Аварийно-вентиляционный люк крыши кузова малотоннажного грузопассажирского транспортного средства

 

Предлагается аварийно-вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства содержащий крышку с двумя широкими корытообразными ребрами жесткости, установленную на уплотнении - образной в сечении формы, размещенном на наружной рамке, выполненной из - образного в сечении профиля, установленной в проеме крыши кузова и снабженной набором жестко закрепленных в ней вертикальных резьбовых шпилек для скрепления наружной рамки с внутренней, установленной изнутри салона. Имеются также расположенные попарно на длинных сторонах люка и симметрично относительно его углов четыре ручных механизма открывания/закрывания крышки с ограничителями подъема крышки и четыре фиксатора крышки в ее рабочих положениях, устройство аварийного сброса крышки с внутренним и наружным приводами расстопорения фиксаторов крышки и защитно-декоративная облицовка. Каждый механизм открывания/закрывания крышки содержит ручку, состоящую из рожкообразной рукоятки с ребристой поверхностью, образованной впадинами на боковых сторонах, и плоского горизонтального основания прямоугольной формы, неподвижно закрепленного на крышке, к которому под углом в 90 градусов неподвижно прикреплен (выполненный за одно целое) вертикальный шток, установленной с возможностью перемещения в вертикальном пазу горизонтального направляющего корпуса, прикрепленного к внутренней стороне наружной рамки. Каждый фиксатор крышки размещен в направляющем корпусе, и снабжен копиром в виде двух волнообразных профилей, выполненных на обоих узких боковых сторонах соответствующего вертикального штока. Внутри направляющего корпуса в продольном отверстии установлены два подпружиненных грибовидных ползуна-банома, полусферические рабочие части которых выполнены взаимодействующими с копирными поверхностями на штоке, в торце которого установлен ограничитель подъема крышки, выполненный в виде стопорного шплинта - образной формы. 1 н.п.ф., 8 з.п.ф., 15 л. илл.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к конструкциям аварийно-вентиляционных люков крыш кузовов транспортных средств.

Известны различные конструкции аварийно-вентиляционных люков крыш кузовов транспортных средств (см., например, а.с. СССР NN 597585, 737256, 1281471, 1243966, патенты РФ NN 2026202, 2047503, 2047504, ВОИС N 02076777, ЕПВ NN 0451583, 0451606, 0325380, ФРГ NN 1405799, 1240424, 1259216, 1286928, 1630020, Великобритании NN 1350844, 1397251, 1097145, 1156755, Франции N 1117636, США NN 2810334, 4101159, 4329917, Испании NN 2278901, 2125583, Финляндии N 20050570 и др.

Такие люки, хотя и позволяют обеспечивать вентиляцию салона транспортного средства, а также позволяют обеспечить эвакуацию людей при аварии, однако, из-за ряда особенностей конструкций этих люков в связи с повышением требований к современным транспортным средствам и к их компонентам во многих случаях применение указанных люков существенно ограничено. Например, в ряде случаев крышки люков выполняются сдвоенными из двух листов, что ведет к повышенной жесткости и ухудшает герметичность люка в закрытом положении. У некоторых люков механизмы открывания/закрывания легко выходят из строя из-за ударов по люку сверху ветками или другими предметами при движении транспортного средства. Кроме этого, ручки управления работой известных люков либо слишком громоздки и неудобны в эксплуатации, либо слишком непрочны и часто ломаются.

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому эффекту от его использования к заявляемому является известная конструкция аварийно-вентиляционного люка крыши кузова транспортного

средства по патенту РФ N 2047504, B60J 9/00, 1993, содержащего размещенные на прямоугольной рамке (усилителе), неподвижно закрепленной на крыше кузова, корытообразную прямоугольную крышку с ребрами жесткости, два ручных независимых друг от друга механизма открывания/закрывания крышки с ограничителями подъема крышки при вентиляции салона, два фиксатора (Замковые устройства) крышки в ее рабочих положениях, устройство аварийного сброса крышки с внутренним и наружным приводами расстопорения фиксаторов крышки и внутренний кожух (защитно-декоративную облицовку).

Каждый механизм открывания/закрывания крышки состоит из жестко соединенной с крышкой ручки и рычажно-шарнирного привода, состоящего из трубчатого кронштейна, в котором расположены два подпружиненных друг относительно друга ползуна, шарнирно соединенных тягами с крышей кузова посредством жестко закрепленных на крыше вильчатых рычагов - ограничителей подъема крышки при вентиляции салона, в пазах которых установлены с возможностью выхода шарниры, закрепленные на концах указанных тяг.

