Устройство для измерения высоты автосцепки над головками рельсов

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для измерения параметров автосцепки при ее установке на вагон подвижного состава. Устройство для измерения высоты автосцепки над головками рельсов включает балку для установки на головки рельсов, стойку, контрольный стержень, указатель, узел фиксации и поворота указателя, установленный на стойке, накладки с ограничителями перемещения, узел поджатия к головке рельса и фиксатор контрольного стержня, закрепленные на балке. Стойка выполнена с возможностью жесткого соединения с балкой и снабжена линейкой, установленной с возможностью перемещения по стойке. Технический результат полезной модели - повышение точности измерений, а также безопасности проведения работ и удобства обслуживания устройства за счет исключения выхода оператора в междурельсовое пространство. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для измерения параметров автосцепки при ее установке на вагон подвижного состава.

Измерение высоты продольной оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов является обязательным требованием технического обслуживания подвижного состава поездов, поскольку от этого параметра зависит надежность автосцепки.

Известно устройство для измерения высоты автосцепки над головками рельсов (Р.А.Шибер, Г.Т.Круглый «Устройство и ремонт вагонов», М., «Транпорт», 1975 г., стр.280) - прототип, включающее балку для установки на головки рельсов и стойку. Стойка выполнена с делениями. Положение автосцепки относительно горизонтали определяют путем приложения стойки с делениями к литейному шву сначала по линии зацепления, а затем - у входа хвостовика автосцепки в ударную розетку. Разность значений высот в этих точках определяет величину наклона автосцепки по горизонтали.

Недостатками данного устройства является низкая точность измерения, связанная с неточностью выставления устройства, а также неудобство в обслуживании.

Технический результат заявленной полезной модели - повышение точности измерений, безопасности и удобства обслуживания устройства.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство для измерения высоты автосцепки над головками рельсов, включающее балку для установки на головки рельсов и стойку, дополнительно содержит контрольный стержень, указатель, узел фиксации и поворота указателя, установленный на стойке, накладки с ограничителями перемещения, узел поджатия к головке рельса и фиксатор контрольного стержня, закрепленные на балке, при этом стойка выполнена с возможностью жесткого соединения с балкой и снабжена линейкой, установленной с возможностью перемещения по стойке.

При этом накладки могут быть закреплены на балке при помощи винтов.

Стойка может быть закреплена на балке посредством цанги и гайки.

Балка может быть снабжена креплениями для фиксации стойки и контрольного стержня на балке при транспортировке.

Узел фиксации и поворота указателя может быть снабжен кнопкой и рычагом для изменения положения указателя.

Узел поджатия к головке рельса может быть снабжен упором, выполненным с возможностью перемещения.

Указатель может быть выполнен в виде стержня с наконечником и снабжен колпачком.

Наконечник может быть выполнен в виде иглы.

Линейка может быть установлена на стойке посредством хомутов или кронштейнов.

Наличие в устройстве контрольного стержня, указателя, узла фиксации и поворота указателя, установленного на стойке, накладки с ограничителями перемещения, узла поджатия к головке рельса и фиксатора контрольного стержня, установленных на балке, линейки, установленной с возможностью перемещения по стойке, а также возможности закрепления стойки на балке позволяет повысить точность, удобство обслуживания устройства и безопасность проведения работ.

Установка линейки с отсчетной шкалой с возможностью перемещения, ее вынос относительно стойки, а также наличие в устройстве узла фиксации и поворота указателя, позволяет снимать отсчеты без выхода оператора в междурельсовое пространство.

Жесткое скрепление стойки с балкой, а также наличие накладок с ограничителями перемещения, узла поджатия к головке рельса повышает жесткость всей конструкции при выставлении устройства, что существенно влияет и на точность измерений. Например, скрепление стойки с балкой при помощи цанги и гайки позволяет обеспечить безлюфтовое соединение, что положительно сказывается и на точностных характеристиках устройства. Кроме того, цанговый зажим обладает высокими эксплуатационными качествами (надежность, долговечность).

