным вверх, и направляющим выступом, направленным вниз, боковая поверхность которого плавно переходит в наклонную боковую упорную поверхность скобы, пружинную клемму В-образной формы, охватывающую упорный выступ упорной скобы, и крепежный элемент выполненный в виде шурупа, ввернутого в установленный в шпале электроизолирующий дюбель, а также подрельсовую прокладку, отличающееся тем, что упорная скоба снабжена ограничительными выступами, выполненными симметрично относительно продольной оси упорной скобы, и расположенными параллельно ограничительным выступам направляющими стенками с концевыми участками, отогнутыми от продольной оси и выполненными по радиусу, при этом ограничительные выступы и направляющие стенки с концевыми участками выполнены с возможностью фиксации В-образной пружинной клеммы, причем в смонтированном скреплении основание головки шурупа взаимодействует с концевыми участками В-образной клеммы и ограничительными выступами непосредственно или через шайбу.

2. Бесподкладочное промежуточное рельсовое скрепление, содержащее упорную скобу, выполненную в виде пластины со сквозным отверстием и с расположенными по ее противоположным краям параллельно друг другу упорным выступом, направленным вверх, и направляющим выступом, направленным вниз, боковая поверхность которого плавно переходит в наклонную боковую упорную поверхность скобы, пружинную клемму В-образной формы, охватывающую упорный выступ упорной скобы, и крепежный элемент, выполненный в виде закладного болта с прямоугольной головкой, размещаемой в канале железобетонной шпалы в электроизолирующем пустотообразователе с закладной шайбой седловидной формы, и гайки закладного болта, а также подрельсовую прокладку, отличающееся тем, что упорная скоба снабжена ограничительными выступами, выполненными симметрично относительно продольной оси упорной скобы, и расположенными параллельно ограничительным выступам, направляющими стенками с концевыми участками, отогнутыми от продольной оси и выполненными по радиусу, при этом ограничительные выступы и направляющие стенки с концевыми участками выполнены с возможностью фиксации В-образной пружинной клеммы, причем в смонтированном скреплении основание гайки закладного болта взаимодействует с концевыми участками В-образной клеммы и ограничительными выступами непосредственно или через шайбу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам путевого хозяйства железных дорог и обеспечивает повышение устойчивости работы рельсовых цепей на участках с железобетонными шпалами

Невидимый крепеж относится к области строительства деревянных конструкций, состоящих из поддерживающих и поддерживаемых частей, а именно к способу скрытого или невидимого крепления деревянных досок или щитов при отделке фасадов, террас и других поверхностей, например деревянных покрытий для пола, стен, потолков, заборов, как в крытых помещениях, так и на улице.
Наверх