Каждый фиксатор крышки выполнен в виде поворотного Г-образного двуплечего рычага, на одном конце которого выполнен зацеп, выполненный взаимодействующим с храповиком, жестко закрепленным на поворотной оси, на которой также закреплен вильчатый рычаг, выполненный взаимодействующим с одним концом установленной на данной оси пружины кручения, другой конец которой выполнен взаимодействующим с кузовом транспортного средства, причем ось Г-образного рычага закреплена на крыше кузова и расположена между зацепом и точкой приложения привода фиксатора крышки.

Привод фиксатора крышки выполнен в виде проходящего через отверстие в защитном кожухе вильчатого штока, в паз которого входит Г-образный рычаг, причем на концах вилок выполнены отверстия, в которые

установлен штифт "стояночной" блокировки фиксатора крышки, а на противоположном конце вильчатого штока выполнена резьба для соединения с ручкой-маховичок, предназначенной по первой функции для "стояночной" блокировки Г-образного рычага, а по второй функции -в качестве внутреннего привода расстопорения фиксатора крышки устройства аварийного сброса крышки путем вывода Г-образного рычага из зацепления с приводом механизма открывания/закрывания крышки, причем ручка-маховичок выполнена из травмобезопасного материала и имеет внутреннее отверстие с резьбой, соответствующей резьбе на конце вильчатого штока.

Наружный привод расстопорения фиксатора крышки устройства аварийного сброса крышки выполнен в виде подпружиненного, имеющего возможность перемещения вдоль своей оси, штока, один конец которого расположен снаружи рамки люка над крышей кузова транспортного средства, а другой конец выполнен взаимодействующим с загнутым концом Г-образного рычага фиксатора крышки для вывода Г-образного рычага из зацепления с приводом механизма открывания/закрывания крышки.

Данный люк, хотя и обеспечивает вентиляцию салона транспортного средства в штатном режиме его работы, а также позволяет обеспечить эвакуацию людей при аварии, однако, из-за большого количества высоконагруженных громоздких и сложных по конструкции частей, различных рычагов и мест соединений обладает относительно низкой надежностью работы, а также большой трудоемкостью, высокой стоимостью изготовления и низкой степенью ремонтопригодности, кроме того, ручки управления работой люка эргономически неудобны.

Кроме этого, некоторые особенности конструкции известного люка препятствуют его применению в малотоннажных грузопассажирских транспортных средствах с ограниченной внутренней высотой салона.

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является расширение арсенала уже имеющихся технических средств определенного назначения в данной области техники путем обеспечения повышения производительности труда при изготовлении люка, снижения его себестоимости, повышения его срока службы, повышения удобства его эксплуатации и обеспечения возможности использования такого люка в малотоннажных грузопассажирских транспортных средствах с ограниченной внутренней высотой салона.

Данная задача решается с помощью технического результата от использования заявляемой полезной модели, заключающегося в повышении технологичности сборки люка, в повышении надежности его работы и в снижении его массогабаритных характеристик путем упрощения его конструкции и снижения количества высоконагруженных деталей, а также в придании органам управления работой люка эргономически комфортной для пользователя формы при обеспечении высокой степени герметичности люка за счет обеспечения оптимальной жесткости крышки и оригинальной конструкции уплотнительного устройства.

Указанный результат достигается тем, что в известном аварийно-вентиляционном люке крыши кузова транспортного средства, содержащем размещенные на прямоугольной рамке, установленной на крыше кузова, корытообразную прямоугольную крышку с ребрами жесткости, два механизма открывания/закрывания крышки с ограничителями подъема крышки при вентиляции салона, два фиксатора крышки, устройство аварийного сброса крышки с внутренним и наружным приводами расстопорения фиксаторов крышки и Защитно-декоративную облицовку,

во-первых, крышка выполнена в виде объемной двухступенчатой прямоугольной усеченной пирамиды;

во-вторых, рамка выполнена из - образного в сечении профиля из алюминия или пластмассы, установлена снаружи в проеме крыши кузова

и снабжена набором жестко закрепленных в ней вертикальных резьбовых шпилек, равномерно распределенных по периметру рамки и направленных вниз;

в-третьих, изнутри салона напротив наружной рамки установлена внутренняя прижимная - образная в сечении рамка-фиксатор с набором ответных отверстий для прохода резьбовых шпилек наружной рамки для ее закрепления с помощью специальных гаек с буртиками;

в-четвертых, между крышкой и наружной рамкой по всему периметру размешено уплотнение - образной в сечении формы;

