Устройство для отопления и вентиляции кабины машиниста рельсового транспортного средства

 

Устройство для отопления и вентиляции кабины машиниста рельсового транспортного средства содержит корпус с окнами, в котором установлены фильтр, вентилятор и теплообменник. В передней части корпуса размещен механизм для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха, выполненный в виде незамкнутой цилиндрической обечайки со сквозными пазами, вала, закрепленного с возможностью поворота, и заслонок, расположенных на валу с возможностью радиального перемещения к сквозным пазам и перекрывания сквозных пазов цилиндрической обечайки. Незамкнутая часть цилиндрической обечайки обращена в сторону вентилятора. Сквозные пазы в цилиндрической обечайке и окна в корпусе геометрически подобны и расположены напротив друг друга. Корпус устройства размещен в каркасе подставки для ног машиниста. Техническим результатом при использовании полезной модели является улучшение эргономических показателей кабины путем размещения устройства для отопления и вентиляции в подставке для ног машиниста. 7 ил.

Полезная модель относится к рельсовым транспортным средствам, а именно, к устройствам для отопления и вентиляции кабины машиниста рельсового автобуса с дизельным двигателем.

Известна отопительно-вентиляционная установка транспортного средства, содержащая вентилятор и теплообменник, размещенные в коробчатом корпусе с отверстиями, и поворотные заслонки, расположенные консольно (см. патент США №5162020, НКИ 454/156, 10.11.1992 г.).

Данное устройство нельзя разместить непосредственно в рабочей зоне кабины машиниста рельсового транспортного средства, из-за наличия большого количества консольно расположенных заслонок и большой длины корпуса.

Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели по совокупности существенных признаков является система обогрева, вентиляции и кондиционирования для кабины рельсового погрузчика, содержащая корпус с окнами, в котором установлены фильтр, вентилятор и теплообменник (см. патент США №6223807, НКИ 165/43, 01.05.2001 г.).

Известная система не может быть использована для размещения в вспомогательном оборудовании рабочей зоны кабины машиниста рельсового транспортного средства из-за большой протяженности воздуховодов.

Техническим результатом при использовании предлагаемой полезной модели является улучшение эргономических показателей кабины путем размещения устройства для отопления и вентиляции в подставке для ног машиниста.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для отопления и вентиляции кабины машиниста рельсового транспортного средства, содержащем корпус с окнами, в котором установлены фильтр, вентилятор и теплообменник, корпус размещен под подставкой для ног машиниста и снабжен механизмом для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха, выполненным в виде незамкнутой цилиндрической обечайки с сквозными пазами, установленной в корпусе, вала, закрепленного с возможностью поворота в корпусе, и заслонок, расположенных на валу с возможностью радиального перемещения к сквозным пазам и перекрывания сквозных пазов цилиндрической обечайки, незамкнутая часть которой обращена в сторону вентилятора.

Кроме того, сквозные пазы в незамкнутой цилиндрической обечайке и окна в корпусе выполнены геометрически подобными и расположены напротив друг друга.

На фиг.1 изображено отопительно-вентиляционное устройство для кабины машиниста рельсового транспортного средства, общий вид;

на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1;

на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1;

На фиг.4 изображен механизм для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха, общий вид;

на фиг.5 - вид В на фиг.4;

на фиг.6 - разрез Г-Г на фиг.4;

на фиг.7 - разрез Д-Д на фиг.4.

Устройство для отопления и вентиляции кабины машиниста рельсового транспортного средства содержит корпус 1, на основании 2 которого размещена подставка 3 для ног машиниста. Корпус 1 имеет переднюю стенку 4 с окном 5 для забора воздуха из помещения кабины, заднюю стенку 6 с окном 7 для выхода подготовленного воздуха и внутреннюю перегородку 8. В основании 2 корпуса 1 и пола 9 кабины машиниста выполнено окно 10 для забора наружного атмосферного воздуха. Внутри корпуса 1 между перегородкой 8 и задней стенкой 5 расположен электровентилятор 11 и воздушно-жидкостный теплообменник 12, сообщенный через распределитель 13 с жидкостной системой охлаждения двигателя рельсового транспортного средства. Кроме того, между перегородкой 8 и подставкой 3 для ног машиниста установлен фильтр 14 для очистки воздуха от механических примесей. В передней части корпуса 1 между перегородкой 8 и передней стенкой 4 размещен механизм 15 для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха.

Механизм 15 для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха выполнен в виде незамкнутой цилиндрической обечайки 16 с двумя сквозными пазами 17 и 18 прямоугольной формы, вала 19, закрепленного с возможностью поворота в корпусе 1, заслонок 20 и 21, расположенных на валу 19 с возможностью радиального перемещения к сквозным пазам 17 и 18 и перекрывания их. Вал 19 с заслонками 20 и 21 установлен внутри незамкнутой цилиндрической обечайки 16, незамкнутая часть которой обращена в сторону вентилятора 11. Сквозные пазы 17 и 18 в незамкнутой цилиндрической обечайке 16 и окна 5 и 10 в корпусе 1 выполнены геометрически подобными и расположены напротив друг друга.

