Устройство для крепления прожектора к фюзеляжу вертолета

 

Полезная модель относится к устройствам и приспособлениям, используемым в авиационной технике, и может быть применена в качестве легкосъемного крепления поисково-осветительного прожектора на вертолете. Устройство включает два разновысотных кронштейна, расположенных вдоль шпангоутов кабины экипажа, элементы для усиления мест крепления кронштейнов и узлы крепления. Каждый из кронштейнов содержит верхнюю фигурную часть и нижнюю плоскую часть, которые жестко соединены панелью. Верхние фигурные части кронштейнов имеют отверстия, через которые с помощью узлов крепления кронштейны крепятся в усиленных местах крепления фюзеляжа, а нижние плоские части имеют отверстия, через которые с помощью узлов крепления закрепляют прожектор. Технический результат заключается в повышении надежности и технологичности крепления, что позволяет выполнять доработку вертолета в условиях эксплуатирующей организации. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Полезная модель относится к устройствам и приспособлениям, используемым в авиационной технике, и может быть применена в качестве легкосъемного крепления поисково-осветительного прожектора на вертолете.

Прожекторы, предназначенные для проведения авиационных работ, обеспечивают формирование высокоинтенсивного светового излучения с дистанционным изменением его телесного угла и разворотом светового луча по азимуту (влево/вправо) и по углу места (вверх/вниз). При креплении прожектора к фюзеляжу вертолета, монтажная плоскость прожектора должна быть ориентирована параллельно строительным горизонталям вертолета. Установка поисково-осветительного прожектора требуется на период проведения поисково-спасательной операции, поэтому устройство для крепления прожектора к фюзеляжу вертолета должно обеспечивать малые сроки на его установку, а также демонтаж в случае выполнения вертолетом других видов работ, не требующих использования прожектора.

Известно устройство для крепления прожектора (далее по тексту УКП) данного типа (http://avia.transas.com/downloads/pdf/TSL 1600.pdf). Известное УКП предназначено для установки прожектора типа TSL-1600 на левом борту вертолета Ми-8 между шпангоутами 2Н и 3Н кабины экипажа. УКП содержит основание, которое жестко крепится к полу кабины экипажа, а также к обшивке фюзеляжа, с помощью фигурной окантовки. Место крепления основания к полу усиливается дополнительно уголком и листом. Фигурная окантовка крепится заклепками к основанию УКП и к обшивке фюзеляжа. К основанию с помощью шпилек крепится плита, ориентированная параллельно строительным горизонталям вертолета. На плите предусмотрены четыре шпильки для установки на нее прожектора. Для установки УКП требуются значительные доработки вертолета, при этом УКП с размещенными на ней шпильками представляет собой несъемную конструкцию.

Известно устройство для крепления прожектора к фюзеляжу вертолета (см. патент на полезную модель РФ 86562 U1, МПК B64D 47/04, опуб. 10.09.2009), которое принято за прототип. Известное УКП предназначено для установки прожектора типа TSL-1600 на левом борту вертолета Ми-8 между шпангоутами 4Н и 5Н, и стрингерами 5 и 6 кабины экипажа. УКП содержит два независимых кронштейна, один из которых жестко крепится к шпангоуту 5Н, второй - к обшивке фюзеляжа. Места крепления кронштейнов усиливаются листом, накладкой и уголком. Прожектор крепится к кронштейнам с помощью 4-х болтов и гаек. При установке УКП, принятого за прототип, требуются временные затраты на установку двух независимых друг от друга кронштейнов для получения одной привалочной плоскости. Также расположение прожектора в данных осях вертолета уменьшает зону вращения переднего шасси вертолета.

Задача, на решение которой направлена данная полезная модель, заключается в создании УКП с улучшенными технологическими и эксплуатационными характеристиками.