в-пятых, дополнительно введены два механизма открывания/ закрывания крышки, причем все четыре механизма открывания/закрывания крышки расположены попарно на длинных сторонах люка и симметрично относительно его углов;

в-шестых, каждый механизм открывания/закрывания крышки содержит ручку, состоящую из направленной вниз и в сторону ближайшей длинной стороны люка рожкообразной фигурной с эргономически комфортным профилем рукоятки с ребристой поверхностью на боковых сторонах, образованной перемычками между прямоугольными в сечении впадинами, равномерно расположенными по дуге рожкообразной рукоятки, и плоского горизонтального основания прямоугольной формы, неподвижно закрепленного на крышке, к которому под углом в 90 градусов неподвижно прикреплен (выполнен цельно, заодно) вертикальный шток, выполненный в виде плоской пластины, установленной с возможностью вертикального перемещения при подъеме всей крышки при ее полном открывании и дополнительного наклона вбок при подъеме крышки только с одной стороны при ее частичном открывании в вертикальном пазу горизонтального направляющего корпуса, выполненного в форме параллелепипеда и неподвижно прикрепленного к внутренней стороне наружной рамки, например, с помощью кронштейна - образной в сечении формы;

в-седьмых, дополнительно введены два фиксатора крышки в ее рабочих положениях, причем все четыре фиксатора размещены в горизонтальных направляющих корпусах с вертикальными пазами для вертикальных штоков механизмов открывания/закрывания крышки;

в-восьмых, каждый фиксатор крышки снабжен копиром в виде двух волнообразных профилей, выполненных на обоих узких боковых сторонах соответствующего вертикального штока механизма открывания/закрывания крышки, в горизонтальном направляющем корпусе которого размещен данный фиксатор, при этом, внутри горизонтального направляющего корпуса вдоль его оси симметрии выполнено сквозное продольное цилиндрическое отверстие, в котором симметрично навстречу друг другу установлены с возможностью продольного перемещения два грибовидных ползуна-банома с полостями внутри, с цилиндрическими хвостовиками и с головками, имеющими полусферические рабочие части, плавно переходящие в цилиндрические части, причем контуры полусферических рабочих частей головок совпадают с контурами впадин волнообразных профилей копира,

кроме этого, полусферические рабочие части головок ползунов-баномов выполнены взаимодействующими с соответствующими копирными поверхностями на вертикальном штоке, при этом каждый ползун-баном подпружинен относительно штока с помощью пружины и опорного, разрезанного по всей длине, пустотелого цилиндрического упругого штифта-регулятора сжатия пружины, установленного в одно из поперечных отверстий, выполненных в горизонтальном направляющем корпусе около его горцев перпендикулярно оси продольного отверстия на разных расстояниях от центра горизонтального направляющего корпуса;

в-девятых, каждый ограничитель подъема крышки выполнен в виде упругого отъемного стопорного шплинта - образной формы, установленного в отверстии, выполненном в торце вертикального штока параллельно его широкой стороне;

в-десятых, внутренний привод расстопорения фиксаторов крышки устройства аварийного сброса крышки выполнен в виде двух Т-образных ручек с овальными опорами и с дугообразными плечами с ребристой поверхностью с наружной стороны, каждая из которых установлена с возможностью вертикального перемещения в нише защитно-декоративной облицовки между механизмами открывания/закрывания крышки люка, расположенными на длинной стороне люка, и соединена тросовыми тягами с двумя ближайшими стопорными шплинтами;

в-одиннадцатых, каждая внутренняя ручка устройства аварийного сброса крышки люка закрыта декоративной прозрачной крышкой Г-образной в сечении формы;

в-двенадцатых, наружный привод расстопорения фиксаторов крышки устройства аварийного сброса крышки выполнен в виде двух дугообразных, близких к Т-образным в сечении в горизонтальной плоскости и - образных в сечении в вертикальной плоскости ручек, каждая из которых снабжена уплотнительной втулкой, установлена с возможностью горизонтального перемещения с наружной стороны наружной рамки между механизмами открывания/закрывания крышки, расположенными на длинной стороне люка, и соединена тросовыми тягами с ближайшей ручкой внутреннего привода расстопорения фиксаторов крышки и с двумя ближайшими стопорными шплинтами;

в-тринадцатых, ребра жесткости крышки выполнены в виде двух широких поперечных выступов корытообразной формы параллельных друг другу и коротким сторонам люка;

в-четырнадцатых, устройство аварийного сброса крышки снабжено страховочным фалом, соединяющим крышку и наружную рамку для защиты крышки от потери после ее отбрасывания при аварии;

в-пятнадцатых, в первом варианте исполнения (для обычных транспортных средств) крышка выполнена из серого непрозрачного

материала типа пластика АБС, во втором варианте исполнения (например, для транспортных средств повышенной комфортности) крышка выполнена из черного полупрозрачного материала типа полиэтилена ПЭТГ, а в третьем варианте исполнения (для специальных машин типа "Скорой помощи") крышка выполнена из белого матового светопропускающего материала на базе полиэтилена ПЭТГ.