Сквозной паз 17 предназначен для забора воздуха из помещения кабины машиниста, сквозной паз 18 - для забора наружного атмосферного воздуха.

Заслонки 20 и 21 выполнены в виде части пустотелого цилиндра диаметром, равным внутреннему диаметру незамкнутой цилиндрической обечайки 16, и снабжены толкателями 22, 23 и 24, 25 (по два на каждую заслонку), установленными на валу 19 с возможностью радиального перемещения. Для прижима заслонок 20 и 21 толкатели 22, 23 и 24, 25 оснащены пружинами 26, 27 и 28, 29.

Устройство для отопления и вентиляции кабины машиниста рельсового транспортного средства работает следующим образом.

Для повышения температуры воздуха в кабине машиниста, предварительно открывают кран распределителя 13 для поступления жидкости из системы охлаждения двигателя рельсового транспортного средства в радиатор теплообменника 12. Поворотом вала 19 механизма 15 для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха устанавливают заслонку 21 в положение, при котором она перекрывает сквозной паз 17, расположенный напротив окна 5, предназначенного для забора рециркуляционного воздуха из кабины. Заслонка 20 при этом находится вне зоны расположения сквозного паза 18, не перекрывая доступа наружного воздуха через окно 10, выполненное в полу кабины.

Теплоноситель из системы охлаждения двигателя рельсового автобуса по трубопроводу поступает в воздушно-жидкостный теплообменник 12, нагревая пластины радиатора. Под действием разрежения, создаваемого электровентилятором 11, атмосферный воздух через окно 10 в основании 2 корпуса 1, сквозной паз 18 незамкнутой цилиндрической обечайки 16 механизма 15 для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха и

воздушный фильтр 14 поступает в радиатор воздушно-жидкостного теплообменника 12 и нагревается. После теплообменника 12 нагретый воздух поступает через окно 7 в задней стенке корпуса 1 в помещение кабины. Сквозной паз 18 незамкнутой цилиндрической обечайки 16 механизма 15 для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха в данном случае находится в открытом состоянии, а заслонка 21 перемещена посредством поворота вала 19 в положение вне границ сквозного паза 18. Фиксация положения заслонки осуществляется прижимным усилием пружин 30 и 31.

В случае необходимости быстрого прогрева помещения кабины машиниста транспортного средства в холодное время года, заслонку 21 механизма 15 для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха перемещают посредством поворота вала 19 в положение, в котором заслонка 21 полностью перекрывает сквозной паз 18, препятствуя поступлению атмосферного воздуха в корпус 1 устройства для отопления и вентиляции кабины рельсового транспортного средства. Заслонка 20 при этом перемещается в положение, при котором сквозной паз 17 механизма 15 для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха полностью открыт. Забор воздуха при этом производится непосредственно из помещения кабины, что, с учетом небольшого объема кабины, способствует ускоренному прогреву.

В теплое время года, когда потребность в отоплении отпадает, устройство для отопления и вентиляции кабины рельсового транспортного средства работает в режиме вентиляции и очистки воздуха. Для этого заслонку 20 посредством поворота вала 19 перемещают в положение, при котором заслонка 20 полностью перекрывает сквозной паз 17. Окно 10 при этом полностью открыто. Воздушно-жидкостный теплообменник 14 посредством закрытия распределителя 13 отключен от системы охлаждения двигателя

транспортного средства и находится в холодном состоянии. Под действием разрежения, создаваемого электровентилятором 11, атмосферный воздух через окно 10 в основании 2 корпуса 1 и сквозной паз 18 механизма 15 для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха поступает в фильтр 14 для очистки воздуха от механических примесей и через окно 7 на задней стенке корпуса 1 поступает в помещение кабины.

1. Устройство для отопления и вентиляции кабины машиниста рельсового транспортного средства, содержащее корпус с окнами, в котором установлены фильтр, вентилятор и теплообменник, отличающееся тем, что корпус размещен под подставкой для ног машиниста и снабжен механизмом для регулирования подачи наружного и рециркуляционного воздуха, выполненном в виде незамкнутой цилиндрической обечайки с сквозными пазами, установленной в корпусе, вала, закрепленного с возможностью поворота в корпусе, и заслонок, расположенных на валу с возможностью радиального перемещения к сквозным пазам и перекрывания сквозных пазов цилиндрической обечайки, незамкнутая часть которой обращена в сторону вентилятора.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сквозные пазы в незамкнутой цилиндрической обечайке и окна в корпусе выполнены геометрически подобными и расположены напротив друг друга.



 

Наверх