Тележка с самоустанавливающимися колесами и стопорным устройством для них

 

Полезная модель относится к безрельсовому транспорту, в частности к ручным тележкам с колесами, установленными в поворотных вилках и устройствами для стопорения вилок и торможения колес. Цель полезной модели - повышение удобства эксплуатации и быстродействия. Указанная цель достигается тем, что тележка, содержащая раму с цилиндрическими кронштейнами и поворотные вилки с колесами и шкворнями, закрепленными в кронштейнах рамы, снабжена втулками, по числу колес, установленными на кронштейнах и охватывающими их, с возможностью поворота и перемещения в осевом направлении, на каждой втулке в нижней части имеется торцевой вилочный выступ и L-образный паз, а на вилках и кронштейнах - штыри, взаимодействующие с выступами и пазами втулок.

Указанная цель может быть реализована также техническими решениями, предлагаемыми в вариантах тележки. Вариант тележки со втулками с L-образными пазами, в которых горизонтальные участки выполнены винтовыми для самоторможения втулок в нерабочем положении. Вариант тележки со втулками, каждая из которых снабжена вторым вилочным выступом, расположенным под углом 90° к первому и диаметрально противоположным второму - клиновидным выступом, взаимодействующим с колесами, при этом пазы во втулках выполнены U-образными. Вариант тележки со втулками, в которых выполнены отверстия для воротка, используемого при повороте втулок. Вариант тележки со штырями, имеющими резьбовые концы и гайками, фиксирующими втулки в крайних положениях. Осуществление полезной модели позволит получить тележку с самоустанавливающимися колесами, в которой, благодаря стопорному устройству, возможно стопорение вилок поворотных

колес от поворота вокруг вертикальной оси, как без торможения, так и с торможением колес, при этом стопорное устройство просто в изготовлении и удобно при эксплуатации.

Полезная модель относится к безрельсовому транспорту, в частности к ручным тележкам с колесами, установленными в поворотных вилках и устройствами для стопорения вилок и торможения колес.

Цель полезной модели повышение удобства эксплуатации и быстродействия.

Уровень техники

Известны колеса, установленные в поворотных вилках с возможностью вращения на стержнях или на площадках вокруг вертикальной оси. (ГОСТ 11112-70 "Колеса с массивными резиновыми шинами безрельсового транспорта", тип II, исполнения А, Б и В) [1].

Известные колеса позволяют получить большую маневренность при применении в ручных тележках, однако их конструкцией не предусмотрено ни стопорение поворотных вилок, ни торможение самих колес.

Известен тормоз для повозок, состоящий из тормозной колодки, соединенной стяжкой с осью колеса и закрепляемой на поворотной дуге. (А.С. СССР №39590, кл. 63 а, 45, заявл. 21.07.1933 г. и опубл. 31.10.1934 г.) [2].Торможение производится прижимом колодки к ободу колеса.

Известно также тормозное приспособление для повозок, состоящее из башмаков, тормозящих колеса под собственным весом и поднимающихся вверх при воздействии на них троса от педали управления через тягу, хомут и эксцентрик на оси колес.(А.С. СССР №31224, кл. 63 а, 48, заявл. 09.05.1932 г. и опубл. 31.07.1933 г.) [3].

Известные устройства [2 и 3], при применении для поворотных колес, не позволяют фиксировать вилки последних от поворота вокруг вертикальной оси.

Известно стопорное устройство ручной тележки, содержащее, установленный на поворотной вилке (кронштейне) колеса корпус, внутри которого размещен толкатель с тормозной колодкой, подпружиненный ролик, фиксирующий толкатель в крайних положениях, а также педаль, выводящяя упомянутый ролик из состояния заклинивания. (А.С. СССР №943061, МКИ3 В62В 5/04, 1980 г., опубл. Бюл. №26, 1982 г.) [4].

Торможение поворотного колеса осуществляется тормозной колодкой при нажатии на буртик толкателя, при этом толкатель фиксируется роликом, а при расторможении разблокируется педалью и возвращается в исходное (не рабочее) положение под действием пружины.