Введение новых узлов и элементов, а также особое выполнение уже имеющихся узлов и элементов позволяют существенно сократить массогабаритные характеристики и повысить надежность и удобство эксплуатации аварийно-вентиляционного люка, расширить область использования люков такого типа и существенно повысить технологичность монтажа таких люков на крыши кузовов транспортных средств на автомобильных сборочных конвейерах.

Предлагаемая полезная модель пояснена чертежами, на которых:

- на Фиг.1 изображен вид сверху, спереди и с правого бока заявляемого аварийно-вентиляционного люка в закрытом положении;

- на Фиг.2 изображен вид спереди заявляемого аварийно-вентиляционного люка в закрытом положении;

- на Фиг.3 изображен вид снизу люка в закрытом положении;

- на Фиг.4 изображен вид снизу, спереди и с левого бока люка в закрытом положении;

- на Фиг.5 изображен вид снизу на люк со снятой облицовкой для показа механизмов открывания/Закрывания крышки люка;

- на Фиг.6 изображен вид снизу и с правого бока люка в открытом положении;

- на Фиг.7 показана ручка механизма открывания/закрывания крышки люка, выполненная за одно целое с плоским вертикальным

штоком с волнообразным копиром фиксатора крышки по бокам;

- на Фиг.8 показана внутренняя ручка устройства аварийного сброса крышки люка, расположенная в нише облицовки и закрытая прозрачной декоративной крышкой с вырезом под палец пользователя;

- на Фиг.9 изображен вид люка снизу;

- на Фиг.10 изображен разрез по А-А на Фиг.9 с закрытой крышкой люка;

- на Фиг.11 изображен разрез по А-А на Фиг.9 с открытой крышкой люка;

- на Фиг.12 изображен разрез по Б-Б на Фиг.9 для показа конструкции наружного аварийного механизма расфиксации и сброса крышки люка;

- на Фиг.13 показаны внутренняя и наружная ручки устройства аварийного сброса крышки люка с тросиками, соединяющими ручки со стопорными шплинтами в положении после аварийного сброса крышки люка после удаления стопорных шплинтов из вертикальных штоков;

- на Фиг.14 показаны внутренняя и наружная ручки устройства аварийного сброса крышки люка с тросиками, соединенными со стопорными шплинтами;

- на Фиг.15 изображена в разрезе по В-В (см. Фиг.10) конструкция фиксатора крышки и вертикальный шток с копирными профилями, взаимодействующими с ползунами-баномами;

- на Фиг.16 изображен вид по стрелке Г (см. Фиг.15) на торец горизонтального направляющего корпуса для показа

расположения опорного штифта - регулятора сжатия пружины ползуна-банома фиксатора;

- на Фиг.17 показан вид снизу на облицовку люка;

- на Фиг.18 показан вид сбоку на облицовку люка;

- на Фиг.19 показан разрез по Д-Д облицовки люка в месте расположения ниши для внутренней аварийной ручки;

- на Фиг.20 показан разрез по Е-Е облицовки люка по ее короткой стороне;

- на Фиг.21 показана базовая наружная рамка со шпильками для ее монтажа;

- на Фиг.22 показана схема крепления наружной рамки со шпильками к внутренней прижимной рамке-фиксатору с помощью специальных гаек с буртиками;

- на Фиг.22 показан вид на люк снизу и сбоку со снятой облицовкой для показа внутренней прижимной рамки-фиксатора и страховочного фала крышки;

- на Фиг.17 показано на виде сверху и сбоку положение крышки люка после ее отбрасывания при аварийной ситуации с ее фиксацией относительно рамки с помощью страховочного фала.

Предлагаемый аварийно-вентиляционный люк крыши 1 (см. Фиг.22) кузова малотоннажного грузопассажирского транспортного средства содержит крышку 2 с двумя широкими корытообразными, параллельными друг другу и короткой стороне люка поперечными ребрами жесткости 3, установленную на уплотнении 4 (см. Фиг.11) - образной в сечении формы, размещенном на несущей базовой наружной рамке 5 (см. Фиг.11), выполненной из - образного в сечении профиля из алюминия или пластмассы, установленной в проеме крыши 1 кузова на герметике 6 (см.

