Головоломка

 

Полезная модель относится к области занимательных, развивающих и обучающих игр. Головоломка содержит ряд находящихся на расстоянии друг от друга пластин, связанных посредством нескольких установленных в ряд и перпендикулярных пластинам стержней. Между указанными пластинами на стержнях с возможностью поворота вокруг них установлены игровые элементы, имеющие призматическую форму. Каждая боковая грань игровых элементов выполнена с соответствующим индексом или изображением, или окрашена в заданный цвет. Оси отверстий по меньшей мере на части промежуточных пластин, предназначенных для прохождения одного стержня, смещены в противоположные стороны относительно оси, проходящей через отверстия для этого стержня, в крайних пластинах. Технический результат полезной модели заключается в повышении механической прочности всей конструкции.

Полезная модель относится к области занимательных, развивающих и обучающих игр с игровыми элементами, подвижными друг относительно друга.

Наиболее близкой к предложенной является головоломка с игровыми элементами, подвижными относительно друг друга. Она содержит рамку с нижним и верхним основаниями и направляющие в виде параллельных стержней, скрепленных с основаниями. Установленные на стержнях с возможностью вращения игровые элементы выполнены в виде кубиков с нанесенной на их боковые грани буквенной индексацией (RU 2108836, кл.А63F 9/08, опубликован 1998.04.20).

К недостаткам известной конструкции можно отнести сложность при демонтаже элементов игры, обусловленную наличием рамки, в частности ее боковых составляющих.

Технический результат полезной модели заключается прежде всего в повышении механической прочности всей конструкции с одновременным обеспечением ее разборности, а также в повышении удобства пользования ею в том числе путем облегчения вращения игровых элементов вокруг стержней. Кроме того в полезной модели обеспечено большое разнообразие игровых комбинаций путем задействования в игре от 2 до 4 граней каждого игрового элемента в варианте его выполнения в виде кубика.

Названный технический результат достигнут в полезной модели следующей совокупностью признаков.

Головоломка содержит ряд находящихся на расстоянии друг от друга пластин, связанных посредством нескольких установленных в ряд и перпендикулярных пластинам стержней. Между указанными пластинами на

стержнях с возможностью поворота вокруг них установлены игровые элементы, имеющие призматическую форму. Каждая боковая грань игровых элементов выполнена с соответствующим индексом или изображением, или окрашена в заданный цвет.

В каждой пластине образованы отверстия по числу проходящих через них стержней, концы которых выполнены с возможностью фиксации снаружи крайних пластин.

Оси отверстий по меньшей мере на части промежуточных пластин, предназначенных для прохождения одного стержня, смещены в противоположные стороны относительно оси, проходящей через отверстия для этого стержня, в крайних пластинах.

В каждой паре соседних промежуточных пластин величина смещения осей образованных в них отверстий одинакова.

Игровой элемент преимущественно выполнен в виде кубика. Согласно варианту выполнения головоломки в основании игрового элемента может лежать равносторонний треугольник или другой правильный многоугольник.

Со стороны одного из оснований каждого игрового элемента может быть расположен диск, выступающий за стороны этого основания, при этом на торце диска выполнены насечки или ребра.

Ширина этого диска соответствует диаметру описанной окружности основания игрового элемента.

В каждой паре соседних игровых элементов диски расположены с противоположных сторон оснований этих элементов.

Каждый игровой элемент может быть выполнен полым, при этом со стороны обоих его оснований расположены диски разной ширины, а торец диска большего диаметра имеет насечки или ребра.

Ширина большего по размеру диска соответствует диаметру описанной окружности основания игрового элемента, а ширина меньшего по размеру диска - диаметру вписанной окружности этого основания.

Головоломка может иметь сборно-разборную конструкцию.

Полезная модель поясняется чертежом, где на фиг.1 - схематично изображена головоломка с частичным разрезом (вид спереди); на фиг.2 -единичный игровой модульный элемент (вид сбоку); на фиг.3 - вид по стрелке А на фиг.2; на фиг.4 - разделительная пластина; на фиг.5 - возможные индексы или изображения, или цвет, нанесенные на боковые грани игровых элементов.

На фиг.1 представлен преимущественный вариант выполнения головоломки, которая состоит из нескольких разделительных пластин 1 и двух крайних пластин (боковин) 2 и 3. В каждой пластине образованы сквозные отверстия 4 (фиг.4), количество которых соответствует числу стержней 5, установленных в отверстиях 4 перпендикулярно пластинам 1-3. Концы этих стержней зафиксированы на крайних пластинах, например, с помощью заклепок 6. Может быть предусмотрено и разъемное соединение стержней в т.ч. с крайними пластинами игры, например, путем выполнения резьбы на концах этих стержней, выполненных с возможностью взаимодействия с гайками..