Наличие контрольного стержня в устройстве позволяет проконтролировать точность измерений и получаемых результатов.

Возможное наличие в устройстве креплений для фиксации стойки и контрольного стержня на балке добавляет удобство пользования устройством и существенно сокращает время приведения устройства в рабочее состояние после транспортировки и наоборот.

Опорная балка имеет специальный профиль. Оптимальным материалом для изготовления опорной балки является сплав алюминия, что позволяет уменьшить вес, по сравнению с прототипом (до 4,5 килограммов вместо 5,0 кг), а также обеспечить необходимую жесткость конструкции с одновременным сохранением технологичности и надежности конструкции устройства.

На фиг.1 приведен общий вид устройства для измерения высоты автосцепки над головками рельсов.

На фиг.2 показана стойка с указателем и линейкой.

На фиг.3 показана схема установки балки на рельсы.

Устройство для измерения высоты автосцепки над головками рельсов (фиг.1) включает балку 1 для установки на головки рельсов, стойку 2, контрольный стержень 3, указатель 4, узел фиксации и поворота указателя 4, установленный на стойке 2. На балке 1, например, посредством закрепления на пластине (на фиг. не показана), установлены накладки 5 с ограничителями 6 перемещения, узел поджатия 7 к головке рельса и фиксатор 8 контрольного стержня 3. Стойка 2 выполнена с возможностью закрепления на одном из концов балки 1 и снабжена линейкой 9, установленной с возможностью перемещения по стойке 2.

Накладки 5 могут быть закреплены на балке 1 при помощи винтов (на фиг. не показаны). Крепление стойки 2 с балкой 1 может быть осуществлено, например, посредством цанги 10 и гайки 11. При этом, для удобства проведения работ по установке устройства на рельсы, оно снабжено ручками, выполненными в виде дуг 12, один конец каждой из которых закреплен на цанге 10, другой на накладке 5.

Для удобства складывания и транспортировки, балка 1 может быть снабжена креплениями, например, пружинными зажимами 13, для фиксации стойки 2 с указателем 4 и контрольного стержня 3 на балке 1 в нерабочем положении.

Для изменения положения указателя 4 узел фиксации и поворота указателя 4 может быть снабжен, например, кнопкой 14 и рычагом 15. При нажатии пальцами руки на рычаг 14 осуществляется свободное перемещение узла вместе с указателем 4 вверх и вниз вдоль стойки 2 и его поворот. Указатель 4 при нажатии на кнопку 14 может передвигаться вперед-назад по направляющей и фиксироваться вертикально параллельно стойке 2.

Контрольный стержень 3 устанавливается на фиксатор 8 при проверке устройства перед измерением. Контрольный стержень 3 имеет определенную высоту, значение которой промаркировано на его наружной поверхности.

Узел поджатия 7 к головке рельса может быть снабжен упором, например, пластиной 16, выполненным с возможностью перемещения.

Указатель 4 может быть выполнен, например, в виде стержня с наконечником 17 и снабжен колпачком 18. Наконечник может быть выполнен, например, в виде иглы.

Линейка 9 может быть прикреплена к стойке 2, например, посредством хомутов и кронштейнов 19.

Устройство для измерения высоты автосцепки над головками рельсов работает следующим образом.

Измерения параметров автосцепки производят в цехах по ремонту подвижного состава, в условиях, когда подвижной состав, находится на прямом, горизонтальном участке пути.

