Транспортное средство и колесо транспортного средства

 

Полезная модель относится к транспортной технике, в частности к внедорожным транспортным средствам и колесам транспортных средств и может быть использована для перемещения в условиях бездорожья: по грязи, снегу, песчаной или болотистой местности.

Транспортное средство, включает раму, установленные на ней двигательную установку, задний мост с колесами в виде камер сверхнизкого давления с охватывающими их ремнями, соединенными с дисками колес с охватывающими их ремнями, соединенными с дисками колес, и сиденье водителя. Центр тяжести транспортного средства расположен ниже центра по меньшей мере одной оси колеса. Транспортное средство может быть выполнено по трехточечной или четырехточечной опорным схемам.

Колесо транспортного средства, содержит диск и обод, объединенные в основание, пневматическую камеру с потайным вентилем, установленную на ободе, и протекторный бандаж, закрепленный также на ободе, Обод выполнен в виде двух колец трубчатого сечения, соединенных между собой спицами, пневматическая камера установлена на ободе с возможностью удержания при высоком давлении и полном объеме камеры и смещения, которое обусловлено при высоком и пониженном давлении разностью материалов обода, пневматической камеры и протекторного бандажа, а также зазорами между пневматической камерой и протекторным бандажом в нижней части колеса при низком давлении и при неполном объеме камеры.

Величина удержания и смещения определяется формульной зависимостью. 2 н.п. ф-лы, 9 з.п. ф-лы, 9 илл.

Полезная модель относится к транспортной технике, в частности к внедорожным транспортным средствам и колесам транспортных средств и может быть использована для перемещения в условиях бездорожья: по грязи, снегу, песчаной или болотистой местности.

Известно внедорожное транспортное средство - снегоболотоход, у которого центр тяжести расположен выше центров осей колес, что ведет к неустойчивости транспортного средства, особенно на спусках, подъемах и косогорах, и опасности его опрокидывания (см. описание к патенту РФ №223068, фиг.4, МПК В62Д 63/02, опубл. 20.06.2004 г.).

Задачей и техническим результатом заявляемой полезной модели в части транспортного средства является повышение его устойчивости и уменьшение вероятности опрокидывания.

Указанный технический результат достигается тем, что в. транспортном средстве, включающем раму, установленные на ней двигательную установку, задний мост с колесами в виде камер сверхнизкого давления с охватывающими их ремнями, соединенными с дисками колес с охватывающими их ремнями, соединенными с дисками колес, и сиденье водителя, центр тяжести транспортного средства расположен ниже центра, по меньшей мере, одной оси колес.

Кроме того, транспортное средство может быть выполнено по трехточечной опорной схеме с ведущими задними колесами и передней опорой, соединенной тягами с рулевым устройством.

Кроме того, передняя опора может быть выполнена в виде лыжи.

Кроме того, в качестве передней опоры может быть использовано колесо в виде камеры сверхнизкого давления с охватывающими его ремнями, соединенными с диском колеса.

Кроме того, транспортное средство может быть выполнено по четырехточечной опорной схеме с ведущими задним и/или передним мостами, при этом колеса переднего моста выполнены в виде камер сверхнизкого давления с охватывающими их ремнями, соединенными с дисками колес.

Кроме того, в предпочтительном исполнении опорная поверхность переднего колеса может быть расположена не ниже опорных поверхностей задних колес.

Кроме того, в предпочтительном исполнении опорная поверхность передних колес может быть расположена не ниже опорных поверхностей задних колес.

Известно колесо низкого давления, содержащее ступицу, спицы и ободья, ложементы, камеру, шину и грунтозацепы, выполненные в виде замкнутых колец, установленные по наружной поверхности шины и камеры поверх ободьев, и концы их закреплены между собой (см. описание к патенту РФ №2292268, МПК 8 В60С 11/02, В60В 15/00, опубл. 27.01.2007 г.).

Недостатком такого колеса является то, что замкнутые кольца грунтозацепов, незакрепленные на ободах, при боковых нагрузках вызывают вращение в поперечном контуре колеса и своим вращением смещают шины, расположенные по внешнему контуру камеры, что приводит к ее разрыву. Оригинальное решение крепления грунтозацепов ограничивает эксплуатацию колеса в труднодоступной непроходимой местности, а при эксплуатации на твердых грунтах грунтозацепы подлежат быстрому износу, болты крепления ржавеют, затрудняя замену. Таким образом, колесо может эксплуатироваться только в определенных условиях и в определенном режиме, что снижает его эксплуатационные возможности.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является колесо транспортного средства, включающее диск и обод, объединенные в основание, пневматическую камеру с вентилем и

протекторный бандаж, закрепленный на основании, причем пневматическая камера установлена на ободе с возможностью проворота, обеспечиваемого посредством выполнения кольцевого зазора между посадочными поверхностями пневматической камеры и обода, при этом радиус окружности поперечного сечения обода выполнен меньшим половины диаметра окружности поперечного сечения пневматической камеры (см описание к патенту РФ №2093367, МПК6 В60В 15/00, В60С 5/02, опубл. 20.10.1997 г.).

