Демонстрационная установка для изучения движения многоосного шасси
В полезной модели решается задача изучения безопасности движения вследствие исключения заноса, и исследования движения транспортного средства при изменении угла крена, в частности, возможность наблюдения эффекта Н.Е.Жуковского. Для этого предусмотрено переключение ведущих (ведомых) осей 2-5, обеспечение безопасности движения вследствие исключения заноса. Четырехклавишным переключателем 11 включаются исследуемые комбинации рабочих электродвигателей 6-9 (комбинации ведущих осей 2-5 соответственно), далее увеличиваем угол крена имитатора дорожного покрытия с продольными и поперечными бортами 13 с помощью клинового измерителя углов 16 и при некотором критическом угле наблюдаем «сползание» модели многоосного транспортного средства.
Полезная модель относится к области технических средств обучения, а именно, к лабораторным исследованиям для изучения обеспечения безопасности движения.
Известно транспортное средство для перевозки груза, содержащее грузовую платформу, установленную на полой раме шасси, вакуумный насос и датчик вакуума, сообщенные с полостью рамы [1]. Это транспортное средство служит для повышения удобства эксплуатации и производительности труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ. Однако недостатком такого транспортного средства являются сложность и высокие затраты труда при производстве.
Наиболее близким к предполагаемой полезной модели является транспортное средство, содержащее раму транспортного средства, к которой жестко прикреплена ходовая часть, состоящая из подвески и колесных движителей, установленных на поперечных балках, каждый из колесных движителей снабжен механизмами подвода крутящего момента от приводного вала непосредственно к ободу колеса [2]. Недостаток прототипа заключается в отсутствие возможности исследования движения транспортного средства с учетом изменяющегося угла крена.
Целью полезной модели является изучение безопасности движения вследствие исключения заноса, исследование движения транспортного средства при изменении угла крена, в частности, возможность наблюдения и исследования эффекта Н.Е.Жуковского.
Поставленная цель достигается тем, что модель многоосного транспортного средства, состоящая из рамы транспортного средства, к которой жестко прикреплена ходовая часть, содержащая четыре оси с
колесами, дополнительно содержит систему управления ходовой частью, состоящую из четырех независимых, установленных на раме транспортного средства, электродвигателей, каждый из которых снабжен ременным механизмом подвода крутящего момента и соединен с соответствующей осью, и пульта управления, представляющего соединенные последовательно между собой четырехклавишный переключатель и понижающий трансформатор, модель многоосного транспортного средства установлена на имитаторе дорожного покрытия с продольными и поперечными бортами, к противоположным продольным бортам вблизи и параллельно поперечным бортам жестко прикреплены стержни, к которым посредством крюков, жестко укрепленных к передней и задней частям рамы транспортного средства, с возможностью его свободного перемещения вдоль стержней.
На фиг.1 фотоизображение фронтального вида демонстрационной установки для изучения движения многоосного шасси, где
1 - рама транспортного средства;
2-5 - оси с колесами;
6-9 - электродвигатели;
10 - ременной механизм подвода крутящего момента;
11 - четырехклавишный переключатель;
12 - понижающий трансформатор;
13 - имитатор дорожного покрытия с продольными и поперечными бортами;
14 - стержни;
15 - крюки;
16 - клиновой измеритель углов;
17 - соединительные провода.
На фиг.2 фотоизображение аксонометрического вида демонстрационной установки для изучения движения многоосного шасси в работе.
К раме транспортного средства 1, жестко прикреплены четыре оси с колесами 2-5, на раме установлены четыре электродвигателя 6-9, каждый из
которых снабжен ременным механизмом подвода крутящего момента 10 к соответствующей оси 2-5, четырехклавишный переключатель 11 посредством соединительных проводов 17 соединен с выходом понижающего трансформатора 12 и электродвигателями 6-9, на имитаторе дорожного покрытия с продольными и поперечными бортами 13, установлена модель многоосного транспортного средства, к противоположным продольным бортам вблизи и параллельно поперечным бортам жестко прикреплены стержни 14, к которым посредством крюков 15, жестко укрепленных к передней и задней частям рамы транспортного средства 1, с возможностью свободного перемещения многоосного транспортного средства вдоль стержней.
Демонстрационная установка для изучения движения многоосного шасси работает следующим образом: при подключении установки к электросети используя четырехклавишный переключатель 11, включаем исследуемые комбинации работающих электродвигателей 6-9 (комбинации ведущих осей 2-5 соответственно), далее изменяя угол крена имитатора дорожного покрытия 13 с помощью клинового измерителя углов 16, и при критическом угле в 1-8 градусов наблюдаем «сползание» многоосного шасси. При проведении опыта наблюдаются следующие явления:
- при включении ведущих осей 2 и 3 наблюдается передней занос многоосного шасси при достижении угла крена в 4 градуса, возникающий в результате действия эффекта Н.Е. Жуковского «исчезновения» трения в поперечном направлении;
- при включении ведущих осей 4 и 5 наблюдается задний занос многоосного шасси при достижении угла крена в 4 градуса;
- при включении ведущих осей 2 и 5 наблюдается «сползание» многоосного шасси при достижении угла крена в 8 градусов;
- при включении ведущих осей 3 и 4 наблюдается «сползание» многоосного шасси при достижении угла крена в 7 градусов;
- при включении ведущих осей 2-5 наблюдается «сползание» многоосного шасси при угле крена в 1 градус.
На основе полученных опытных данных можно сделать вывод, что наиболее безопасным в обеспечении движения является включение первой и четвертой ведущих осей. В результате градации опытных данных описанная демонстрационная установка позволяет наглядно исследовать движение транспортного средства при изменении угла крена и обеспечивает возможность наблюдения и исследования эффекта Н.Е.Жуковского.
Демонстрационная установка для изучения движения многоосного шасси, содержащая модель многоосного транспортного средства, состоящая из рамы транспортного средства, к которой жестко прикреплена ходовая часть, содержащая четыре оси с колесами, отличающаяся тем, что дополнительно содержит систему управления ходовой частью, состоящую из четырех независимых установленных на раме транспортного средства электродвигателей, каждый из которых снабжен ременным механизмом подвода крутящего момента и соединен с соответствующей осью, и пульта управления, представляющего соединенные последовательно между собой четырехклавишный переключатель и понижающий трансформатор, модель многоосного транспортного средства установлена на имитаторе дорожного покрытия с продольными и поперечными бортами, к противоположным продольным бортам вблизи и параллельно поперечным бортам жестко прикреплены стержни, к которым посредством крюков, жестко укрепленных к передней и задней частям рамы транспортного средства, свободно прикреплена модель многоосного транспортного средства.