Известна тележка, содержащая ходовые колеса с кронштейнами, рукоятку, шарнирно закрепленную на кронштейне и снабженную устройством с тормозным элементом, в нижней части кронштейна закреплен упор для взаимодействия его с рукояткой в ее крайнем верхнем положении, а тормозной элемент закреплен на рукоятке с возможностью упора в обод колеса в ее крайнем нижнем положении. (А.С. СССР №1167093, МКИ4 В62В 5/04, 1984 г., опубл. Бюл. №26, 1985 г.) [5].

Торможение колес происходит при воздействии тормозного элемента (упругой изогнутой пластины) при опущенной рукоятке, а расторможение при поднятой рукоятке и отходом упомянутого тормозного элемента от обода колеса.

Известно тормозное устройство тележки с рукояткой и колесами на кронштейнах, содержащее секторную пластину, жестко прикрепленную к рукоятке и подпружиненный рычаг, установленный на кронштейне, при этом секторная пластина связана с рычагом гибкой тягой, а тормозной элемент в виде зуба закреплен на рычаге и взаимодействует с зубчатым колесом, закрепленном на ходовом колесе.(А.С. СССР №1006295, МКИ3 В62В 5/04, 1981 г., опубл. Бюл. №11, 1983 г.) [6].

Торможение происходит опусканием рукоятки вниз, при этом секторная пластина через гибкую тягу воздействует на рычаг и, соответственно на тормозной элемент (зуб), а последний входит в зацепление с зубчатым колесом, закрепленном на ходовом колесе.

Недостатком известных устройств [4-6] является отсутствие стопорения вилок поворотных колес от поворота вокруг вертикальной оси.

Известны стопорные устройства тележек с самоустанавливающимися колесами, каждое из которых содержит колеса в вилках с возможностью поворота вокруг вертикальной оси на полых шкворнях, в последних установлены толкатели с тормозными колодками и имеются фрикционные тормозные узлы, препятствующие повороту вилок, при этом воздействие на упомянутые узлы и толкатели с колодками осуществляется от одного привода. (А.С. СССР №277566, кл. 63 b, 7, 1969 г., опубл. Бюл. №24, 1970 г.) [7], (А.С. СССР №698822, МКИ2 В62В 5/04, 1976 г., опубл. Бюл. №43, 1979 г.) [8] и (А.С. СССР №1500540, МКИ4 В62В 5/04, 1987 г., опубл. Бюл. №30, 1989 г.) [9].

Торможение колес в известных устройствах осуществляется воздействием привода на толкатели и, соответственно на колодки, взаимодействующие с колесами, а торможение вилок - фрикционными узлами, срабатывающими одновременно с толкателями от одного привода.

Недостатками известных устройств [7-9] являются невозможность раздельного торможения вилок без торможения

колес, а также невозможность неподвижной (жесткой) фиксации упомянутых вилок, а только их фрикционное торможение.

Известна ручная тележка, содержащая раму с колесами, установленными в поворотных вилках и фиксаторы последних, каждый из которых состоит из полого цилиндра, закрепленного на раме, в цилиндре выполнена прорезь и установлен Г-образный стержень со стопором, для ограничения перемещения в цилиндре, и упором для взаимодействия с прорезью, и при этом в вилках выполнены отверстия для входа Г-образных стержней. (А.С. СССР №630114, МКИ2 В62В 3/02, 1977 г., Бюл.№40,1978 г.) [10].

Стопорение (жесткая фиксация) поворотных вилок осуществляется введением Г-образных стержней в отверстия последних, причем упоры упомянутых стержней при повороте входят в зацепление с прорезями цилиндров и исключают поворот вилок вокруг вертикальной оси.

Недостатком известной конструкции является невозможность торможения колес.

Известен тормоз для тележки с самоустанавливающимися колесами, содержащий колесо, установленное в вилке с возможностью поворота вокруг вертикальной оси на полом шкворне, в последнем установлен шток с возможностью вертикального перемещения, на нижнем конце которого жестко закреплена тормозная колодка, а в вилке размещен резиновый тормозной вкладыш, причем колодка и вкладыш имеют глобоидальные поверхности, а также привод штока в виде винтового механизма. (А.С. СССР №679460, МКИ2 В62В 5/04, 1977 г., опубл. Бюл. №30, 1979 г.) [11].

Одновременное стопорение вилок и торможение колес происходит при опускании штока с тормозной колодкой с помощью винтового механизма, при этом тормозная колодка контактирует одной стороной с поверхностью колеса, а другой, глобоидальной - с глобоидальной поверхностью резинового вкладыша на корпусе вилки.

