Кабина самолета
Полезная модель относится к авиационной технике. Кабина самолета содержит корпус 1, два кресла 2 и 3, тандемно расположенные на разной высоте, и фонарь, состоящий из козырька 4 и откидной части 5 с рамой, образованной двумя балками 6 и тремя дужками 7-9. Особенностью изобретения является то, что кресла разнесены по высоте и вдоль корпуса, а передняя дужка 7 откидной части сопряжена с козырьком с обеспечением углов обзора в вертикальной плоскости, ограниченных соответствующими линиями визирования, для заднего пилота 6-7°, а для переднего пилота 10-11°, при этом угол обзора переднего пилота в вертикальной плоскости, ограниченный линией визирования и сопряжением козырька с корпусом равен 16-17°.
Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована в учебно-боевых самолетах.
Известен самолет с кабиной, содержащей корпус, два кресла, тандемно расположенные на разной высоте, и фонарь, состоящий из козырька и откидной части с рамой, образованной двумя балками и тремя дужками (см. Л.Е.Базанов и др. Системы управлением вооружением истребителей: Основы интеллекта многофункционального самолета. - М.: Машиностроение, 2005).
Недостатком известной кабины является малый угол обзора пилота (инструктора) в вертикальной плоскости, расположенного сзади, что затрудняет ему контроль за действиями обучаемого пилота.
Технический результат, на достижение которого направленно изобретение, заключается в обеспечении достаточного обзора для инструктора с сохранением высоких аэродинамических характеристик
самолета.
Указанный результат достигается тем, что в кабине самолета, содержащей корпус, два кресла, тандемно расположенные на разной высоте, и фонарь, состоящий из козырька и откидной части с рамой, образованной двумя балками и тремя дужками, кресла разнесены по высоте и вдоль
корпуса, а передняя дужка откидной части сопряжена с козырьком с обеспечением углов обзора в вертикальной плоскости, ограниченных соответствующими линиями визирования, для заднего пилота 6-7°, а для переднего пилота 10-11°, при этом угол обзора переднего пилота в вертикальной плоскости, ограниченный линией визирования и сопряжением козырька с корпусом равен 16-17°.
Спинки кресел располагаются под углом 72-74° к полу кабины.
Полезная модель поясняется чертежами.
На фиг.1 показана схема размещения пилотов в кабине;
на фиг.2 кабина вид сверху.
Кабина состоит из корпуса 1, представляющего собой часть носовой части фюзеляжа самолета, в которой тандемно размещены кресла 2 и 3 пилотов и фонарь.
Фонарь кабины обеспечивает необходимый обзор на всех режимах полета и при рулении и защиту экипажа от внешних воздействий. Он состоит из беспереплетного козырька 4 и открывающейся вправо на трех петлях общей для обоих пилотов откидной части фонаря 5.
Козырек фонаря из силикатного триплекса, с электрическим обогревом для предотвращения обледенения, обеспечивает безопасность пилотов при столкновении с птицей массой 1,8 кг на скорости до 635 км/ч.
Откидная часть фонаря состоит из сборной рамы, образованной двумя балками 6 и тремя дужками 7-9, остекления и прижимных деталей.
Исходя из назначения и идеологии использования самолета, оборудование в обеих частях кабины почти идентично, что позволяет инструктору не только показывать порядок выполнения элемента полета, но и контролировать правильность действий курсанта и своевременно вмешиваться в необходимых случаях.
Компоновка рабочих мест курсанта и инструктора выполнена с учетом возможности сохранения рациональных навыков управления и контроля, выработанных в процессе эксплуатации самолета, освоенного ранее.
Поскольку самолет должен иметь информационно-управляющее поле кабины близкое к боевым самолетам, то компоновка передней части кабины отвечает требованиям для самолетов с одним летчиком.
Особенность компоновки задней части кабины отражает специфику деятельности инструктора при обучении и контроле действий курсанта.
Общими для обеих кабин является размещение основных и аварийных органов управления, оборудованных ручкой управления и катапультным креслом с наклоном спинки на 17 градусов к вертикали.
Спинки кресел размещены в зонах расположения шпангоутов №9 и №15 на разной высоте, при этом дужка козырька 4, сопрягаемая с дужкой 7 откидной части наклонена вперед для обеспечения необходимых углов обзора.
