Компьютерный комплекс обучения телеграфистов
Компьютерный комплекс обучения телеграфистов является техническим средством обучения, построенным на базе ЭВМ, и может быть использован для автоматизации процесса обучения специалистов связи при работе на телеграфных аппаратах. Комплекс состоит из пульта преподавателя, включающего персональный компьютер, дисплей и контроллер, а также оконечных стартстопных телеграфных аппаратов. Контроллер одновременно выполняет роль коммутатора за счет дополнительного введения блока коммутации и съема информации и блоков гальванических развязок и мультиплексоров. Разработанный комплекс может быть применен для самообучения и самоконтроля навыков передачи данных, а также проверки знаний теоретического материала. Предлагаемое устройство компьютерного комплекса позволяет производить непрерывный контроль работы всех обучаемых и производить оперативную и достоверную оценку качества отработки учебных задач каждым обучаемым с представлением на дисплее ПЭВМ или печатающем устройстве количества ошибок, их места и характера, скорости передаваемого текста (в знаках и группах), числа исправлений и т.д. передачи текстов.
Изобретение относится к техническим средствам обучения, построенным на базе ЭВМ, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения специалистов связи при работе на телеграфных аппаратах.
Известно устройство для обучения радиотелеграфистов (ав.св. №1264366), содержащее пульт управления и несколько каналов, каждый из которых состоит из триггера, клавиатуры, счетчиков, блока сравнения, логических устройств, звукового генератора, головного телефона, блока индикации и блока регулирования скорости передачи.
Основными недостатками этого устройства являются техническая сложность, затрудняющая его применение для обучения группы специалистов, трудоемкость в подготовке оборудования к тестированию и, кроме того, устройство не может быть использовано для обучения работе на телеграфных аппаратах.
Известен интерактивный лекционный класс (патент РФ на полезную модель №66583), содержащий пульт преподавателя и индивидуальные устройства тестирования. Пульт преподавателя включает персональный компьютер, дисплей, мультимедийный проектор и преобразователь сигналов. Преобразователь сигналов состоит из блока сопряжения с компьютером, блока сопряжения с индивидуальными устройствами тестирования, программно управляемого коммутатора устройств тестирования и электрически перепрограммируемого постоянного запоминающего устройства. Каждое индивидуальное устройство тестирования выполнено в виде одиночной кнопки.
Основным недостатком рассматриваемого устройства является неприспособленность для обучения передаче на телеграфных аппаратах,
датчиках кода Морзе и телеграфных ключах, а также невозможность генерирования сигналов для обучения приему сообщений.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является класс для обучения телеграфистов и радиотелеграфистов (патент на полезную модель №73527), включающий пульт преподавателя с персональным компьютером, дисплеем, проектором и преобразователем сигналов, содержащим блок сопряжения с индивидуальными устройствами тестирования, программно управляемый коммутатор устройств тестирования, электрически перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство и индивидуальные устройства тестирования, содержащие переключатель режимов работы, головные телефоны, телеграфный аппарат, телеграфный ключ, датчик кода Морзе, устройства сопряжения с преобразователем сигналов с формирователем адресных команд и генератором сообщений.
К недостаткам рассматриваемого класса следует отнести техническую сложность конструкции, большое количество элементов, невозможность применения ко всем типам стартстопных телеграфных аппаратов и отсутствие детального контроля при работе «в линию».
Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание простой, удобной в эксплуатации конструкции для обучения и самообучения телеграфистов с возможностью использования всех типов стартстопных телеграфных аппаратов, а также последующего представления оперативной и достоверной оценки качества работы каждого обучаемого на дисплее или печатающем устройстве с указанием числа ошибок, их места, характера, скорости передаваемого текста (в знаках и группах), числа исправлений и т.д.
Поставленная задача решается с помощью предлагаемого компьютерного комплекса обучения телеграфистов. Комплекс состоит из пульта преподавателя, включающего персональный компьютер (ПЭВМ), дисплей и контроллер, а также оконечных стартстопных телеграфных
аппаратов. При этом контроллер одновременно выполняет роль коммутатора за счет дополнительного введения блока коммутации и съема информации и блоков гальванических развязок и мультиплексоров.
Функционально контроллер состоит из трех основных блоков:
1. Блок коммутации и съема информации предназначен для выбора режима работы подключенных к нему телеграфных аппаратов, а также для преобразования токовых стартстопных посылок в соответствующие импульсы напряжения прямоугольной формы.
2. Блок гальванических развязок предназначен для оптронной развязки входных цепей и цепей последующей обработки сигналов (с напряжением логических уровней цифровых микросхем).
3. Блок мультиплексоров предназначен для коммутации потоков импульсной информации с 32-х входных линий на 4 линии СОМ-порта ПЭВМ с целью последующей обработки.
В качестве ПЭВМ может быть использован любой персональный компьютер с характеристиками не хуже: Монитор: CRT, 15 VIEWSONIC; Системный блок: Процессор Pentium MMX 133 МГц, ОЗУ: SIMM 16 Мб, HDD: SANSUNG 1 Гб, Видеокарта: S3+1 Мб.
Устройство обеспечивает подключение 32-х и более (по мере необходимости) стартстопных телеграфных аппаратов любых типов по стыку С3 ТТ в следующих режимах:
1. Образование 16-ти пар корреспондентов, работающих друг с другом в режиме «симплекс однополюсный».
