Унифицированный технологический комплекс для проведения сливно-наливных операций со сжиженными углеводородными газами

 

Предлагаемая полезная модель технологического комплекса предназначена для осуществления сливо-наливных операций со сжиженными углеводородными газами (смесь пропан-бутановых фракций) в технологических схемах заводов-производителей сжиженных углеводородных газов и легкого углеводородного сырья, терминалов, баз сжиженного газа (газонаполнительных станций), пунктов заправки и различных газозаправочных станций (ГНС).

Комплекс представляет собой компрессорный блок-модуль, который включает в себя силовое отделение, содержащее трехступенчатый компрессорный агрегат с электродвигателем взрывозащищенного исполнения, отделитель жидкости, четырехходовой кран. Отделитель жидкости и четырехходовой кран объединены трубопроводной обвязкой и запорно-предохранительной арматурой. Также силовое отделение содержит:

- автоматизированную систему управления и защиты работы компрессорного агрегата, включающую первичные датчики давления и температуры газа, датчики температуры и давления масла в картере компрессора взрывозащищенного исполнения;

- отделенное от силового отделения непроницаемой перегородкой рабочее место оператора с контрольными панелями управления и вторичными приборами;

- передвижную площадку обслуживания с откидывающейся платформой и системой трубопроводов жидкой и паровой фаз СУГ для связи компрессорного блок-модуля с передвижной емкостью с одной стороны и внешней стационарной или подвижной емкостью - с другой.

Предлагаемая полезная модель технологического комплекса предназначена для осуществления сливо-наливных операций со сжиженными углеводородными газами (смесь пропан-бутановых фракций) в технологических схемах заводов-производителей сжиженных углеводородных газов и легкого углеводородного сырья, терминалов, баз сжиженного газа (газонаполнительных станций), пунктов заправки и различных газозаправочных станций (ГНС).

На газозаправочные станции (ГНС), кустовые базы (КБ) и терминалы для хранения и распределения сжиженных углеводородных газов (далее СУГ) жидкие газы доставляются, как правило, по железной дороге в специальных железнодорожных вагонах-цистернах. Доставленный продукт сливается из вагонов-цистерн на специальных железнодорожных сливо-наливных эстакадах.

На автомобильные газозаправочные станции (АГЗС), сжиженные газы, как правило, доставляются с использованием автомобильной газозаправочной техники (автоцистерны, полуприцепы-цистерны). Доставленный на АГЗС продукт сливается самотеком или с помощью бортовых или стационарно установленных на станциях насосов.

Для проведения операций по сливу сжиженных углеводородных газов (далее СУГ) из вагонов-цистерн, автогазозаправочной техники и стационарных сосудов, предназначенных для транспорта, хранения и отпуска сжиженных газов (СУГ) используется, как правило, метод "поддавливания", заключающийся в том, что в сливаемой емкости создается давление, превышающее давление насыщенных паров хранимого/сливаемого продукта на 1,5-2,0 атмосферы, заставляющее жидкую фазу продукта перемещаться. Такой перепад давления создается, как правило, специальными поршневыми газовыми компрессорами, предназначенными для перекачки паров СУГ.

Операции по сливу СУГ из емкости выполняются в два этапа: первый этап - слив жидкой фазы продукта с использованием вышеуказанного метода и второй этап - откачка паров СУГ из сливаемой емкости по окончании слива жидкой фазы.

Процесс откачки паровой фазы продукта осуществляется с использованием того же компрессора за счет переключения потоков газа в обратном направлении.

Описанным выше образом работает ближайший аналог предлагаемой полезной модели - технологический комплекс для проведения сливо-наливных операций со сжиженными углеводородными газами по Патенту РФ №37681.

Однако следует отметить, что существующая и принятая на ГНС, БСГ и терминалах по приему и хранению СУГ технология слива СУГ из транспортных и стационарных емкостей, описанная выше, не в полной мере

соответствует требованиям нормативных документов, например, в части обеспечения полноты слива продукта. Объем безвозвратных потерь продукта при сливе у потребителя (ГНС, БСГ, терминалы по хранению газа, АГЗС) может превышать 0,5 и более тонн. Кроме того, вследствие коррозии и наличия остатков, в пути следования вагонов-цистерн, перевозящих сжиженные газы (СУГ), может возникнуть аварийная ситуация, связанная с обрывом трубного пучка. В этом случае работы по сливу продукта из аварийных цистерн могут быть сильно затруднены из-за отсутствия технологий и необходимых технологических установок мобильного типа.