На стержнях 5 между разделительными пластинами 1 с возможностью вращения вокруг этих стержней установлены игровые элементы 7 в виде кубиков. В варианте выполнения игрового элемента монолитным в нем образован сквозной осевой канал, отверстия которого выходят на оба основания этого элемента, а боковые грани предназначены для снабжения их соответствующими данной игре индексами, цветом или изображениями.

Для повышения удобства пользования игрой, в частности, облегчения захвата и поворота игрового элемента 7, на обоих его основаниях 8 (фиг.3) закреплены или выполнены за одно целое с ним накладки в виде дисков разной ширины. Так с одной стороны игрового элемента закреплена накладка 9 большей ширины, а с противоположной стороны накладка 10 меньшей ширины. Накладка 9 имеет неровную, например, ребристую или с насечками торцевую поверхность. Указанная накладка предназначена для удобства

захвата рукой и поэтому должна выступать за боковую поверхность элемента 7 на величину, не мешающую повороту соседних игровых элементов (фиг.1-3). Для обеспечения этого условия оптимальная ширина "L" накладки 9 равна диаметру "D" описанной вокруг основания 8 окружности. Накладки 9 в соседних игровых элементах расположены с противоположных сторон от этих элементов (фиг.1).

Ширина "" накладки 10 равна диаметру "d" вписанной в основание 8 окружности.

Изображенная на фиг.4 разделительная пластина 1 поясняет основной замысел заявителя, воплощенный в одном из вариантов выполнения предложенного решения, заключающийся в том, что расстояния "Б" и "В" между центральным 11 и соседними с ним отверстиями 12 и 13 не одинаковы, а расстояния "С" между центральным 11 и крайними отверстиями 14 и 15 в пластине одинаковы.

Для повышения прочности готовой конструкции головоломки в процессе ее сборки, например, изображенную на фиг.4 пластину 1 в каждом последующем ряду поворачивают на 180°, при этом при наличии нескольких аналогичных пластин 1, расположенные в центре и по краям этих пластин отверстия 11, 14 и 15 являются соосными, а оси отверстий, расположенных между вышеназванными отверстиями смещены друг относительно друга и относительно оси, проходящей через отверстия в крайних пластинах на небольшое расстояние. Таким образом для одного стержня оси отверстий части пластин головоломки лежат на одной прямой, а для соседних с ним стержней оси отверстий другой части пластин этой головоломки не лежат на одной прямой, а смещены друг относительно друга. Это позволяет устранить люфт между такими составляющими головоломки, как стержни и пластины, который часто возникает после продолжительного пользования головоломкой, обеспечивая тем самым необходимую жесткость целиком всей конструкции, что продлевает срок ее службы и повышает удобство пользования ею.

Как уже отмечалось ранее предложенная головоломка позволяет осуществлять несколько вариантов игры. Наиболее простым является вариант, когда каждый игровой элемент, например, в виде кубика, имеет две противоположных боковых грани одного цвета или с одним изобразительным мотивом, или с одним индексом, а две других - с другим.

Первый вариант игры.

В этом варианте, когда головоломка состоит, например, из 6 пластин, две из которых являются крайними, 5 стержней и соответственно 25 игровых элементов, боковые грани которых попарно окрашены в разные цвета, вначале половину кубиков устанавливают вверх одним (первым) цветом, а вторую половину плюс один кубик - другим (вторым) цветом. Начинает игру игрок, имеющий большее количество игровых элементов, поворачивая свой кубик другим цветом вверх. Второй игрок поворачивает находящийся на другом стержне (игровой оси) свой кубик другим цветом вверх и т.д. Ход запрещен на стержне, имеющем кубики, грани которых окрашены в один цвет. Выигрывает игрок первым исполнивший последний из разрешенных ходов.

Второй вариант игры.

В варианте, когда три грани каждого игрового элемента в виде кубика имеют разную, например, цветовую индексацию, все кубики с одной стороны головоломки устанавливают гранями одной (первой) цветности. Затем произвольным образом половину кубиков поворотом на 90° относительно игровой оси устанавливают гранями второй цветности, а другую половину кубиков- гранями третьей цветности.

Первый игрок выполняет ход поворотом любого кубика, выбранной им цветности, на 90° на любой игровой оси на грань первой цветности. Второй игрок выполняет ход поворотом кубика, выбранной им цветности, на 90° на любой игровой оси, кроме оси, где был выполнен ход первым игроком.