Известно тормозное устройство для самоустанавливающихся колес, содержащее подпружиненный кронштейн с тормозной колодкой на одном конце, закрепленный на поворотной вилке колеса, две, связанные между собой, педали (торможения и расторможения), установленные шарнирно на вилке и кронштейне, направляющие с подвижным вдоль них пальцем и зубчатое колесо, установленное на оси поворота вилки и взамодействующее с последним. (А.С. СССР №988626, МКИ3 В62В 5/04, 1981 г., опубл. Бюл. №2, 1983 г.) [12].

При нажатии педали торможения кронштейн с тормозной колодкой прижимается к поверхности колеса и тормозит его, в то же время конец пальца, под действием стержня входит во впадину зубчатого колеса и стопорит вилку от поворота вокруг вертикальной оси, а педаль расторможения поднимается вверх. Для расторможения - нажимают на соответствующую педаль, при этом происходит разблокировка вилки и освобождение колеса, а педаль торможения поднимается вверх.

Недостатками известных устройств [11 и 12] являются невозможность раздельного стопорения вилки без торможения колеса, а также сложность конструкции [12].

Известно стопорное устройство тележки с самоустанавливающимися колесами, содержащее колесо, установленное в вилке с возможностью поворота вокруг вертикальной оси втулки, закрепленной на раме тележки. В средней части втулки имеются прямоугольное отверстие, в которое помещен клин и винт -маховик с двумя резьбами - правой и левой. Между щеками вилки при помощи оси установлен рычаг с тормозной колодкой, подпружиненной в направлении от колеса. Кроме того, нижняя торцовая поверхность втулки и взаимодействующая с ней поверхность клина имеют зубчатые насечки. (А.С. СССР №906771, МКИ3 В62В 5/04, 1980 г., опубл. Бюл. №7, 1982 г.) [13].

При вращении винт-маховика одна из его резьб вкручивается в корпус вилки, а другая выкручивается из клина, при этом последний поступательно перемещается и, взаимодействуя своими зубчатыми насечками с насечками на торце втулки,

затормаживает вилку от поворота вокруг вертикальной оси. При дальнейшем движении клин второй поверхностью через рычаг прижимает колодку к ободу колеса и затормаживает его. Для растормаживания колеса и вилки винт-маховик вращают в обратную сторону, при этом клин задвигается в отверстие вилки и освобождает сначала рычаг с колодкой, которая под действием пружины отходит от колеса, а затем и выходит из зацепления с зубчатыми насечками втулки и обеспечивает возможность вращения последней вокруг вертикальной оси.

Известное устройство обеспечивает возможность раздельного торможения вилок от поворота вокруг вертикальной оси без торможения колес и одновременное торможение и вилок и колес, однако не позволяет жестко фиксировать вилки от поворота. Кроме того, при транспортировке на открытом пространстве, под действием различных факторов - погодных условий, грязи и т.д. возможен неполный отход тормозной колодки от колеса, и как следствие притормаживание колес.

Известна тележка с самоустанавливающимися колесами по [10], содержащая раму с колесами в поворотных вилках и фиксаторы, установленные на раме. Фиксатор представляет собой цилиндр, в котором установлены Г-образный стержень, пружина и упорное кольцо, закрепленное на стержне упором (штифтом). В вилках имеются отверстия для входа Г-образных стержней. На цилиндре выполнена прорезь Г-образной формы, по которой перемещается упор при различных положениях Г-образного стержня, а также дополнительный винтовой паз с гнездами, взаимодействующий с упомянутым упором. Кроме того, Г-образный стержень своим нижним концом взаимодействует с подвижной планкой, установленной на вилке со стороны колеса с помощью подпружиненных винтов. Планка выполнена с профилированной поверхностью и взаимодействует с колесами при торможении (А.С. СССР №1527066, МКИ4 В62В 5/04, 3/02, 1988 г., опубл. Бюл. №45, 1989 г.) [14].