Технический результат, на достижение которого направлена предлагаемая полезная модель, состоит в обеспечении более полных слива и откачки паровой фазы продукта во всем диапазоне рабочих давлений (от атмосферного до 1,6 МПа), обеспечении слива до 4-х емкостей объемом 75 м3 каждая,, а также в обеспечении эксплуатации в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 40 до плюс 45 С°

Этот результат достигается главным образом за счет применения в предлагаемом комплексе 3-х ступенчатого газового поршневого крейцкопфного компрессора вместо 2-х ступенчатого.

Так, унифицированный технологический комплекс для проведения сливо-наливных операций со сжиженными углеводородными газами или отбора их остатков из стационарных или передвижных емкостей представляет собой компрессорный блок-модуль. Этот модуль включает в себя силовое отделение, содержащее трехступенчатый компрессорный

агрегат с электродвигателем взрывозащищенного исполнения, отделитель жидкости, четырехходовой кран. Отделитель жидкости и четырехходовой кран объединены трубопроводной обвязкой и запорно-предохранительной арматурой. Также силовое отделение содержит:

- автоматизированную систему управления и защиты работы компрессорного агрегата, включающую первичные датчики давления и температуры газа, датчики температуры и давления масла в картере компрессора взрывозащищенного исполнения;

- отделенное от силового отделения непроницаемой перегородкой рабочее место оператора с контрольными панелями управления и вторичными приборами;

- передвижную площадку обслуживания с откидывающейся платформой и системой трубопроводов жидкой и паровой фаз СУГ для связи компрессорного блок-модуля с передвижной емкостью с одной стороны и внешней стационарной или подвижной емкостью - с другой.

С целью обеспечения мобильности и простоты монтажа и эксплуатации технологических комплексов предлагается их использование в блочно-контейнерном исполнении.

Компрессорный блок-модуль может размещаться на единой раме внутри стандартного блок-контейнера длиной 20 футов с обеспечением выполнения необходимых требований по взрывозащите. Это позволяет перевозить предлагаемый технологический комплекс автотранспортом и устанавливать его на площадке на безопасном расстоянии от вагонов-цистерн

или сливаемой(ых) емкостей. По требованию Заказчика технологический комплекс для обработки (слива) вагонов-цистерн может быть снабжен легко возводимой на месте эксплуатации однопостовой металлической эстакадой для присоединения коллекторов жидкой и паровой фаз продукта.

Работа предлагаемого комплекса осуществляется в тех же режимах и таким же образом, как и комплекса, описанного в патенте на полезную модель №37681.

На Фиг.1 показана схема предлагаемого унифицированного технологического комплекса для проведения сливо-наливных операций со сжиженными углеводородными газами, где цифрами обозначены:

1 - емкость (цистерна), из которой сливают (откачивают) или в которую подают продукт;

2 - подвижная емкость (цистерна), и которой сливают или в которую подают продукт;

4 - компрессорный агрегат;

9 - шарнирные трубопроводы

12 - 4-х ходовой кран;

13 - отделитель жидкости;

14 - стояк платформы обслуживания.

Унифицированный технологический комплекс для проведения сливо-наливных операций со сжиженными углеводородными газами или отбора их остатков из стационарных или передвижных емкостей, представляющий собой компрессорный блок-модуль, включающий в себя силовое отделение, содержащее компрессорный агрегат с электродвигателем взрывозащищенного исполнения, отделитель жидкости, четырехходовой кран, объединенные трубопроводной обвязкой, запорно-предохранительной арматурой, автоматизированную систему управления и защиты работы компрессорного агрегата, включающую первичные датчики давления и температуры газа, датчики температуры и давления масла в картере компрессора взрывозащищенного исполнения, отделенное от силового отделения непроницаемой перегородкой рабочее место оператора с контрольными панелями управления и вторичными приборами и передвижную площадку обслуживания с откидывающейся платформой и системой трубопроводов жидкой и паровой фаз СУГ для связи компрессорного блок-модуля с передвижной емкостью с одной стороны и внешней стационарной или подвижной емкостью - с другой, отличающийся тем, что компрессорный агрегат является трехступенчатым.



 

Наверх