Комплексный тренажер экипажа боевого самолета корабельного базирования

 

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована при создании тренажеров экипажей боевых самолетов корабельного базирования, включая отработку взлета и посадки на палубу авианосца и дозаправку самолета в воздухе.

Комплексный тренажер содержит кабину летчика самолета, блок имитации закабинной визуальной обстановки, вычислительный комплекс, рабочее место инструктора, блок ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от палубных надстроек авианосца при выполнении взлета и посадки самолета при моделировании полета самолета, и блок ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от самолета-заправщика при выполнении дозаправки самолета в воздухе, выходы которых соединены с соответствующим входами вычислительного комплекса, причем, блок имитации закабинной визуальной обстановки выполнен в виде трехоконного оптико-коллимационного устройства с углом обзора 120°×30°.

1 п.ф., 1 ил.

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована при создании тренажеров экипажей самолетов корабельного базирования, учитывающих влияние спутного следа от палубных надстроек авианосца на аэродинамические характеристики самолета при взлете и посадке и от самолета-заправщика при выполнении дозаправки в воздухе.

Известен тренажер самолета, содержащий кабину летчиков самолета, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и комплектом оборудования с системой адаптеров, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяют внешний вид и расположение элементов оборудования комплекта кабины летчиков самолета, блок имитации закабинной визуальной обстановки, включающий в себя блок генерации визуальной обстановки и блок отображения закабинной обстановки выполненный в виде системы, включающей проекторы и диорамный экран, установленный перед кабиной летчиков, вычислительный комплекс, предназначенный для моделирования штатных и нештатных режимов полета самолета и снабженный блоком имитации акустических шумов, при этом, вычислительный комплекс содержит программируемый блок моделирования условий полета и режимов работы, программное обеспечение которого выполнено с возможностью моделирования аэродинамических характеристик, навигационных параметров, работы силовой установки, агрегатов и систем самолета, рабочее место инструктора тренажера, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом и снабженное блоком имитации радиосвязи, видеомониторы, установленные на рабочем месте инструктора и соединенные с видеокамерами кабины. [RU 2294019, C1, G09B 9/46, 20.02.2007].

Недостатком известного технического решения является относительно узкие функциональные возможности.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является тренажер [RU 2230371, С2, G09B9/46, 2004], содержащий:

- кабину летчиков самолета, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и имеющим систему адаптеров с комплектом оборудования, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяет внешний вид и расположение элементов оборудования комплекта кабины летчиков самолета;

- блок имитации закабинной визуальной обстановки, включающий в себя блок отображения закабинной обстановки и блок генерации визуальной обстановки, причем блок отображения закабинной визуальной обстановки может представлять собой систему, включающую проекторы и диорамный экран, установленный перед кабиной летчиков;

- вычислительный комплекс, позволяющий моделировать штатные и нештатные режимы полета самолета и снабженный блоком имитации акустических шумов. При этом вычислительный комплекс содержит программируемый блок моделирования условий полета и режимов работы, программное обеспечение которого выполнено с возможностью моделирования аэродинамики, навигационных параметров, работы силовой установки, агрегатов и систем самолета;

- рабочее место инструктора тренажера, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом, и снабженное блоком имитации радиосвязи. На рабочем месте инструктора установлены видеомониторы, соединенные с видеокамерами кабины летчиков самолета.

Наиболее близкое техническое решение позволяет осуществлять обучение и тренировку летного экипажа, имитировать работу оборудования в штатных и особых ситуациях, моделировать визуальную обстановку в зависимости от метеоусловий, времени суток и времени года, а также осуществлять контроль за работой экипажа.

Однако наиболее близкое техническое решение обладает относительно узкими функциональными возможностями, поскольку в нем отсутствуют учет влияния спутного следа за палубными надстройками авианосца на аэродинамические характеристики самолета при выполнении взлета и посадки, а также возможность тренажерной отработки режима дозаправки самолета в воздухе. Это не позволяет обеспечить эффективную подготовку летных экипажей боевых корабельных самолетов.

В результате отмеченных недостатков наиболее близкое техническое решение не позволяет обеспечить точность моделирования окружающей обстановки и состояния органов управления достаточно близкими к реальным, что снижает эффективность подготовки экипажей на тренажере.

Требуемый технический результат заключается в повышении точности моделирования и расширении функциональных возможностей, что направлено на повышение эффективности подготовки экипажей корабельных самолетов на тренажере.

