Беспилотный летательный аппарат с четырьмя поворотными двигателями

 

Беспилотный летательный аппарат с четырьмя поворотными двигателями относится к авиационной технике, в частности к беспилотным летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Задачей полезной модели является повышение запаса устойчивости и расширение технических характеристик. Технический результат, который может быть получен при использовании полезной модели, заключается в расширении диапазона применения БЛА за счет размещения специального оборудования или человека на внешней поверхности несущего крыла. Поставленная задача достигается тем, что беспилотный летательный аппарат представляет собой свободнонесущее крыло с четырьмя поворотными двигателями, систему управления, двигательную установку и полезную нагрузку. При этом двигательная установка состоит из четырех поворотных двигателей, расположенных симметрично относительно оси аппарата и вне его, жестко соединенных осями с планером и независимо управляемых от единой системы управления, а двигатели расположены таким образом, что центр масс аппарата расположен симметрично между осями двигателей, причем система управления и элементы питания двигательной установки равномерно занимают весь свободный объем свободнонесущего крыла, а полезная нагрузка размещается на поверхности крыла. Основными преимуществами комбинированного беспилотного летательного аппарата с четырьмя поворотными двигателями являются: возможность размещения любого специального оборудования на наружной поверхности крыла БЛА, возможность реализации четырех режимов работы БЛА, возможность взлета и посадки БЛА на любую твердую поверхность, а также обеспечение режима висения над любой труднодоступной местностью (вода, болото, песок, горы, лес, овраг и т.д.), надежность из-за наличия сразу четырех двигателей, которые смогут удерживать аппарат в воздухе при отказе до двух. 2илл.

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности к беспилотным летательным аппаратам вертикального взлета и посадки.

В последнее время возрос интерес к использованию беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для решения множества задач, выполнение которых пилотируемыми летательными аппаратами в силу различных причин нецелесообразно.

К основным направления использования БЛА относятся:

Дистанционный мониторинг окружающей среды с автоматическим взятием проб элементов окружающей среды из труднодоступных мест с визуальным контролем проводимых замеров и мест отбора проб, а также доставка их к месту проведения анализа.

Высокая оперативность и эффективность поисково-спасательных операций (состояние объектов и масштабы разрушений, опасные зоны и пожары, аварий, стихийных бедствий, техногенных катастроф и выявления в них пострадавших).

Мониторинг морских и речных магистралей и водоемов (выявления на них браконьерства), экологический мониторинг и контроль объектов и трасс производства, добычи и транспортировки электрической энергии, природного газа, сырой нефти и продуктов ее переработки, опасных химических и других веществ.

Непрерывное и скрытое ведение разведки (военной, радиационной, химической, биологической) в реальном масштабе времени и визуальная передача данных на монитор оператора.

Предотвращение попыток осуществления террористических актов на АЭС,

ГЭС, ТЭЦ, радиационных, химических и биологических и других опасных объектах (последствия которых могут быть сопоставимы с применением оружия массового поражения), а также выявлении и предотвращении попыток хищения природного газа, сырой нефти, нефтепродуктов.

Патрулирование (сухопутных и водных) границ, военных, административных, экономических объектов, крупных промышленных предприятий с опасным производство, мониторинг стратегических (железнодорожных и автомобильных) транспортных магистралей, наблюдение за мобильными объектами и группами населения, контроль и обеспечение безопасности при массовых мероприятиях (на стадионах, площадях, саммитах, олимпиадах и др.) с применением (по целеуказанию или непосредственно с БЛА) нелетальных средств сдерживания.

Непосредственное участие в борьбе с террористами, а также участие в боевых действиях и военных конфликтах.

Скрытое патрулирование и охрана территории важных военных объектов, захват цели и/или целеуказания, сбор данных организация связи и передача данных, запуск ложных целей, сопровождение военных и опасных грузов, а также наведение ракет, управляемых БЧ и реактивных снарядов на конечном участке траектории полета.

Геологические исследования, дистанционное наблюдение за вулканической или сейсмической деятельностью.

Оповещение о возникновении и развитии аварий, стихийного бедствия или опасных ситуаций в контролируемых зонах, выявление оперативной обстановки и наличия жертв в криминогенных местах (зоны, закрытые для доступа, места, где совершаются преступления), а также из в мест химического заражения и др.

Наибольшее распространение нашли конструкции БЛА самолетной и

вертолетной схем. Перспективной также является схема «винт в кольце».

Недостатками большинства БЛА самолетных схем (например, патент №2181333 от 20.04.2002 «Беспилотный многорежимный высокоманевренный летательный аппарат», МПК B64D 27/20, B64D 33/02) являются:

- необходимость наличия взлетно-посадочной полосы;

- отсутствие режима висения.