В исходном положении, при движении тележки Г-образный стержень поднимают, пружина сжимается, а упор размещается в верхней части прорези цилиндра, при этом вилка свободно вращается в раме. Для фиксации вилки совмещают ее отверстие с Г-образным стержнем и разворачивают последний, упор под действием пружины смещается, стержень входит в отверстие вилки и исключает ее поворот вокруг вертикальной оси. Для одновременной фиксации вилки и колеса перемещают стержень, и соответственно упор из прорези в винтовой паз, при этом торец стержня воздействует на планку, сжимая пружины и прижимает последнюю к ободу колеса, а упор фиксируется в гнездах винтового паза.

Известная тележка устраняет недостаток [10], т.е. позволяет стопорить вилки от поворота вокруг вертикальной оси, без торможения колес, а также одновременно стопорить и вилки и тормозить колеса от поворота вокруг горизонтальной оси.

Недостатками известной тележки являются сложность конструкции (три упругих элемента, подвижная планка и т.д.), а также возможность не полного отхода тормозной планки из-за потери пружинами своих свойств, под действием различных факторов - усталости, погодных условий, попадания грязи и т.д., и как следствие притормаживание колес при транспортировке тележки.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемой выбрана ручная тележка по Авторскому свидетельству СССР №1194752, МКИ4 В62В 3/02, 1984 г., опубл. Бюл. №44, 1985 г. [15].

Тележка, выбранная в качестве прототипа содержит раму с кронштейнами и поворотные вилки с колесами и шкворнями, закрепленными в кронштейнах рамы с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, в кронштейнах выполнены пазы, взаимодействующие с соответствующими поверхностями поворотных вилок, а также стаканы, охватывающие шкворни, для установки над упомянутыми кронштейнами или в пазах последних.

Для крепления шкворней могут применяться втулки со съемными пальцами.

Работа с тележкой-прототипом производится следующим образом.

При необходимости иметь два поворотных и два неповоротных колеса две вилки с колесами устанавливают со стаканами на шкворнях в пазах кронштейнов и закрепляют втулками со съемными пальцами, две другие вилки с колесами также устанавливают в пазах кронштейнов со стаканами на шкворнях и закрепляют втулками со съемными пальцами, при этом для поворотных колес кронштейны устанавливают в верхнем положении на раме, а для неповоротных - в нижнем положении на раме.

Тележка-прототип кроме, описанного выше, позволяет получать различные варианты конструкции с четырьмя поворотными и четырьмя неповортными колесами, но имеет ряд недостатков:

- сложность изменения функционального назначения колес, т.е. переход от поворотных к неповоротным, включающий в себя перестановку кронштейнов на раме из верхнего положения в нижнее и стаканов - из-под кронштейнов наверх кронштейнов, и, как следствие недостаточное быстродействие и неудобство эксплуатации;

- невозможность перестановки кронштейнов и стаканов тележки с грузом или без него, без дополнительных грузоподъемных приспособлений, например домкратов;

- отсутствие функции торможения колес.

Целью полезной модели является повышение удобства эксплуатации и быстродействия.

Поставленная цель достигается тем, что тележка, содержащая раму с кронштейнами и поворотные вилки с колесами и шкворнями, закрепленными в кронштейнах рамы, снабжена втулками, по числу колес, установленными на кронштейнах

с возможностью поворота и перемещения в осевом направлении, причем на каждой втулке имеется вилочный выступ и L-образный паз, а на вилках и кронштейнах - штыри, взаимодействующие с выступами и пазами втулок.

Кроме того, указанная цель может быть реализована техническими решениями, предлагаемыми в вариантах тележки.

Вариант со втулками, в которых горизонтальные участки пазов выполнены винтовыми, при этом угол винтовой линии меньше угла трения штырей о стенки упомянутых пазов, для самоторможения втулок в верхнем (не рабочем) положении. (Условие самоторможения. Крайнев А.Ф. Словарь - справочник по механизмам, М., Машиностроение, 1987 г., стр.26, "Байонет" сх.б) [16].

Вариант со втулками, выполненными со вторым вилочным выступом, расположенным под углом 90° к первому и диаметрально противоположным второму - клиновидным выступом, взаимодействующим с колесами, при этом пазы во втулках выполнены U-образными.

Вариант втулок с отверстиями для облегчения их поворота при помощи воротка.

Вариант со штырями, имеющими резьбовые концы, и гайками, фиксирующими втулки в крайних положениях.

Раскрытие полезной модели

Задача, на решение которой направлена полезная модель заключается в следующем.