Технический результат, достигаемый при использовании данной полезной модели, заключается в повышении надежности и технологичности крепления, что позволяет выполнять доработку вертолета в условиях эксплуатирующей организации.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для крепления прожектора к фюзеляжу вертолета, включающем два разновысотных кронштейна, расположенных вдоль шпангоутов кабины экипажа, элементы для усиления мест крепления кронштейнов и узлы крепления, согласно полезной модели, каждый из кронштейнов содержит верхнюю фигурную часть и нижнюю плоскую часть. Верхние фигурные части кронштейнов имеют отверстия, через которые с помощью узлов крепления кронштейны крепятся в усиленных местах крепления фюзеляжа, а нижние плоские части жестко соединены панелью и имеют отверстия, через которые с помощью узлов крепления закрепляют прожектор.

Технический результат достигается также тем, что:

прожектор устанавливают в носовой части вертолета типа Ми-8 между шпангоутами 4Н и 5Н, и стрингерами 7 и 8;

усиление места крепления устройства выполняют с помощью листа, который закреплен с наружной стороны обшивки фюзеляжа заклепками, и двух накладок, которые закреплены заклепками с внутренней стороны обшивки фюзеляжа между стрингерами 5 и 7.

Повышение надежности крепления обеспечивается за счет усиления мест крепления в выбранном месте установки прожектора простыми элементами в виде листа и накладок, изготовления кронштейнов в виде цельно-фрезерованных деталей, их жесткого соединения между собой панелью, и использования прочных узлов крепления.

Сокращение трудозатрат на изготовление элементов устройства для крепления прожектора к фюзеляжу вертолета и уменьшение трудозатрат на монтаж прожектора на вертолет обеспечивается простотой конструкции. Монтаж не предполагает значительной разборки в носовой части вертолета и может быть выполнен не только в условиях эксплуатирующей организации, но и в отрыве от нее. При необходимости демонтажа прожектора с вертолета, элементы устройства крепления демонтируются с вертолета полностью.

Сущность полезной модели поясняется следующими чертежами:

фиг.1, на которой изображено расположение прожектора на вертолете (вид сбоку), где:

1 - обшивка фюзеляжа вертолета; 2 - прожектор; 3 - устройство для крепления; 4 - ось шпангоута 4Н; 5 - ось шпангоута 5Н; 8- строительная горизонталь;

фиг.2, на которой изображено расположение прожектора 2 на вертолете (вид спереди), где:

6 - ось стрингера 7; 7 - ось стрингера 8;

фиг.3, на которой изображено устройство для крепления прожектора 2 к фюзеляжу вертолета (общий вид), где:

9 - лист; 17 - первый кронштейн; 18 - второй кронштейн; 24 - монтажная плоскость прожектора.

фиг.4, на которой изображено устройство для крепления прожектора 2 к фюзеляжу вертолета (передний вид), где:

10 - накладка; 11 - накладка; 12 - стрингер 5; 13 - стрингер 6; 14 - узел крепления кронштейна к фюзеляжу; 15 - узел крепления прожектора к кронштейну;

фиг.5, на которой изображен второй кронштейн 18 (вид спереди), где:

19 - винт крепления панели к консолям;

фиг.6, на которой изображено устройство для крепления (вид снизу), где:

16 - панель; 22 - сквозное отверстие; 23 - сквозное отверстие;

фиг.7, на которой изображено устройство для крепления (изометрия), где:

20 - верхняя фигурная часть; 21 - нижняя плоская часть.

На фиг.1-2 прожектор 2 устанавливают на левом борту кабины экипажа вертолета типа Ми-8 между шпангоутами 4Н с осью 4 и 5Н с осью 5, и стрингерами 7 с осью 6 и 8 с осью 7.