Данные недостатки устранены в вертолетной схеме, например патент №2021165 от 15.10.1994. «Способ управления дистанционно-пилотируемым аппаратом и система управления для его реализации», МПК В64С29/00, В64С 15/00. Однако для большинства из них характерны следующие недостатки:

- при большой удельной нагрузке поток от винта будет так силен, что не позволит работать под несущим винтом;

- большой расход топлива;

- небольшая скорость перемещения в горизонтальном направлении. Частично данные недостатки устранены в схеме «винт в кольце». Однако для данного типа БЛА характерным недостатком является большое аэродинамическое сопротивление из-за размещения большого количества специального оборудования, что приводит к снижению скорости полета БЛА. Например, «Летательный аппарат вертикального взлета и посадки» по патенту №2089458 от 10.09.1997, МПК В64С 29/00.

Частично данные недостатки устранены в беспилотном летательном аппарате по патенту №2288140 от 27.11.2006, МПК В64С 39/00. Он содержит свободнонесущее крыло, снабженное аэродинамическими органами управления, вертикальное оперение, мотогондолу и один двигатель с воздушным винтом. Двигатель установлен в мотогондоле. Беспилотный летательный аппарат выполнен по бесфюзеляжной

аэродинамической схеме "летающее крыло".

Однако одним из недостатков данного двигателя является низкий запас статической устойчивости, что приводит к его неустойчивому положению при взлете, когда стабилизатор еще неэффективен. Кроме того, не во всех случаях БЛА может быть использован.

Наиболее близким по принципу действия и технической сущности к заявляемому устройству является «Беспилотный летательный аппарат с двумя поворотными двигателями» по заявке №2007136130/22 (039514), по которой принято решение на выдачу патента Российской Федерации от 15.11.2007 на полезную модель. Однако и этот БЛА полностью не устраняет неустойчивое положение при взлете, посадке и в случае воздействия возмущающих факторов.

Задачей полезной модели является повышение запаса устойчивости и расширение технических характеристик.

Технический результат, который может быть получен при использовании полезной модели, заключается в расширении диапазона применения БЛА за счет размещения специального оборудования или человека на внешней поверхности несущего крыла.

Поставленная задача достигается тем, что беспилотный летательный аппарат представляет собой свободнонесущее крыло с четырьмя поворотными двигателями, систему управления, двигательную установку и полезную нагрузку. При этом двигательная установка состоит из четырех поворотных двигателей, расположенных симметрично относительно оси аппарата и вне его, жестко соединенных осями с планером и независимо управляемых от единой системы управления, а двигатели расположены таким образом, что центр масс аппарата расположен симметрично между

осями двигателей, причем система управления и элементы питания двигательной установки равномерно занимают весь свободный объем свободнонесущего крыла, а полезная нагрузка размещается на поверхности крыла.

На фиг.1 изображен вид БЛА сверху, а на фиг.2 изображен вид БЛА сбоку, где: 1 - свободнонесущее крыло;

2 -поворотные двигатели;

3 - носовой обтекатель;

4 - подъемный винт;

5 - скег;

6 - гильза;

7- стержни крепления двигателя;

8 - колеса;

9 - система управления.

Комбинированный беспилотный летательный аппарат выполнен по бесфюзеляжной аэродинамической схеме "летающее крыло". Он состоит из следующих основных элементов: свободнонесущего крыла 1, поворотных двигателей 2.

Свободнонесущее крыло 1 предназначено для размещения и крепления всех составных частей аппарата. В передней части аппарата установлен носовой обтекатель 3, внутри которого размещаются элементы функционально связанных между собой электронной аппаратуры наблюдения, приемопередающего блока, приемопередающей антенны, пилотажно-навигационной системы и др. Передняя часть свободнонесущего крыла 1 имеет форму обеспечивающей минимальное аэродинамическое сопротивление. Внутри свободнонесущего крыла 1 закрепляется только специальное оборудование. Специальное оборудование в зависимости от назначения БЛА может

быть различным и крепится на наружной поверхности. Например, для экологических целей оборудование может быть представлено пробоотборниками, газоанализаторами и т.д.

Двигательная установка состоит из четырех подъемных двигателей 2, расположенных симметрично относительно оси аппарата и вне его. Подъемные двигатели 2 жестко закреплены к свободнонесущему крылу 1 БЛА, а оси валов этих двигателей проходят через центр масс аппарата, при этом вся полезная нагрузка полностью занимает весь свободный объем свободнонесущего крыла 1. Каждый двигатель 2 состоит из подъемного винта 4, закрепленного с помощью скега 5 к гильзе 6, которая с помощью стержней 7 соединяет поворотные двигатели 2 с корпусом БЛА.

Поворотные двигатели 2 предназначены для создания тяги, необходимой для перемещения БЛА в горизонтальной плоскости, а также для вертикального взлета и посадки аппарата.

БЛА в исходном состоянии может устанавливаться или поступательно перемещаться по твердой поверхности с помощью колес 8. На исходной позиции проводится развертывание наземного пункта дистанционного управления беспилотным летательным аппаратом. Кроме того, проводится предполетная подготовка БЛА.

БЛА может работать в следующих режимах: запуск, полет, висение и приземление.