Для производства ремонта, регулировки, испытаний и внутрицеховой перевозки блоков, приборов, комплексов и т.п. от одного рабочего места к другому применяются ручные тележки. Для маневренности, в условиях ограниченности проходов в цехах, тележки имеют четыре поворотных (самоустанавливающихся) колеса, установленные в поворотных вилках

со шкворнями, закрепленными в цилиндрических кронштейнах, расположенных под рамой тележки.

В процессе работы возникает необходимость закатывания тележек на стапель или транспортную тележку по наклонным направляющим (аппарелям) и крепления их в горизонтальных направляющих (швеллерах) на стапеле или транспортной тележке. Перед закатыванием тележки вилки поворотных колес ориентируются по ходу движения и колеса занимают положение сзади (относительно хода) вертикальных осей (шкворней) их поворота. При скатывании (заднем ходе) вилки колес не имеют возможности ориентирования по ходу движения (поворота на 180°) из-за ограничения колес боковыми отгибками направляющих и колеса оказываются в положении спереди (относительно хода) вертикальных осей их вращения. Вследствие чего, возникают курсовые колебания колес и их "затирание" и удары о стенки боковых отгибок направляющих. При больших зазорах между стенками отгибок и колесами может возникнуть "заедание" последних, препятствующее их вращению и перемещению тележки.

Колебания и удары колес о стенки отгибок предотвращаются введением стопорения, т.е.исключения вращения вилок с колесами на шкворнях внутри кронштейнов вокруг вертикальной оси, с последующей их разблокировкой после съезда с наклонных направляющих. Кроме того, в отдельных случаях, возникает необходимость в торможении колес, т.е. ограничении вращения вокруг горизонтальной оси с одновременным стопорением вилок, а также в получении вариантов тележек с двумя поворотными, например задними, и двумя неповоротными колесами.

Таким образом, тележка для описанных целей должна иметь возможность стопорения вилок с колесами, т.е. ограничения их вращения вокруг вертикальной оси, как без торможения, так и с одновременным торможением колес, т.е. ограничением их вращения вокруг горизонтальной оси.

Технический результат от осуществления полезной модели, по сравнению с прототипом, заключается в повышении удобства эксплуатации и быстродействия путем исключения операций по перестановке кронштейнов и стаканов, в возможности стопорения вилок поворотных (самоустанавливающихся) колес без разгрузки тележки и применения грузоподъемных механизмов, а также в расширении функциональных возможностей путем введения стопорения вилок с одновременным торможением поворотных колес.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 изображена тележка с самоустанавливающимися колесами и стопорным устройством для них, общий вид;

на фиг.2 - вид А на фиг.1, втулка в нижнем положении, вилка застопорена; на фиг.3 - то же, втулка в верхнем положении, вилка разблокирована; на фиг.4 - то же, вариант втулки с U-образным пазом, вилка разблокирована; на фиг.5 - то же, вариант втулки с U-образным пазом, вилка застопорена, колесо не заторможено; на фиг.6 - то же, вариант втулки с U-образным пазом, вилка застопорена, колесо заторможено; на фиг.7 - разрез Б-Б на фиг.4, вариант втулки с U-образным пазом; на фиг.8 - втулка с U-образным пазом и двумя вилочными и клиновидным выступами.

Тележка состоит из рамы 1, установленных под ней, кронштейнов 2, поворотных вилок 3 с колесами 4 и шкворнями 5, закрепленными в кронштейнах 2 с возможностью поворота, втулок 6, по числу колес 4, установленных на кронштейнах 2 с возможностью поворота и перемещения в осевом направлении, на каждой втулке 6 имеется вилочный выступ 7 и L-образный паз 8, а на кронштейнах 2 и вилках 3 - штыри 9 и 10, взаимодействующие с выступами 7 и пазами 8 втулок 6.

Кроме того, в варианте тележки (фиг.2) горизонтальные участки пазов 8 выполнены винтовыми и при этом угол винтовой линии меньше угла трения штырей 9 о стенки упомянутых пазов 8, для самоторможения штырей 9. (Условие самоторможения) [16].

В варианте тележки (фиг.4-6) на каждой втулке 6 выполнены второй вилочный выступ 11 под углом 90° к первому и диаметрально противоположный выступу 11 клиновидный выступ 12, взаимодействующий с колесами 4, а пазы 8 выполнены U-образными.