Фиг.22) и снабженной набором жестко закрепленных в ней вертикальных резьбовых шпилек 7, равномерно распределенных по периметру наружной рамки 5 и направленных вниз.

Изнутри салона напротив наружной рамки 5 установлена (см. Фиг.22, 23) внутренняя прижимная - образная в сечении рамка-фиксатор 8 с набором ответных отверстий для прохода резьбовых шпилек 7 наружной рамки 5 для ее закрепления с помощью специальных гаек 9.

Имеются также четыре ручных механизма открывания/закрывания крышки 2 (см. Фиг.5, 14, 23) с ограничителями 10 ее подъема при вентиляции салона, расположенные попарно на длинных сторонах люка и симметрично относительно его углов.

Кроме этого, имеются четыре фиксатора крышки 2 в ее рабочих положениях, устройство аварийного сброса крышки 2 с внутренним и наружным приводами расстопорения фиксаторов крышки 2 и защитно-декоративная облицовка 11 (см. Фиг.4, 6, 8, 17, 18, 19, 20), выполненная, например, из пластмассы.

Каждый механизм открывания/закрывания крышки 2 содержит ручку, состоящую из направленной вниз и в сторону длинной стороны люка рожкообразной фигурной с эргономически комфортным профилем рукоятки 12 (см. Фиг.4, 5, 7, 8, 10) с ребристой поверхностью на боковых сторонах, образованной перемычками между прямоугольными в сечении впадинами 13, равномерно расположенными по дуге рожкообраэной рукоятки 12, и плоского горизонтального основания 14 прямоугольной формы, неподвижно Закрепленного на крышке 2, к которому под углом в 90 градусов неподвижно прикреплен (выполнен цельно, заодно) вертикальный шток 15, выполненный в виде плоской пластины, установленной с возможностью вертикального перемещения при подъеме всей крышки 2 при ее полном открывании и дополнительного наклона вбок при подъеме крышки 2 только

с одной стороны при ее частичном открывают в вертикальном пазу горизонтального направляющего корпуса 16 (см. Фиг.5, 10, 15), выполненного в форме параллелепипеда и неподвижно прикрепленного к внутренней стороне наружной рамки 5, например, с помощью кронштейна 17 - образной в сечении формы (см. Фиг.5, 10).

Основание 4 ручки крепится к крышке 2, например, с помощью накладок 18 и самонарезающих винтов 19 (см. Фиг.11).

Все четыре фиксатора крышки 2 в ее рабочих положениях размещены в горизонтальных направляющих корпусах 16 вертикальных штоков 15 механизмов открывания/закрывания крышки 2, при этом, каждый фиксатор крышки 2 снабжен копиром 20 в виде двух волнообразных профилей (см. Фиг.7, 15), выполненных на обоих узких боковых сторонах соответствующего вертикального штока 15.

Кроме этого, внутри горизонтального напрвляющего корпуса 16 вдоль его оси симметрии выполнено сквозное продольное цилиндрическое отверстие, в котором симметрично навстречу друг другу установлены с возможностью продольного перемещения два грибовидных ползуна-банома 21 (см. Фиг.15) с полостями внутри, с цилиндрическими хвостовиками и с головками, имеющими полу сферические рабочие части, плавно переходящие в цилиндрические части, при этом контуры рабочих частей головок совпадают с контурами впадин волнообразных профилей копира 20.

Полусферические рабочие части головок ползунов-баномов 21 выполнены взаимодействующими с соответствующими копирными поверхностями на вертикальном штоке 15, при этом каждый ползун-баном 21 подпружинен относительно вертикального штока 15 с помощью пружины 22 и опорного, разрезанного по всей длине, пустотелого цилиндрического упругого штифта 23 (регулятора сжатия пружины 22), установленного в одно из поперечных отверстий, выполненных в горизонтальном направляющем корпусе 16 около его горцев перпендикулярно оси продольного отверстия

(см. Фиг.15) на разных расстояниях от центра горизонтального направляющего корпуса 16.

Каждый ограничитель 10 подъема крышки 2 при вентиляции салона механизма открывания/закрывания крышки выполнен в виде упругого съемного стопорного шплинта - образной формы, установленного в отверстии, выполненном в торце вертикального штока 15 параллельно его широкой стороне (см. Фиг.14, 23).