На фиг.3 устройство для крепления прожектора 2 к фюзеляжу вертолета содержит кронштейны 17 и 18, жестко скрепленные между собой панелью 16, винтами 19 (см. фиг.6, фиг.7). Кронштейны 17 и 18 изготовлены в виде цельно-фрезерованных деталей из алюминиевого сплава марки Д16, обладающего повышенными прочностными характеристиками. Обшивка 1 фюзеляжа в месте крепления имеет уклон. Для компенсации этого уклона кронштейны 17 и 18 выполнены разновысотными, что обеспечивает ориентацию монтажной плоскости 24 прожектора 2 параллельно строительным горизонталям 8 вертолета. Усиление мест крепления кронштейнов 17 и 18 выполнено (см. фиг.4) с помощью листа 9, который закреплен с наружной стороны обшивки 1 фюзеляжа заклепками, и накладок 10 и 11, которые закреплены заклепками с внутренней стороны обшивки 1 фюзеляжа между стрингерами 12 и 13.

Узлы крепления 14 кронштейнов 17 и 18 к фюзеляжу представляют собой болты М8 и самоконтрящиеся гайки.

Узлы крепления 15 прожектора 2 к кронштейнам 17 и 18 представляют собой болты M10 и корончатые гайки, а стопорение болтов обеспечивается шплинтами.

Крепление прожектора 2 осуществляют следующим образом. Устанавливают и закрепляют накладки 10 и 11 между стрингерами 12 и 13, прикладывают и плотно закрепляют к обшивке 1 фюзеляжа лист 9. Кронштейны 17 и 18 закрепляют с помощью восьми узлов крепления 14 через сквозные отверстия, выполненные в листе 9, обшивке 1, накладках 10 и 11, и притягивают до полного прилегания к поверхности обшивки 1 фюзеляжа. Прожектор 2 крепится к кронштейнам 17 и 18 с помощью четырех узлов крепления 15. Расположение прожектора 2 между стрингерами 6 и 7 приводит к увеличению зоны поворота переднего шасси вертолета.

Устройство для крепления прожектора к фюзеляжу вертолета при изготовлении не требует высокотехнологического производства, возможно для установки на вертолетах типа Ми-8, и не требует значительной доработки вертолета, которая может производиться в условиях эксплуатирующих организаций. Используются освоенные в производстве способы изготовления деталей - фрезерные, слесарные работы. Для изготовления деталей используются недефицитные материалы и покрытия. Монтаж и демонтаж УКП требует минимального количества инструмента и времени. Крепление надежно в эксплуатации, так как имеет достаточную жесткость и прочность.

1. Устройство для крепления прожектора к фюзеляжу вертолета, включающее два разновысотных кронштейна, расположенных вдоль шпангоутов кабины экипажа, элементы для усиления мест крепления кронштейнов и узлы крепления, отличающееся тем, что каждый из кронштейнов содержит верхнюю фигурную часть и нижнюю плоскую часть, верхние фигурные части кронштейнов имеют отверстия, через которые с помощью узлов крепления кронштейны крепятся в усиленных местах крепления фюзеляжа, а нижние плоские части жестко соединены панелью и имеют отверстия, через которые с помощью узлов крепления закрепляют прожектор.

2. Устройство для крепления прожектора к фюзеляжу вертолета по п.1, отличающееся тем, что прожектор устанавливают в носовой части вертолета типа Ми-8 между шпангоутами 4Н и 5Н, и стрингерами 7 и 8.

3. Устройство для крепления прожектора к фюзеляжу вертолета по п.1, отличающееся тем, что усиление места крепления устройства выполняют с помощью листа, который закреплен с наружной стороны обшивки фюзеляжа заклепками, и двух накладок, которые закреплены заклепками с внутренней стороны обшивки фюзеляжа между стрингерами 5 и 7.



 

Похожие патенты:

Прожектор // 124946

Прожектор, характеризующийся тем, что он содержит основание с установленным на нем корпусом, внутри которого размещен осветительный элемент, включающий отражательную часть, блок поворота корпуса вокруг вертикальной оси и блок поворота осветительного элемента с отражающей частью осветительной системы в вертикальной плоскости.

Световой прожектор с ксеноновой газоразрядной лампой относится к осветительным устройствам и может быть использован в различных областях техники, в том числе в качестве прожектора для подвижного состава железных дорог.
Наверх