2. Образование 32-х автономных рабочих мест для отработки учебных задач (контрольных текстов) с оперативной проверкой каждого текста при помощи ПВЭМ.
3. Комбинированный режим комплекса позволяет одновременно части обучаемых работать в режиме «в линию», а другой - в режиме «на себя».
На фиг.1 изображена структурная схема комплекса, где:
1 - ПЭВМ
2 - Дисплей
3 - Контроллер
4 - Стартстопные телеграфные аппараты.
На фиг.2 представлена функциональная схема компьютерного комплекса.
На фиг.3 представлена функциональная схема одного из 32-х каналов блока коммутации и съема информации.
На фиг.4 представлена функциональная схема блока гальванических развязок.
На фиг.5 представлена функциональная схема блока мультиплексоров.
Компьютерный комплекс обучения телеграфистов состоит из пульта преподавателя, включающего ПЭВМ 1, дисплей 2 и контроллер 3, а также оконечные стартстопные телеграфные аппараты 4.
Контроллер 3 содержит три блока: блок коммутации и съема информации 3.1, включающий делитель и переключатель режимов работы; блок гальванических развязок 3.2, состоящий из делителя, оптрона, светодиода, фотодиода и транзистора; блок мультиплексоров 3.3, включающий четыре мультиплексора. Применение оптрона вызвано необходимостью устранения гальванической связи (через общий провод питания) высоковольтной цепи линейной батареи и низковольтной цепи обработки сигнала логическими микросхемами.
Компьютерный комплекс обучения телеграфистов работает следующим образом. После включения ПЭВМ 1 и загрузки программы ЭВМ, разработанной специально для данного комплекса, на дисплее 2 появляется меню, в котором выбирается режим настройки работы комплекса: задается количество телеграфных аппаратов, скорость их опроса, условия задержки и критерий оценки (количество ошибок). Затем включается режим регистрации и приема информации с телеграфных аппаратов 4,
вводятся фамилии обучаемых и варианты текстов заданий (телеграмм, криптограмм или кодограмм), задается время регистрации и приема информации с рабочих мест стартстопных телеграфных аппаратов 4. Сигнал с телеграфных аппаратов 4 напряжением 0-40 В поступает в блок коммутации и съема информации 3.1, где определяется режим работы («в линию» или «на себя»). Если выбран режим «в линию», то переключатель режима блока коммутации и съема информации необходимо установить в верхнее положение и все аппараты находятся в режиме ожидания («стоят на стопе»). При нажатии на клавишу любого аппарата размыкается один из ключей и в линию поступает «бестоковая» - стартовая посылка, запускающая цикл передачи знака (символа) пятизначного телеграфного кода.
При переводе переключателя режима блока коммутации и съема информации в нижнее положение - телеграфные аппараты работают с эквивалентом нагрузки, включается режим работы «на себя».
Кроме того, протекание линейного тока через делитель блока коммутации и съема информации вызывает падение напряжения, которое является сигналом включения блока гальванической развязки 3.2. При этом образуется импульс напряжения прямоугольной формы отрицательной полярности и таким образом осуществляется преобразование токовых и «бестоковых» телеграфных посылок в импульсы напряжения прямоугольной формы. Сигнал в блоке гальванических развязок 3.2 через делитель поступает на оптрон и затем через светодиод посредством светового потока на фотодиод. Транзистор усиливает слабый сигнал с фотодиода до уровня 0...+5 В, и сигналы с блока гальванических развязок 3.2 поступают на входы блока мультиплексоров 3.3 в виде 4-х восьмиканальных потоков. Мультиплексоры преобразуют каждый из 4-х восьмиканальных параллельных потоков в один последовательный поток по принципу временного уплотнения (разделения) каналов.
Программа ПЭВМ успевает многократно опросить состояние восьми линий до того, как информация на них изменится, и оценить работу каждого
обучаемого. После установленного времени передачи ПЭВМ определяет объем переданных телеграмм, скорость печати, количество ошибок и оценку обучаемого, передает информацию на дисплей или печатающее устройство.
Разработанный комплекс может быть применен для самообучения и самоконтроля навыков передачи кодовых сокращений, а также проверки знаний теоретического материала. Предлагаемое устройство компьютерного комплекса позволяет производить:
непрерывный контроль работы всех обучаемых;
формирование групп обучаемых с одинаковым уровнем подготовки;
достоверную и оперативную оценку качества передачи текстов каждого обучаемого;
объективную оценку отработки учебных задач обучаемых с представлением на дисплее ПЭВМ или печатающем устройстве количества ошибок, их места и характера, скорости передаваемого текста (в знаках и группах), числа исправлений и т.д.
Кроме этого, комплекс может быть поставлен в режим оценки качества парного обмена, с возможностью непрерывной и документированной оценки качества работы каждого.
Компьютерный комплекс обучения телеграфистов, включающий пульт преподавателя, в составе персонального компьютера, дисплея и контроллера, а также оконечные телеграфные аппараты, отличающийся тем, что в контроллер дополнительно введены блок коммутации и съема информации, а также блоки гальванических развязок и мультиплексоров, обеспечивающие работу с различными типами стартстопных телеграфных аппаратов.