В вариантах тележки на боковой поверхности втулок 6 выполнены отверстия 13 для воротка (на чертеже не показан), используемого при повороте упомянутых втулок 6.

В вариантах тележки штыри 9 на кронштейнах 2 имеют резьбовые концы и гайки 14 для фиксации втулок 6 в крайних положениях.

Работа с тележкой производится следующим образом.

В исходном положении все колеса 4 имеют возможность поворота вокруг горизонтальной оси в поворотных вилках 3, и вокруг вертикальной оси на шкворнях 5 вилок 3 в кронштейнах 2 рамы 1, при этом втулки 6 находятся в верхнем (не рабочем) положении (фиг.3 и 4) и фиксируются штырями 9 в горизонтальных участках пазов 8 путем самоторможения (фиг.3) или при помощи гаек 14 (фиг.4).

Для стопорения, т.е. для ограничения поворота вокруг вертикальной оси любой пары или всех вилок 3 разблокируют втулки 6 и поворачивают их вокруг вертикальной оси (в данном случае - вправо) на штырях 9 кронштейнов 2 до прохождения

горизонтальных участков пазов 8. После совмещения штырей 9 с вертикальными участками пазов 8 перемещают втулки 6 вниз так, чтобы штыри 10 вилок 3 вошли в вилки выступов 7, затем втулки 6 фиксируются под собственной массой (фиг.2) или гайками 14 (фиг.5) за штыри 9 кронштейнов 2.

Таким образом, втулки 6 в нижнем (рабочем) положении, при задействовании выступов 7, ограничивают смещение штырей 9 и 10 относительно друг друга, и, соответственно поворот вилок 3 относительно кронштейнов 2, т.е. исключают поворот колес 4 на вилках 3 вокруг вертикальной оси, при сохранении возможности вращения упомянутых колес вокруг горизонтальной оси. Кроме того, в варианте тележки (фиг.5) дополнительным ограничителем поворота вилок 3 являются выступы 11 и 12, охватывающие последние с двух сторон.

Для торможения, т.е. ограничения поворота вокруг горизонтальной оси одного или всех колес 4 с одновременным стопорением их вилок 3 разблокируют втулки 6 и поворачивают их вокруг вертикальной оси (в данном случае - влево) на штырях 9 кронштейнов 2 до прохождения горизонтальных участков пазов 8. После совмещения штырей 9 с вертикальными участками пазов 8 перемещают втулки 6 вниз так, чтобы штыри 10 вилок 3 вошли в вилки выступов 11, а диаметрально противоположные им выступы 12 - в контакт с поверхностью колес 4 (фиг.6), затем фиксируют втулки 6 гайками 14 за штыри 9 кронштейнов 2 рамы 1.

Таким образом, втулки 6 в нижнем (рабочем) положении, при задействовании выступов 11 и 12, ограничивают смещение штырей 9 и 10 относительно друг друга, и, соответственно поворот вилок 3 колес 4 вокруг вертикальной оси с одновременным торможением, т.е. ограничением поворота последних вокруг горизонтальной оси, при фрикционном взаимодействии выступов 12 с колесами 4. Дополнительным ограничителем поворота вилок 3 является выступ 7 (фиг.6).

Осуществление полезной модели

Разработана и изготовлена конструкция тележки с самоустанавливающимися колесами и стопорным устройством для них.

Тележка состоит из рамы 1, четырех, установленных под ней, кронштейнов 2, четырех поворотных вилок 3 с колесами 4 и шкворнями 5, закрепленными в кронштейнах 2, четырех втулок 6, установленных на кронштейнах 2 и охватывающих их, кроме того, на кронштейнах 2 и вилках 3 имеются фиксирующие штыри 9 и 10.

Конструктивно рама 1 представляет собой сварную площадку из стальных прямоугольных труб 60×30×3 мм по ГОСТ 8546-68, сверху которых установлен стальной лист толщиной 10 мм и размерами 750×1200 мм, на раме 1 смонтировано приспособление (на чертеже не показано) для закрепления груза, а в передней части - шарнирно закреплена ручка (на чертеже не обозначена).