Внутренний привод расстопорения фиксаторов крышки 2 устройства аварийного сброса крышки 2 выполнен в виде двух Т-образных ручек 24 (см. Фиг.8, 13) с овальными опорами 25 с дугообразными плечиками с ребристой поверхностью 26 с наружной стороны, каждая из которых установлена под прозрачной Г-образной в сечении крышкой 27 (см. Фиг.8) с возможностью вертикального перемещения в нише защитно-декоративной облицовки 11 между механизмами открывания/закрывания крышки 2 люка, расположенными на длинной стороне люка, и соединена тросовыми тягами 28 (см. Фиг.13, 14) с двумя ближайшими стопорными шплинтами 10.

Наружный привод расстопорения фиксаторов крышки 2 устройства аварийного сброса крышки выполнен в виде двух дугообразных, близких к Т-образным в сечении в горизонтальной плоскости и - образных в сечении в вертикальной плоскости ручек 29 (см. Фиг.2, 12, 13), каждая из которых снабжена уплотнительной втулкой 30, установлена с возможностью горизонтального перемещения с наружной стороны рамки 5 между механизмами открывания/закрывания крышки, расположенными на длинной стороне люка, и соединена тросовыми тягами 31 с ближайшей ручкой 24 внутреннего привода расстопорения фиксаторов крышки 2 и с двумя ближайшими стопорными шплинтами 10.

Устройство аварийного сброса крышки 2 снабжено страховочным фалом 32 (ремнем), соединяющим крышку 2 и рамку 5 для защиты крышки 2 от потери после ее отбрасывания при аварии (см.Фиг.23, 24).

К дополнительным положительным качествам предлагаемой конструкции люка относится возможность многовариантности исполнения крышки люка для разных типов транспортных средств.

Например, для обычных недорогих транспортных средств для массового применения целесообразно выполнять крышку из серого непрозрачного материала типа пластика АВС.

Для более элегантных моделей транспортных средств крышку можно выполнять из черного полупрозрачного материала типа полиэтилена ПЭТГ.

Для специальных машин типа "Скорой помощи" крышку лучше всего выполнять из белого матового светопропускающего мариала на базе полиэтилена ПЭТГ.

Предлагаемый аварийно-вентиляционный люк крыши кузова малотоннажного грузопассажирского транспортного средства эксплуатируется следующим образом.

Перед началом эксплуатации в процессе сборки узлов люка производят тарировку усилия срабатывания каждого фиксатора крышки 2 в ее рабочих положениях, подбирая нужную жесткость цилиндрической пружины 22, поджимающей ползун-баном 21, путем подбора отверстия на нужном расстоянии от центра горизонтального направляющего корпуса 16 для установки штифта-регулятора 23.

В процессе сборки люка на конвейере при монтаже люка на крыше 1 кузова транспортного средства в проем крыши 1 снаружи на слое герметика 6 устанавливается базовая наружная рамка 5 с торчащими вниз резьбовыми шпильками 7, а изнутри навстречу рамке 5 устанавливается внутренняя прижимная рамка-фиксатор 8 с заходом резьбовых шпилек 7 в соответствующие ответные отверстия рамки-фиксатора 8, после чего на резьбовые шпильки 7 навертывают специальные гайки 9 с буртиками.

После этого все узлы люка устанавливают на место, ограничители - стопорные шплинты 10 вставляют в торцы направляющих штоков 15, все

механизмы, кроме их органов управления, закрывают защитно-декоративной облицовкой 11 и люк готов к немедленной эксплуатации.

Для обеспечения вентиляции салона люк можно открывать как полностью, нажимая попарно на рукоятки 12 и поднимая крышку 2 до упора ограничителей - стопорных шплинтов 10 в горизонтальный направляющий корпус 16, так и частично - с надежной дискретной фиксацией крышки 2 в ее любом промежуточном положении с помощью подпружиненных ползунов-баномов 21 и копира 20 на вертикальном штоке 15. При этом, фиксаторы крышки 2 дискретно фиксируют ее положение в зависимости от количества впадин на профилях копира 20, например, в трех позициях: "закрыто", "полуоткрыто" и "открыто".

В случае аварии при помощи либо аварийных внутренних 24 ручек с тросовыми тягами 28 (с предварительно выломанных пальцами, вставленными в специальные отверстия 33 (см. Фиг.8), декоративных крышек 27) или наружных 29 ручек с тросовыми тягами 31 выдергивают все стопорные шплинты 10, освобождая тем самым выход вертикальных штоков 15 с копирами 20 фиксаторов из горизонтальных направляющих корпусов 16, после чего крышку 2 просто приподнимают и отбрасывают в сторону, где она повисает на страховочном фале 38. После этого люк готов к немедленной эвакуации людей из салона транспортного средства.

