Колесный механизм транспортного средства

 

Колесный механизм предназначен для перемещения транспортного средства повышенной проходимости по различным грунтам, рыхлому снегу, ледяной и скалистой поверхностям и водным преградам. На оси (1) посредством двуплечего рычага (6) установлено колесо (2) с пневматической шиной (3), грунтозацеп (4), опорный башмак (5). Колесо (2) расположено на одном плече рычага (6), на втором плече которого расположен грунтозацеп (4), а торцевая поверхность колеса (2) образует опорный башмак 5. Конструкция упрощена, повышена надежность удержания транспортного средства на поверхности рыхлого снега при остановке и надежности удержания на плаву за счет увеличения площади опорной поверхности колесного механизма. 3 ил.

Полезная модель относится к транспортным средствам и предназначена для обеспечения перемещения транспортного средства повышенной проходимости по различным грунтам, рыхлому снегу, ледяной и скалистой поверхностям и водным преградам.

Известен вспомогательный диск «ALPO» для повышения проходимости транспортного средства (патент RU №2088420 МПК6 В60В 15/26, опубл. 27.08.1997 г.), представляющий собой диск жесткой конструкции, выполненный с возможностью опоры и крепления к диску колеса. Диск выполнен с радиальными ребрами жесткости, выполняющими функцию грунтозацепов и снабжен дополнительными грунтозацепами, расположенными между ребрами жесткости по периферии диска.

Недостатком такой конструкции является ее сложность, невозможность использования транспортного средства с таким диском для надежного перемещения по рыхлому снегу и надежного удержания на поверхности рыхлого снега при остановке, что объясняется возможностью погружения диска в снег при остановке. Кроме того, транспортное средство с таким диском невозможно использовать для перемещения по водным преградам.

Наиболее близким к заявляемому и принятым в качестве прототипа является колесный движитель (пат RU №2265526, МПК7 В60В 15/26, опубл. 20.12.2004 г.), содержащий установленное на оси колесо с пневматической шиной, грунтозацеп, опорный башмак. Грунтозацепы шарнирно закреплены к пальцам, концентрично расположенным относительно оси колеса. Каждый грунтозацеп наделен свойствами толкающего механизма, оборудован опорным башмаком, подпружинен относительно диска и только одним своим

концом шарнирно закреплен на пальце под углом к осевым линиям колеса с возможностью поворота в плоскости диска.

Наличие пневматических шин позволяет использовать транспортное средство с таким движителем для перемещения по водным преградам. Однако, подъемная сила, действующая на такой колесный движитель, может быть недостаточной для удержания транспортного средства на плаву. Наличие опорных башмаков несколько повышает надежность удержания на поверхности рыхлого снега при остановке. Однако, такой колесный движитель также имеет сложную конструкцию и не обеспечивает надежного удержания на поверхности рыхлого снега при остановке, что объясняется возможностью проваливания в снег при остановке из-за малой площади опорной поверхности опорных башмаков. Кроме того, такой движитель не обеспечивает надежного сцепления грунтозацепа, что снижает его тягово-сцепные свойства.

Задачей предлагаемой полезной модели является упрощение конструкции, повышение надежности удержания на поверхности рыхлого снега при остановке транспортного средства и надежности удержания транспортного средства на плаву за счет увеличения площади опорной поверхности колесного механизма.

Для решения поставленной задачи усовершенствуется колесный механизм транспортного средства содержащий установленное на оси колесо с пневматической шиной, грунтозацеп, опорный башмак.

Это усовершенствование состоит в том, что колесный механизм снабжен двуплечим рычагом, посредством которого колесо установлено на оси, при этом колесо расположено на одном плече рычага, на втором плече которого расположен грунтозацеп, а торцевая поверхность колеса образует опорный башмак.

Такое выполнение колесного механизма позволяет поворотом рычага изменять положение колеса и грунтозацепа, что необходимо для установки колеса в традиционное положение (при перемещении по твердому грунту), в

положение с опорой на торцевую поверхность, образующую опорный башмак (при перемещении по рыхлому снегу, остановке на нем и преодолении водных преград) и в положение, когда с опорной поверхностью взаимодействует грунтозацеп (при перемещении по ледяной поверхности и в условиях бездорожья).

Полезная модель поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен колесный механизм в традиционном положении, на фиг.2 - в положении с опорой на опорный башмак, на фиг.3 - в положении с опорой на грунтозацеп.

Колесный механизм транспортного средства содержит установленное на оси 1 колесо 2 с пневматической шиной 3, грунтозацеп 4, опорный башмак 5. Колесный механизм снабжен двуплечим рычагом 6, посредством которого колесо 2 установлено на оси 1. При этом колесо 2 расположено на одном плече рычага 6, на втором плече которого расположен грунтозацеп 4, а торцевая поверхность колеса 2 образует опорный башмак 5.

Колесный механизм транспортного средства работает следующим образом. При движении по твердому грунту все колеса 2 транспортного средства находятся в традиционном положении (фиг.1). При перемещении по рыхлому снегу или водной преграде поворотом рычага 6 (привод поворота не показан) колеса 2 устанавливают в положение, показанное на фиг.2, при котором с поверхностью рыхлого снега или водной преграды взаимодействует опорный башмак 5 имеющий большую площадь опорной поверхности, что препятствует погружению колеса 2 в рыхлый снег или обеспечивает создание подъемной силы, достаточной для удержания транспортного средства на плаву. При перемещении по ледяной или скалистой поверхности все или часть колесных механизмов транспортного средства устанавливают поворотом рычага 6 в положение, показанное на фиг.3, при котором все или часть грунтозацепов 4 взаимодействуют с ледяным покровом или скалистыми поверхностями, обеспечивая сцепление.

Таким образом, использование предлагаемого простого колесного механизма обеспечивает надежное перемещение транспортного средства по рыхлому снегу, надежное удержание на поверхности рыхлого снега при остановке и обеспечивает создание подъемной силы, достаточной для удержания транспортного средства на плаву за счет большой площади опорной поверхности опорных башмаков. Кроме того, такой колесный механизм обеспечивает надежное сцепление грунтозацепа, что повышает его тягово-сцепные свойства.

Колесный механизм транспортного средства, содержащий установленное на оси колесо с пневматической шиной, грунтозацеп, опорный башмак, отличающийся тем, что он снабжен двуплечим рычагом, посредством которого колесо установлено на оси, при этом колесо расположено на одном плече рычага, на втором плече которого расположен грунтозацеп, а торцевая поверхность колеса образует опорный башмак.



 

Наверх