Требуемый технический результат достигается тем, что в тренажер, содержащий кабину летчика самолета, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и комплектом оборудования с системой адаптеров, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяют внешний вид и расположение элементов оборудования комплекта кабины летчика самолета, блок имитации закабинной визуальной обстановки, вычислительный комплекс, соединенный с кабиной летчика самолета, с блоком имитации закабинной визуальной обстановки и позволяющий моделировать штатные и нештатные режимы полета самолета, условий полета и режимов работы, моделирования аэродинамических характеристик, навигационных параметров, работы силовой установки, агрегатов и систем самолета и снабженный блоком имитации акустических шумов, а также рабочее место инструктора, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом, и снабженное блоком имитации радиосвязи, при этом, на рабочем месте инструктора установлены видеомониторы, соединенные с видеокамерами кабины летчика самолета, введены блок ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от палубных надстроек авианосца при выполнении взлета и посадки самолета при моделировании полета самолета, и блок ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от самолета-заправщика при выполнении дозаправки самолета в воздухе, выходы которых соединены с соответствующим входами вычислительного комплекса, а блок имитации закабинной визуальной обстановки выполнен в виде трехоконного оптико-коллимационного устройства с углом обзора 120°×30°.

На чертеже представлена функциональная схема комплексного тренажера экипажа боевого самолета корабельного базирования.

Комплексный тренажер экипажа боевого самолета корабельного базирования содержит кабину 1 летчика самолета, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и комплектом оборудования с системой адаптеров, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяют внешний вид и расположение элементов оборудования комплекта кабины летчика боевого самолета корабельного базирования.

Кроме того, комплексный тренажер экипажа боевого самолета корабельного базирования содержит блок 2 имитации закабинной визуальной обстановки, вычислительный комплекс 3, соединенный с кабиной 1 летчика самолета и с блоком имитации закабинной визуальной обстановки. Вычислительный комплекс 3 позволяет моделировать штатные и нештатные режимы полета самолета, условия полета и режимы работы, моделировать аэродинамические характеристики, навигационные параметры, работу силовой установки, агрегатов и систем самолета. Вычислительный комплекс 3 снабжен блоком имитации акустических шумов.

Комплексный тренажер экипажа боевого самолета корабельного базирования содержит также рабочее место 4 инструктора, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом 3, и снабженное блоком имитации радиосвязи, при этом, на рабочем месте 4 инструктора установлены видеомониторы, соединенные с видеокамерами кабины летчика самолета.

В комплексном тренажере экипажа боевого самолета корабельного базирования имеется также блок 5 ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от палубных надстроек авианосца при выполнении взлета и посадки самолета при моделировании полета самолета, а также блок 6 ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от самолета-заправщика при выполнении дозаправки самолета в воздухе, выходы которых соединены с соответствующим входами вычислительного комплекса 3.

Кроме того, в комплексном тренажере экипажа боевого самолета корабельного базирования блок 2 имитации закабинной визуальной обстановки выполнен в виде трехоконного оптико-коллимационного устройства с углом обзора 120°×30°.

Использование блока 2 в виде трехоконного оптико-коллимационного устройства с углом обзора 120°×30° позволяет обеспечить при тренажном обучении летчиков широкий план изображений палубных построек авианосца и самолета-заправщика.

Все необходимые исходные данные для моделирования штатных и нештатных режимов полета самолета, условий полета и режимов работы, аэродинамических характеристик, навигационных параметров, работы силовой установки, агрегатов и систем самолета, а также имитации акустических шумов для вычислительного комплекса 3 берутся из учебных вариантов использования вооружения в реальной обстановке (изображения целей, закабинная обстановка, шумы, процесс поражения целей, состояния органов управления и результаты использования вооружения).

Блок 5 ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от палубных надстроек авианосца при выполнении взлета и посадки самолета при моделировании полета самолета, а также блок 6 ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от самолета-заправщика при выполнении дозаправки самолета в воздухе могут быть выполнены в виде малогабаритных компьютеров, в которые вводится специалистами соответствующая информация, полученная при реальных полетах самолета, которая транслируется в вычислительный комплекс 3 и позволяет учитывать при тренажном обучении влияние спутного следа от палубных надстроек авианосца при выполнении взлета и посадки самолета, а также влияние спутного следа от самолета-заправщика при выполнении дозаправки самолета в воздухе.