При выполнении хода на игровой оси, где уже был выполнен ход ранее, ход выполняют рядом с гранью первой цветности с одной или с другой стороны грани первой цветности.

Если грань первой цветности находится крайней на игровой оси, ход выполняют крайней гранью на другой стороне этой игровой оси.

Таким же образом выполняют ход при наличии на игровой оси нескольких граней первой цветности. Исполнение ходов гранями первой цветности выполняют до полного заполнения игровой оси. При отсутствии возможности исполнения хода, ход переходит к другому игроку. Выигрывает игрок первым выполнивший последний разрешенный ему ход последним кубиком его цветности.

Третий вариант игры.

В варианте, когда все четыре грани каждого игрового элемента в виде кубика имеют разную, например, цветовую индексацию все кубики с одной стороны головоломки устанавливают гранями одной (первой) цветности, а с другой стороны головоломки соответственно гранями другой (второй) цветности. Затем устанавливают половину кубиков с одноцветными гранями поворотом их на 90° на игровой оси гранями третьей цветности, а вторую половину кубиков- гранями четвертой цветности. Размещение повернутых кубиков (третьей и четвертой цветности) на осях вращения игрового поля должно быть произвольным.

Исполняющий первый ход поворачивает кубик, выбранной им окраски грани, на 90° на любой оси (т.е. возвращает кубик данной окраски на грань первоначальной цветности). Второй играющий, таким же образом выполняет ход на любой из оставшихся игровых осей.

Выполнение хода вторым игроком на оси, где был выполнен первый ход, разрешен при условии если «вскрытый» кубик первого игрока расположен непосредственно рядом или является крайним кубиком на данной оси и кубик второго игрока может быть установлен крайним на другой стороне этой оси.

Игрок, исполняющий очередной ход, имеет право на любой из осей выставить кубик в положение второй цветности, если он не был выставлен другим игроком. Заполнение этой оси очередными гранями кубиков первоначальной цветности производится обычным образом до кубика второй цветности, как с одной стороны, так и с другой стороны оси.

В случае отказа от выполнения или отсутствия возможности выполнения хода - ход предоставляется второму игроку. При отказе выполнения хода вторым игроком, ход повторно передается первому игроку. При этом его ход становится обязательным к исполнению. При невозможности выполнения обязательного хода - обязательность выполнения хода переходит ко второму игроку, у которого возможность выполнения хода имеется. Выигрывает игрок первым выполнивший последний ход кубиком выбранной им цветности.

1. Головоломка, содержащая ряд находящихся на расстоянии друг от друга пластин, связанных посредством нескольких установленных в ряд и перпендикулярных пластинам стержней, при этом между указанными пластинами на стержнях с возможностью поворота вокруг них установлены игровые элементы, имеющие призматическую форму, каждая боковая грань которых выполнена с соответствующим индексом или изображением или окрашена в заданный цвет.

2. Головоломка по п.1, отличающаяся тем, что в каждой пластине образованы отверстия по числу проходящих через них стержней, концы которых выполнены с возможностью фиксации снаружи крайних пластин.

3. Головоломка по п.2, отличающаяся тем, что оси отверстий по меньшей мере на части промежуточных пластин, предназначенных для прохождения одного стержня, смещены в противоположные стороны относительно оси, проходящей через отверстия для этого стержня, в крайних пластинах.

4. Головоломка по п.3, отличающаяся тем, что в каждой паре соседних промежуточных пластин величина смещения осей образованных в них отверстий одинакова.

5. Головоломка по п.1, отличающаяся тем, что игровой элемент выполнен в виде кубика.

6. Головоломка по п.1, отличающаяся тем, что в основании игрового элемента лежит равносторонний треугольник.

7. Головоломка по п.1, отличающаяся тем, что со стороны одного из оснований каждого игрового элемента расположен диск, выступающий за стороны этого основания, при этом на торце диска выполнены насечки или ребра.

8. Головоломка по п.7, отличающаяся тем, что ширина диска соответствует диаметру описанной окружности основания игрового элемента.

9. Головоломка по п.7 или 8, отличающаяся тем, что в каждой паре соседних игровых элементов диски расположены с противоположных сторон оснований этих элементов.

10. Головоломка по п.1, отличающаяся тем, что каждый игровой элемент выполнен полым, а со стороны обоих его оснований расположены диски разной ширины, при этом торец диска большего диаметра имеет насечки или ребра.

11. Головоломка по п.10, отличающаяся тем, что ширина большего диска соответствует диаметру описанной окружности основания игрового элемента, а ширина меньшего диска - диаметру вписанной окружности этого основания.

12. Головоломка по п.1, отличающаяся тем, что она имеет сборно-разборную конструкцию.



 

Наверх