Как показали исследования, разработка и испытания вышеуказанного колеса, его недостатком является низкая надежность контакта колеса с поверхностью грунта, обусловленная тем, что кольцевой зазор между посадочными поверхностями камеры и обода (точнее между поверхностью пневматической камеры и спицами обода) отсутствует, а провороту пневматической камеры относительно обода и протекторного бандажа способствуют в нижней части колеса боковые зазоры между пневматической камерой и протекторным бандажом. Это снижает надежность крепления камеры на ободе колеса транспортного средства во время движения.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является устранение указанных недостатков и повышение эксплуатационной надежности работы колеса транспортного средства.

Указанный технический результат достигается тем, что в колесе транспортного средства, содержащем диск и обод, объединенные в основание, пневматическую камеру с потайным вентилем, установленную на ободе, и протекторный бандаж, закрепленный также на ободе, обод выполнен в виде двух колец трубчатого сечения, соединенных между собой спицами, пневматическая камера установлена на ободе с возможностью удержания при высоком давлении и полном объеме камеры и смещения, которое обусловлено разностью материалов обода, пневматической камеры и протекторного бандажа, а также зазорами между пневматической камерой

и протекторным бандажом в нижней части колеса при низком давлении и при неполном объеме камеры.

Кроме того, между пневматической камерой и протекторным бандажом может быть установлен, по меньшей мере, один цельный кольцевой сменный промежуточный бандаж, края которого прижаты кольцами и частично спицами обода к пневматической камере.

Кроме того, протекторный бандаж может быть закреплен на ободе с помощью хомутов и зажимов.

Выполнение обода в виде двух колец трубчатого сечения, соединенных между собой спицами, обеспечивает удержание пневматической камеры в продольном и в поперечном направлениях, чем достигается устойчивая работа пневматической камеры на ободе.

Для лучшего удержания пневматической камеры на ободе в поперечном и в продольном направлениях к ободу крепится протекторный бандаж с продольными и поперечными ремнями (продольные ремни на чертежах условно не показаны). Концы поперечных ремней крепятся на ободе двумя хомутами, один из которых делается по профилю ремня и крепится на кольце обода, и удерживает ремень в одном положении, не

зажимая и не давая двигаться ремню в продольном направлении. Другой хомут зажимает ремень на спице и не дает ему двигаться в поперечном направлении. Такое крепление не дает излома, не рвет ремень и облегчает его замену.

Поперечные ремни и спицы обода составляют одну окружность по поперечному сечению пневматической камеры.

Цельный кольцевой сменный промежуточный бандаж, края которого прижаты кольцами и частично спицами обода к пневматической камере, установлен между пневматической камерой и протекторным бандажом, что способствует защите пневматической камеры от контакта с протекторным бандажом и от контакта с опорной поверхностью, и защищает ее от износа, а также от воздействия внешней среды (мороза, солнца, солей и вредных примесей). Это способствует удержанию повышенного давления и позволяет выдерживать большую нагрузку.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен общий вид транспортного средства по трехточечной схеме с передней лыжей.

На фиг.2 изображен общий вид транспортного средства по трехточечной схеме с передним опорным колесом.

На фиг.3 изображен общий вид транспортного средства по четырехточечной схеме.

На фиг.4 изображен общий вид колеса транспортного средства при высоком давлении и полном объеме камеры.

На фиг.5 изображена нижняя часть колеса в поперечном сечении при высоком давлении и полном объеме камеры со сменным кольцевым промежуточным бандажом.

На фиг.6 изображен вид колеса сбоку в разрезе при высоком давлении и полном объеме камеры.

На фиг.7 изображен общий вид колеса при высоком и низком давлении и неполном объеме камеры.

На фиг.8 изображена нижняя часть колеса в поперечном сечении при высоком и низком давлении и неполном объеме камеры со сменным кольцевым промежуточным бандажом.

На фиг.9 изображен вид колеса сбоку в разрезе при низком давлении и неполном объеме камеры.

Транспортное средство во всех исполнениях включает раму 1, переднюю опорную лыжу 2 и задние колеса сверхнизкого давления 3. Центр тяжести 5 транспортного средства расположен ниже центра 4 оси колес 2.

Конструкция транспортного средства на фиг.2 содержит вместо лыжи переднее опорное колесо 6.

Конструкция транспортного средства на фиг.3 выполнена по четырехточечной схеме с передними опорными колесами 7.