Использование заявляемой полезной модели позволяет:

1. Повысить надежность работы аварийно-вентиляционного люка крыши кузова малотоннажного грузопассажирского транспортного средства и снизить его массогабаритные характеристики путем упрощения его конструкции и снижения количества высоконагруженных деталей при обеспечении высокой степени герметичности конструкции, преимущественно За счет обеспечения оптимальной жесткости крышки в сочетании с оригинальной конструкцией уплотнения рамки.

2. Обеспечить значительное повышение производительности труда при изготовлении компонентов люка и его сборке, обеспечить снижение его себестоимости и повышение срока службы.

3. Обеспечить многовариантность исполнения крышки люка путем использования для изготовления крышки различных материалов для повышения комфортности для пользователей самых разнообразных транспортных средств.

4. Повысить технологичность изготовления люка за счет обеспечения конвейерной сборки люков непосредственно в процессе конвейерной сборки транспортных средств без необходимости предварительного сверления посадочных отверстий в крыше кузова транспортного средства для последующей установки и закрепления элементов люка при сборке.

5. Обеспечить минимально возможную толщину пакета крыши кузова транспортного средства, необходимую в месте установки для быстрого монтажа и надежного закрепления люка предлагаемой конструкции.

6. Повысить удобство пользования люком путем выполнения ручек управления работой люка компактными и в то же время в эргономически комфортном исполнении с учетом профиля руки пользователя и небольшого пространства салона кузова малотоннажного грузопассажирского транспортного средства.

7. Обеспечить травмобезопасность людей при опрокидывании транспортного средства путем размещения травмоопасных элементов механизмов открывания/закрывания крышки под защитным кожухом - декоративной облицовкой.

1. Аварийно-вентиляционный люк крыши кузова малотоннажного грузопассажирского транспортного средства, содержащий размещенные на прямоугольной рамке, установленной на крыше кузова, корытообразную прямоугольную крышку с ребрами жесткости, два механизма открывания/закрывания крышки с ограничителями подъёма крышки при вентиляции салона, два фиксатора крышки, устройство аварийного сброса крышки с внутренним и наружным приводами расстопорения фиксаторов крышки и защитно-декоративную облицовку, отличающийся тем, что крышка выполнена в виде объемной двухступенчатой усеченной пирамиды, рамка 5 по форме выполнена так, как это показано на фиг.11, из алюминиевого или пластмассового профиля, установлена снаружи в проеме крыши кузова и снабжена набором жестко закрепленных в ней вертикальных резьбовых шпилек, равномерно распределенных по периметру рамки и направленных вниз, изнутри салона напротив наружной рамки установлена внутренняя прижимная L-образная рамка-фиксатор с набором ответных отверстий для прохода резьбовых шпилек наружной рамки для ее закрепления с помощью специальных гаек с буртиками, между крышкой и наружной рамкой по всему периметру размещено уплотнение 4, по форме выполненное так, как это показано на фиг.11, дополнительно введены два механизма открывания/закрывания крышки, причем все четыре механизма открывания/закрывания крышки расположены попарно на длинных сторонах люка и симметрично относительно его углов, каждый механизм открывания/закрывания крышки содержит ручку, состоящую из направленной вниз и в сторону длинной стороны люка рожкообразной фигурной с эргономически комфортным профилем рукоятки с ребристой поверхностью на боковых сторонах, образованной перемычками между прямоугольными в сечении впадинами, равномерно расположенными по дуге рожкообразной рукоятки, и плоского горизонтального основания прямоугольной формы, неподвижно закрепленного на крышке, к которому под углом в 90° неподвижно прикреплен (выполнен за одно целое) вертикальный шток, выполненный в виде плоской пластины, установленной с возможностью вертикального перемещения при подъеме всей крышки при ее полном открывании и дополнительного наклона вбок при подъеме крышки только с одной стороны при ее частичном открывании в вертикальном пазу горизонтального направляющего корпуса, выполненного в форме параллелепипеда и неподвижно прикрепленного к внутренней стороне наружной рамки, например, с помощью кронштейна 17, по форме выполненного так, как это показано на фиг.10, дополнительно введены два фиксатора крышки в ее рабочих положениях, причем все четыре фиксатора размещены в горизонтальных направляющих корпусах с вертикальными пазами для вертикальных штоков механизмов открывания/закрывания крышки, каждый фиксатор крышки снабжен копиром в виде двух волнообразных профилей, выполненных на обоих узких боковых сторонах соответствующего вертикального штока механизма открывания/закрывания крышки, в горизонтальном направляющем корпусе которого размещен данный фиксатор, при этом внутри горизонтального направляющего корпуса вдоль его оси симметрии выполнено сквозное продольное цилиндрическое отверстие, в котором симметрично навстречу друг другу установлены с возможностью продольного перемещения два грибовидных ползуна с полостями внутри, с цилиндрическими хвостовиками и с головками, имеющими полусферические рабочие части, плавно переходящие в цилиндрические части, причем контуры полусферических рабочих частей головок совпадают с контурами впадин волнообразных профилей копира, кроме этого, полусферические рабочие части головок ползунов выполнены взаимодействующими с соответствующими копирными поверхностями на вертикальном штоке, при этом каждый ползун подпружинен относительно штока с помощью пружины и опорного, разрезанного по всей длине пустотелого цилиндрического упругого штифта-регулятора сжатия пружины, установленного в одно из поперечных отверстий, выполненных в горизонтальном направляющем корпусе около его торцев перпендикулярно оси продольного отверстия на разных расстояниях от центра горизонтального направляющего корпуса, каждый ограничитель подъема крышки выполнен в виде упругого съемного стопорного шплинта 10, по форме выполненного так, как это показано на фиг.14, установленного в отверстии, выполненном в торце вертикального штока параллельно его широкой стороне.