Кронштейны 2 представляют собой стальные цилиндрические полые корпуса диаметром 70 и высотой 100 мм с фланцами толщиной 10 мм для крепления к раме 1 при помощи болтов М8×50 мм, гаек и шайб.

Поворотные вилки 3 представляют собой сварные корпуса из стального листа толщиной 6 мм и размерами 70×70×40 мм, продолжения боковых стенок которых являются щеками длиной 120 мм, в верхней части корпусов установлены, при помощи сварки, шкворни 5 диаметром 30 и длиной 80 мм с резьбовыми концами М24.

Стальные обрезиненные колеса 4 диаметром 150 и шириной 60 мм установлены в щеках вилок 3 на осях диметром 20 мм.

Между кронштейнами 2 и вилками 3 на шкворнях 5 установлены шариковые упорные одинарные подшипники 8206 по ГОСТ 6874-75 с внутренним диаметром 30,2 мм, с наружным

52 и высотой 16 мм. Шкворни 5 закрепляются в полости кронштейнов 2 при помощи гаек М24, шайб и подшипников скольжения, в виде латунных втулок с внутренним диаметром 30,2 мм, наружным - 40 и высотой 30 мм, и имеют возможность вращения вокруг вертикальной оси в упомянутых подшипниках скольжения и упорных подшипниках 8206.

Втулки 6 представляют собой стальные полые цилиндры с внутренним диаметром 70,5 мм, наружным - 85 и высотой 50 мм. В зависимости от варианта исполнения тележки, втулки 6 имеют пазы 8 и отверстия 13 диаметром 10 мм на образующей поверхности, а в нижней части - один выступ 7 или три выступа 7, 11 и 12 высотой 20 мм и шириной 25 мм, при работе контактирующие с колесами 4 и со штырями 9 и 10 диаметром 10 мм, высотой 20 мм и резьбовыми концами М8, установленными на кронштейнах 2 и вилках 3. В конкретном случае, вилки 6 имеют по два вилочных выступа 7 и 11, выполненных под углом 90° друг к другу и по одному клиновидному выступу 12, выполненному диаметрально противоположно выступу 11, и U-образные пазы на образующей поверхности шириной 10 мм с двумя вертикальными участками высотой 25 мм и горизонтальным участком на дуге сектора с углом 90° и радиусом 35 мм. Крайние положения втулок 6 фиксируются гайками - барашками 14 с резьбой М8 по ГОСТ 3032-76, взаимодействующей с резьбой штырей 9 и 10.

Работа с тележкой описана в разделе "Краткое описание чертежей".

Тележка позволяет перевозить грузы массой до 200 кг. и при этом стопорить вилки поворотных (самоустанавливающихся) колес от поворота вокруг вертикальной оси, как без торможения, так и с одновременным торможением колес, т.е. ограничением их (колес) вращения вокруг горизонтальной оси.

1. Тележка с самоустанавливающимися колесами и стопорным устройством для них, содержащая раму с кронштейнами и поворотные вилки с колесами и шкворнями, закрепленными в кронштейнах рамы, отличающаяся тем, что она снабжена втулками по числу колес, установленными на кронштейнах с возможностью поворота и перемещения в осевом направлении, на каждой втулке имеется вилочный выступ и L-образный паз, а на вилках и кронштейнах - штыри, взаимодействующие с выступами и пазами втулок.

2. Тележка по п.1, отличающаяся тем, что горизонтальные участки пазов выполнены винтовыми, при этом угол трения винтовой линии меньше угла трения штырей о стенки упомянутых пазов.

3. Тележка по п.1, отличающаяся тем, что на каждой втулке выполнены второй вилочный выступ под углом 90° к первому и диаметрально противоположный второму - клиновидный выступ, взаимодействующий с колесами, а пазы во втулках выполнены U-образными.

4. Тележка по пп.1-3, отличающаяся тем, что на боковой поверхности каждой втулки выполнены отверстия.

5. Тележка по пп.1-3, отличающаяся тем, что штыри на кронштейнах имеют резьбовые концы и гайки, взаимодействующие с пазами втулок.



 

Похожие патенты:

Стояночный тормоз грузового вагона относится к железнодорожному транспорту, в частности к стояночным тормозам, приводимых в действие вручную.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для уменьшения раскачивания подвешенного на канате груза, перемещаемого мостовыми, козловыми или портальными кранами
Наверх