Колесо транспортного средства содержит диск 8 и обод 9, объединенные в основание 10, пневматическую камеру 11, установленную на ободе с потайным вентилем 12, протекторный бандаж 13. Пневматическая камера 11 установлена на ободе 9 с возможностью удержания и смещения, причем смещение усиливается зазорами 14 в нижней части колеса. Колесо может быть снабжено кольцевым сменным промежуточным бандажом 15, края которого прижаты кольцами 16 и частично спицами 17 обода 9 к пневматической камере 11. Для удержания пневматической камеры 11 на ободе 9 в поперечном и продольном направлениях к ободу 9 крепится протекторный бандаж 13 с продольными и поперечными ремнями (на чертежах продольные ремни не обозначены). Концы поперечных ремней

протекторного бандажа 13 крепятся на ободе 9 двумя хомутами 18 и 19, один из которых 19 делается по профилю ремня и крепится на кольце 16 обода 9 и удерживает ремень в одном положении, не зажимая и не давая двигаться ремню в продольном направлении. Другой хомут 18 зажимает ремень на спице 17 обода 9 и не дает ему двигаться в поперечном направлении.

Преимущества колеса транспортного средства проиллюстрируем на следующем примере его эксплуатации.

При движении транспортного средства в условиях бездорожья: по грязи, снегу, песчаной и болотистой местности, а также по скальным и твердым грунтам его проходимость будет определяться площадью контакта колеса с поверхностью грунта. Снизив давление и объем в пневматической камере 11, можно добиться такой площади контакта, которая обеспечивает возможность перемещения по любой вышеуказанной поверхности. При движении по скальным и твердым грунтам надо уменьшить площадь контакта колеса с грунтом за счет повышения давления и объема в пневматической камере 11, что приводит к удержанию пневматической камеры 11 на ободе 9. Смещение пневматической камеры 11 происходит при разности материалов колеса при пониженном давлении и полном объеме пневматической камеры и благодаря зазорам 14 в нижней части колеса при низком давлении и неполном объеме камеры. Кольцевой сменный промежуточный бандаж 15 защищает от износа и проколов при высоком давлении и полном объеме пневматической камеры и при низком давлении и неполном объеме пневматической камеры на всех грунтах и поверхностях, а также от воздействия внешней среды (мороза, солнца, солей и вредных примесей), что способствует удержанию повышенного давления и позволяет выдерживать большую нагрузку.

Предлагаемое колесо учитывает условия эксплуатации: значительные относительные деформации пневматической камеры, промежуточного и протекторного бандажей, что увеличивает возможности его эксплуатации.

Давление воздуха в упругодеформируемой камере колеса может быть больше или равно атмосферному давлению и не позволять транспортному средству садиться на обод.

Расположение и конструкция колес транспортного средства позволяют опустить центр тяжести транспортного средства ниже центра осей задних колес или ниже центров осей передних и задних колес.

1. Транспортное средство, включающее раму, установленные на ней двигательную установку, задний мост с колесами в виде камер сверхнизкого давления с охватывающими их ремнями, соединенными с дисками колес с охватывающими их ремнями, соединенными с дисками колес, и сиденье водителя, отличающееся тем, что центр тяжести транспортного средства расположен ниже центра по меньшей мере одной оси колеса.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что оно выполнено по трехточечной опорной схеме с ведущими задними колесами и передней опорой, соединенной тягами с рулевым устройством.

3. Транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что передняя опора выполнена в виде лыжи.

4. Транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что в качестве передней опоры использовано колесо в виде камеры сверхнизкого давления с охватывающими его ремнями, соединенными с диском колеса.

5. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что оно выполнено по четырехточечной опорной схеме с ведущими задним и/или передним мостами, при этом колеса переднего моста выполнены в виде камер сверхнизкого давления с охватывающими их ремнями, соединенными с дисками колес.

6. Транспортное средство по п.4, отличающееся тем, что опорная поверхность переднего колеса расположена не ниже опорных поверхностей задних колес.

7. Транспортное средство по п.5, отличающееся тем, что опорная поверхность передних колес расположена не ниже опорных поверхностей задних колес.

8. Колесо транспортного средства, содержащее диск и обод, объединенные в основание, пневматическую камеру с потайным вентилем, установленную на ободе, и протекторный бандаж, закрепленный также на ободе, отличающееся тем, что обод выполнен в виде двух колец трубчатого сечения, соединенных между собой спицами, пневматическая камера установлена на ободе с возможностью удержания при высоком давлении и полном объеме камеры и смещения, которое обусловлено при высоком и пониженном давлении разностью материалов обода, пневматической камеры и протекторного бандажа, а также зазорами между пневматической камерой и протекторным бандажом в нижней части колеса при низком давлении и при неполном объеме камеры.

9. Колесо транспортного средства по п.8, отличающееся тем, что между пневматической камерой и протекторным бандажом может быть установлен, по меньшей мере, один цельный кольцевой сменный промежуточный бандаж, края которого прижаты кольцами и частично спицами обода к пневматической камере.

10. Колесо транспортного средства по п.8, отличающееся тем, что протекторный бандаж закреплен на ободе с помощью хомутов и зажимов.



 

Наверх