Для обеспечения приемлемого обзора, особенно для находящегося сзади инструктора, с сохранением высоких аэродинамических характеристик самолета за счет оптимального наклона носовой части фюзеляжа взаимное
расположение элементов кабины должно обеспечивать следующие оптимальные углы обзора в вертикальной плоскости:
- для заднего пилота часть угла, ограниченная линией визирования и передней дужкой фонаря должна быть 6°,
- для переднего пилота угол обзора, ограниченный линией визирования и дужкой козырька, сопряженной с передней дужкой откидной части фонаря, должен быть равен 10°, а угол, ограниченный сопряжением козырька с корпусом и линией визирования должен быть 16°.
Оперативные пульты и органы управления, необходимость работы с которыми обусловлена дефицитом времени, расположены по левую руку. Таким требованиям по размещению отвечает пульт пожаротушения, пульт системы дистанционного управления (СДУ), пульт управления закрылками, рычаг уборки-выпуска шасси, переключатель аварийного выпуска шасси, пульт управления спецсистемами, включение фар, аварийное включение гидросистемы, пульт управления связью и СДУ.
Оборудование, работа с которым осуществляется только правой рукой, потребует кратковременную передачу ручки управления самолетом в левую руку. Эти операции будут проводиться при необходимости проверки работы генераторов, включения прицельно-обзорной системы (ПОС), переключения каналов АРК, изменения температуры воздуха в кабине, ввода информации на модуле клавиатуры и т.п.
Для обеспечения рационального и удобного размещения летчиков в зимнем и летнем обмундировании, в высотном снаряжении и без него
геометрические размеры кабины самолета выполнены в соответствии с требованиями, учитывающими антропометрические и биомеханические характеристики, предъявляемые к летному составу.
Зоны досягаемости определены для левой и правой руки летчиков с учетом функции, выполняемой при пилотировании самолета:
- нажатие указательным пальцем на кнопку-табло или кнопку;
- переключение тумблера при помощи большого, указательного и среднего пальцев;
- управление самолетом путем передвижения кистью руки центральной ручки управления (ЦРУ).
Наиболее удобно расположены органы управления на панелях под левым и правым козырьком информационного управляющего поля (ИУП), которые приближены к летчику на 100 мм от указанного поля, а также органы управления, расположенные на многофункциональном пульте управления, которые тоже приближены к летчику на 180 мм находятся в зоне полной досягаемости. Левые боковые пульты при наклоне летчиков полностью досягаемы. Остальные органы управления расположены в зоне предельной досягаемости летчиков. Ручка управления самолетом (РУС), рычаги управления двигателями (РУД), а также педали расположены полностью в зонах досягаемости летчиков. При управлении педалями ноги летчиков не задевают ИУП, в любой части кабины.
Для четкого различения (считывания) информации на индикаторах и светосигнализаторах летчик, путем поворота глаз и головы совмещает линию
визирования с наблюдаемым объектом. Исходное положение линии визирования лежит в плоскости симметрии кресел летчиков на 5 градусов ниже горизонтали. Зоны внутрикабинного обзора получены путем перемещения линии визирования относительно ее первоначального положения влево, вправо и вниз на заданные углы, а также с учетом дистанции наблюдения данного объекта. Зоны внутрикабинного обзора являются оптимальными для летчиков и обеспечивают безошибочное считывание информации с индикаторов и светосигнализаторов, расположенных в этих зонах при повороте глаз, а также глаз и головы летчиков одновременно.
1. Кабина самолета, содержащая корпус, два кресла, тандемно расположенные на разной высоте, и фонарь, состоящий из козырька и откидной части с рамой, образованной двумя балками и тремя дужками, отличающаяся тем, что кресла разнесены по высоте и вдоль корпуса, а передняя дужка откидной части сопряжена с козырьком с обеспечением углов обзора в вертикальной плоскости, ограниченных соответствующими линиями визирования, для заднего пилота 6-7°, а для переднего пилота 10-11°, при этом угол обзора переднего пилота в вертикальной плоскости, ограниченный линией визирования и сопряжением козырька с корпусом, равен 16-17°.
2. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что спинки кресел расположены под углом 72-74° к полу кабины.