Тренировка на комплексном тренажере экипажа боевого самолета корабельного базирования осуществляется следующим образом.

Обучающийся летчик занимает свое рабочее место в кабине 1, а инструктор - на рабочем месте 4 инструктора.

Инструктор с рабочего места 4 инструктора загружает в вычислительный комплекс 3 задание на полет (задает начальные условия, метеоусловия, параметры системы вооружения, целевую обстановку на маршруте и другие необходимые исходные данные). В соответствии с заложенными программами в вычислительном комплексе 3 вводится информация из блоков 5 и 6 и начинается моделирование полета боевого самолета корабельного базирования с учетом особенностей конкретных авианосца и самолета-заправщика.

В блоке 2 воспроизводится закабинная визуальная обстановка для летчика, максимально приближенная к реальной. Использование блока 2 в виде трехоконного оптико-коллимационного устройства с углом обзора 120°×30° позволяет обеспечить при тренажном обучении летчиков широкий план изображений палубных построек авианосца и самолета-танкера.

Кроме того, включаются акустические системы, воспроизводящие шум работы силовой установки и систем самолета, включается радиосвязь и инструктор передает летчику команды, аналогичные тем, какие передаются от корабельного командного центра управления полетом.

Летчик осуществляет тренировочный полет в соответствии с заданием, воздействуя на имитаторы органов управления самолета, сигналы с которых через адаптеры поступают в вычислительный комплекс 3 тренажера и используются для моделирования полета.

Инструктор на своих видеомониторах наблюдает за ходом тренировочного полета, по переговорному устройству при необходимости дает команды летчику, с помощью пульта управления изменяет условия полета, например, вводит отказы систем или меняет целевую обстановку, метеоусловия и т.д.

Вся информация о тренировочном полете архивируется в вычислительном комплексе 3 тренажера для последующего анализа и разбора действий летчика.

Предлагаемое техническое решение расширяет функциональные возможности тренажера, поскольку помимо обучения и тренировки летчика в обычной обстановке дополнительно обеспечиваются близкие к реальным условия выполнения взлета и посадки самолета на палубу авианосца, а также выполнения дозаправки самолета в воздухе. Это позволяет обеспечить эффективную подготовку летных экипажей. Кроме того, в предложенном техническом решении блок 2 имитации закабинной обстановки выполнен в виде трехоконного оптико-коллимационного устройства с углом обзора 120°×30°, что обеспечивает реальные условия обзора. Все это повышает точность моделирования и расширение функциональных возможностей, что направлено на повышение эффективности подготовки летных экипажей на тренажере.

Комплексный тренажер экипажа боевого самолета корабельного базирования, содержащий кабину летчика самолета, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и комплектом оборудования с системой адаптеров, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяют внешний вид и расположение элементов оборудования комплекта кабины летчика самолета, блок имитации закабинной визуальной обстановки, вычислительный комплекс, соединенный с кабиной летчика самолета, с блоком имитации закабинной визуальной обстановки и позволяющий моделировать штатные и нештатные режимы полета самолета, условий полета и режимов работы, моделирования аэродинамических характеристик, навигационных параметров, работы силовой установки, агрегатов и систем самолета и снабженный блоком имитации акустических шумов, а также рабочее место инструктора, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом, и снабженное блоком имитации радиосвязи, при этом на рабочем месте инструктора установлены видеомониторы, соединенные с видеокамерами кабины летчика самолета, отличающийся тем, что введены блок ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от палубных надстроек авианосца при выполнении взлета и посадки самолета при моделировании полета самолета, и блок ввода в вычислительный комплекс поправок, учитывающих влияние спутного следа от самолета-заправщика при выполнении дозаправки самолета в воздухе, выходы которых соединены с соответствующим входами вычислительного комплекса, а блок имитации закабинной визуальной обстановки выполнен в виде трехоконного оптико-коллимационного устройства с углом обзора 120°×30°.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Преимущественная область применения предлагаемой полезной модели - пассажирские или военно-транспортные самолеты. Технический результат заключается в повышении аэродинамического качества самолета на крейсерских режимах полета, что позволит снизить расход топлива, например, дальнемагистрального самолета, и увеличении коэффициента подъемной силы самолета на режимах взлета и посадки, что позволит уменьшить скорости и дистанции взлета и посадки.
Наверх