Перед выполнением измерения необходимо подготовить устройство к работе. Для этого снимают с пружинных зажимов 13 балки 1 стойку 2 с указателем 5 и узлом фиксации и поворота указателя 5. Устанавливают балку 1 на рельсы, при этом располагают ее перпендикулярно колее так, чтобы цанга 10 была расположена со стороны выхода валика подъемника автосцепки, а пластина узла поджатия 7 лежала на головке дальнего от контролера рельса (см. фиг.3). При этом пластина 16 должна касаться внутренней грани головки этого рельса. Взявшись руками за дуги 12 продвинуть устройство вперед до отказа, сжимая пружину узла поджатия 7, завести ограничители 6 за внутреннюю грань головки ближнего от оператора рельса, после чего отпустить устройство. Ослабить цангу 10 и установить в нее стойку 2, продвинув вниз до упора в основание цанги, после чего затянуть гайку 11. Проверить отсутствие люфтов и надежность крепления устройства на рельсах. Нажать на кнопку 14, повернуть указатель 4 в горизонтальное положение (фиг.2). Отпустив кнопку 14 убедиться в надежной (без люфтов) фиксации указателя 4 в ложементе узла фиксации и поворота указателя. Снять с пружинных зажимов 13 контрольный стержень 3 и установить его в фиксатор 8 до упора. Снять с наконечника 17 защитный колпачок 18. Манипулируя рычагом 15 и кнопкой 14 узла фиксации и поворота указателя подвести наконечник 17 к верхнему торцу контрольного стержня 3. Снять показания по шкале линейки 9. Показания по шкале не должны отличаться от значения, указанного на контрольном стержне более, чем на 1 мм.

В случае несовпадения размеров следует отрегулировать по высоте линейку 9. После проведения контроля снять контрольный стержень 3 с фиксатора 8 и закрепить на балке 1. Устройство готово к работе. В дальнейшем указатель 4 не должен вращаться вокруг своей оси, а только двигаться по горизонтали.

Далее приступают к измерению.

Поворачивая указатель 4 при помощи узла фиксации и поворота указателя вокруг стойки 2 и передвигая его по горизонтали и вертикали, подвести наконечник 17 указателя 4 к середине литейного шва на корпусе автосцепки в месте выхода из ударной розетки. Застопорить указатель 4, отпустив рычаг 15 узла фиксации и поворота указателя, и определить по шкале линейки 9 высоту (А) автосцепки над уровнем головки рельса.

Не передвигая устройство по рельсам, повернуть указатель 4 и подвести наконечник 17 к середине литейного шва на линии зацепления. Застопорить указатель 4 и определить по шкале линейки 9 высоту (Б) автосцепки над уровнем головки рельса.

Аналогичные операции выполнить для автосцепки, расположенной с другого конца подвижного состава.

После этого приступают к обработке результатов измерений.

Полученные при измерении значения высот автосцепки по обоим концам подвижного состава должны соответствовать нормативным требованиям.

Определяют разность между высотами (Б) и (А), соответствующую величине отклонения оси автосцепки от горизонтали. Полученные значения отклонений также должны соответствовать предъявляемым нормативным требованиям.

1. Устройство для измерения высоты автосцепки над головками рельсов, включающее балку для установки на головки рельсов и стойку, отличающееся тем, что дополнительно содержит контрольный стержень, указатель, узел фиксации и поворота указателя, установленный на стойке, накладки с ограничителями перемещения, узел поджатия к головке рельса и фиксатор контрольного стержня, закрепленные на балке, при этом стойка выполнена с возможностью жесткого соединения с балкой и снабжена линейкой, установленной с возможностью перемещения по стойке.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что накладки закреплены на балке при помощи винтов.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что стойка закреплена на балке посредством цанги и гайки.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что балка снабжена креплениями для фиксации стойки и контрольного стержня на балке при транспортировке.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что узел фиксации и поворота указателя снабжен кнопкой и рычагом для изменения положения указателя.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что узел поджатия к головке рельса снабжен упором, выполненным с возможностью перемещения.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что указатель выполнен в виде стержня с наконечником и снабжен колпачком.

8. Устройство по п.8, отличающееся тем, что наконечник выполнен в виде иглы.

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что линейка установлена на стойке посредством хомутов и кронштейнов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к специальным устройствам, предназначенным, преимущественно, для рихтовки в поперечном направлении крановых путей мостовых кранов

Полезная модель относится к сфере железнодорожного транспорта и представляет собой, один из вариантов комплексов для ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава.
Наверх