Режим - «Запуск». Запуск БЛА может проводиться как с мобильной, так и со стационарной стартовой установки. Кроме того, он может осуществляться как по командам оператора, находящегося в районе пункта управления, так и быть заложен в память систему управления 9, а также с борта БПЛА. В первом случае запуск осуществляется с пусковой установки, а во втором - с места трагедии, катастрофы,

заражения и т.д.

Запуск двигательной установки при старте осуществляется автоматически или по команде оператора. При запуске БЛА поворотные двигатели 2 начинают свою работу. Как только суммарная тяга, создаваемая двигателями 2 превысит стартовый вес БЛА, он отрывается от поверхности и начинает совершать подъем до набора нужной высоты. Так как оси валов подъемных двигателей 2 проходят через центр масс БЛА, то в процессе его подъема аппарат является статически устойчивым. Следует отметить, что для запуска БЛА не требуется наличие взлетно-посадочной полосы.

Режим - «Висение». При необходимости БЛА зависает в воздухе над заданной точкой. Для этого двигатели 2 работают таким образом, чтобы БЛА расположился над заданной точкой поверхности. Затем по команде они переводятся в режим зависания. При этом суммарная тяга, создаваемая двигателями 2, должна равняться стартовому весу БЛА.

Режим - «Полет». По команде системы управления двигатели 2 переводятся в режим горизонтального полета.

Полет БЛА может происходить в соответствии с полетным заданием как по заданной программе, так и по радиокомандам, передаваемым оператором с наземного пункта дистанционного управления. Наземный пункт дистанционного управления вырабатывает команды, передаваемые по радиоканалу на бортовое радиоэлектронное оборудование, установленное на БЛА. Эти команды управляют полетом летательного аппарата с помощью пилотажно-навигационной системы, а также дистанционным обзором местности и передачей видео и телеметрической информации через приемопередающую антенну и приемопередающий блок на наземный пункт дистанционного управления.

Разработанный БЛА экономичен. Это достигается его формой, которая уменьшает его аэродинамическое сопротивление. Свободнонесущие крыло 1 позволяет БЛА планировать. Для поворота БЛА подается команда от системы управления на двигатели 2, которые непосредственно и осуществляют поворот. Изменение скорости полета осуществляется изменением числа оборотов вала двигателей 2. В случае уменьшении скорости полета БЛА или осуществления реверса тяги необходимо или уменьшить число оборотов вала двигателей или осуществить его вращение в обратную сторону с заданной угловой скоростью. При необходимости набора заданной высоты подъемные двигатели 2 меняют угол наклона.

Режим - «Приземление». Приземление БЛА осуществляется при переводе двигателей 2 в режим взлета и посадки. При этом БЛА плавно приземляется. Следует отметить, что для приземления БЛА не требуется наличие взлетно-посадочной полосы.

Основными преимуществами комбинированного беспилотного летательного аппарата с четырьмя поворотными двигателями являются:

- возможность размещения любого специального оборудования на наружной поверхности крыла БЛА;

- возможность реализации четырех режимов работы БЛА;

- возможность взлета и посадки БЛА на любую твердую поверхность, а также обеспечение режима висения над любой труднодоступной местностью (вода, болото, песок, горы, лес, овраг и т.д.);

-надежность из-за наличия сразу четырех двигателей, которые смогут удерживать аппарат в воздухе при отказе до двух.

Беспилотный летательный аппарат с четырьмя поворотными двигателями, состоящий из свободнонесущего крыла, системы управления, двигательной установки и полезной нагрузки, отличающийся тем, что двигательная установка состоит из четырех поворотных двигателей, расположенных симметрично относительно оси аппарата и вне его, жестко соединенных осями с планером и независимо работающих от единой системы управления, а двигатели расположены таким образом, что центр масс аппарата находится симметрично между осями двигателей, причем система управления и элементы питания и привода двигательной установки равномерно занимают весь свободный объем свободнонесущего крыла, а полезная нагрузка размещается на поверхности крыла.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области мониторинга состояния окружающей среды

Полезная модель относится к добыче тяжелой нефти или минералов из подземных нефтеносных пластов

Технический результат повышение полетной устойчивости достигается расположением центра тяжести аппарата ниже центра подъемных сил, что создает автоматический стабилизирующий момент во время полета

Технический результат использование обеспечивает дистанционное видеонаблюдение (разведка) помещений без риска для жизни оператора, в том числе, в условиях боевых действий (досмотр на наличие противника, взрывчатых устройств и др

Устройство для отбора проб подпочвенного воздуха из почвы для анализа относится к измерению концентрации различных газов в подпочвенном воздухе и/или воздухе внутри складированных (насыпанных и/или сложенных) значительными массами других сыпучих материалов. Предлагаемая полезная модель может применяться при геологических изысканиях, экологических исследованиях или для мониторинга подземных газопроводов с целью обнаружения и оценки интенсивности утечки газа без вскрытия газопроводов.
Наверх