2. Аварийно-вентиляционный люк по п.1, отличающийся тем, что внутренний привод расстопорения фиксаторов крышки устройства аварийного сброса крышки выполнен в виде двух Т-образных ручек с овальными опорами и с дугообразными плечами с ребристой поверхностью с наружной стороны, каждая из которых установлена с возможностью вертикального перемещения в нише защитно-декоративной облицовки между механизмами открывания/закрывания крышки люка, расположенными на длинной стороне люка, и соединена тросовыми тягами с двумя ближайшими стопорными шплинтами.

3. Аварийно-вентиляционный люк по п.2, отличающийся тем, что каждая внутренняя ручка устройства аварийного сброса крышки люка закрыта декоративной прозрачной крышкой Г-образной в сечении формы.

4. Аварийно-вентиляционный люк по п.2, отличающийся тем, что наружный привод расстопорения фиксаторов крышки устройства аварийного сброса крышки выполнен в виде двух дугообразных, близких к Т-образным в сечении в горизонтальной плоскости ручек 29, каждая из которых по форме выполнена так, как это показано на фиг.12, снабжена уплотнительной втулкой, установлена с возможностью горизонтального перемещения с наружной стороны наружной рамки между механизмами открывания/закрывания крышки, расположенными на длинной стороне люка, и соединена тросовыми тягами с ближайшей ручкой внутреннего привода расстопорения фиксаторов крышки и с двумя ближайшими стопорными шплинтами.

5. Аварийно-вентиляционный люк по п.1, отличающийся тем, что устройство аварийного сброса крышки снабжено страховочным фалом, соединяющим крышку и наружную рамку для защиты крышки от потери после ее отбрасывания при аварии.

6. Аварийно-вентиляционный люк по п.1, отличающийся тем, что ребра жесткости крышки выполнены в виде двух широких поперечных выступов корытообразной формы, параллельных друг другу и коротким сторонам люка.

7. Аварийно-вентиляционный люк по п.1, отличающийся тем, что крышка выполнена из серого непрозрачного материала типа пластика АБС.

8. Аварийно-вентиляционный люк по п.1, отличающийся тем, что крышка выполнена из черного полупрозрачного материала типа полиэтилена ПЭТГ.

9. Аварийно-вентиляционный люк по п.1, отличающийся тем, что крышка выполнена из белого матового светопропускающего материала на базе полиэтилена ПЭТГ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мототранспортным средствам передвижения к снегоходам

Модульная насосная станция водоснабжения, относится к системам противопожарного водоснабжения, отличается от известных тем, что площадка обслуживания и лестница размещены внутри цилиндрической емкости для воды, лестница установлена на всю высоту цилиндрической емкости для воды, а привод управления отсекающей задвижкой размещен на площадке обслуживания.

Замковое соединение для монтажа и крепления трехслойных кровельных сэндвич-панелей относится к области строительства, а именно к элементам строительных конструкций, предназначенным для возведения кровли
Наверх