Транспортерный разгружатель рыбы

 

Полезная модель относится к области рыбоперерабатывающей промышленности, а именно к транспортирующим технологическим агрегатам непрерывного действия, и предназначена для использования на специализируемых рыбопромысловых судах, имеющих оборудование для переработки рыбы, и береговых рыбоперерабатывающих предприятиях. Разгружатель относится к типу односторонних плужковых разгружателей и является составной частью технологического конвейера.

Большую проблему при эксплуатации ленточных конвейеров, по которым транспортируется рыба, представляют завалы из рыбы, которые образуются перед разгрузочным щитом. Наиболее характерной причиной подобных завалов является попадание рыбьих хвостов между нижней кромкой разгрузочного щита и транспортерной лентой.

На основании обобщения опыта эксплуатации подобных разгружателей на рыбоперерабатывающих судах и береговых предприятиях Дальнего Востока была разработана и внедрена в производство данная модель транспортерного разгружателя рыбы, позволяющая практически избежать завалов рыбы при ее боковой разгрузке с транспортерной ленты.

Конструктивно разгружатель состоит из разгрузочного щита, шарнирно закрепленного посредством каркаса к раме ленточного транспортера под определенным углом к продольной оси транспортерной ленты, к нижней части которого закреплены цилиндрические ролики с возможностью вращения и продольного смещения относительно осей крепления. Разгрузочный щит и ролики изготовлены из упрочненного полимерного материала, причем последние установлены под углом десять градусов относительно поверхности щита и развернуты в сторону движения транспортерной ленты. Кроме этого, разгрузочный щит закреплен к каркасу шарнирно с возможностью разворота. Это, в отличие от существующих прототипов, позволяет ему менять угол наклона относительно продольной оси транспортерной ленты, устанавливая оптимальный режим разгрузки.

Основной причиной образования завалов из рыбы перед разгрузочным щитом является проникновение рыбьих хвостов в зазор между щитом и транспортерной лентой. В данном разгружателе хвостовая часть рыбы, попавшая в этот зазор, прижимается с определенным усилием к движущейся транспортерной ленте и вместе с роликом разворачивается по часовой стрелке относительно точки прижатия, а затем, выходя из зацепления с роликом, отбрасывается в приемную воронку, предотвращая автоматически образование завалов.

Использование подобного типа разгружателей позволяет поддерживать производительность технологической линии по переработке рыбы на

должном уровне, снизить себестоимость продукции, упростить обслуживание, сократить долю ручного труда.

Разгружатель может быть использован и в других отраслях промышленности, в частности для боковой разгрузки с транспортерной ленты штучных изделий.

7 с. - описание полезной модели;

1 с. - формула полезной модели;

1 с. - чертеж полезной модели;

2 с. - реферат на полезную модель.

Полезная модель к области рыбоперерабатывающей промышленности, а именно к транспортирующим технологическим агрегатам непрерывного действия и предназначена для использования на специализируемых рыбопромысловых судах, имеющих оборудование для переработки рыбы, и береговых рыбоперерабатывающих предприятиях.

Заявленный транспортерный разгружатель рыбы конструктивно связан с транспортирующими технологическими агрегатами и относится к типу односторонних плужковых разгружателей с поворотным разгрузочным щитом.

Технологический процесс транспортировки рыбы ленточными транспортерами и подача ее к месту разгрузки значительно отличаются от аналогичных процессов для других видов морепродуктов и имеют свои характерные особенности. Они заключаются в том, что по ряду причин рыба достаточно часто за короткий промежуток времени скапливается перед щитом плужкового разгружателя, образуя заторы. В результате этого работникам, обслуживающим технологический участок разгрузки, приходится или вручную при помощи специальных лопаток разгребать скопившуюся рыбу, либо приподнимать щит разгружателя, чтобы ликвидировать затор, останавливая при этом контейнер.

Одной из характерных причин образования подобных заторов является попадание рыбьих хвостов между нижней кромкой разгрузочного щита и транспортерной лентой, скользящей в зоне разгрузки по горизонтальному опорному столу. Хвосты рыб в такой ситуации являются своеобразными «клиньями», тормозящими движение транспортерной ленты, что вызывает быстрое скопление рыбы перед щитом разгружателя. Предусмотреть и предотвратить вышеизложенный процесс образования заторов практически очень сложно, так как их образование зависит от многих причин, как-то: вид транспортируемой рыбы, наличие в ней определенного количества и вида прилова (мелкой рыбы и прочего), некачественная сортировка рыбы по размерам, скорость движения транспортерной ленты, угол наклона щита относительно продольной оси конвейера и так далее.

С учетом вышеизложенных обстоятельств и потребовалась разработка специального транспортерного разгружателя рыбы, что и было реализовано в заявленной полезной модели.

Существующие конструкции транспортерных разгружателей рыбы имеют различные варианты технической реализации, однако основными их элементами являются: разгрузочный щит, шарнирно-закрепленный посредством каркаса к рамке ленточного транспортера под определенным

углом к продольной оси транспортерной ленты, опорный стол и приемная воронка для выгрузки транспортируемой рыбы к месту подачи.

Известен транспортерный разгружатель марки «ТР 500/3» для выгрузки рыбы, используемый на рыбопромысловых судах типа «Атлантик» Калининградской базы тралового флота, содержащий разгрузочный щит, шарнирно закрепленный посредством каркаса к раме ленточного транспортера под определенным углом к продольной оси транспортерной ленты, опорный стол и приемную воронку («Технологическое оборудование для рыбной промышленности», сборник аналитической и реферативной информации, выпуск 1, блок 3, стр.34, рис.1, ВНИЭРХ, Москва, 1992 г.).

Характеризуя указанную марку транспортерного разгружателя рыбы, следует отметить несовершенство его конструкции, большую металлоемкость, отсутствие возможности регулировать угол трения разгружаемой рыбы о фронтальную поверхность разгрузочного щита, необходимость частой замены зачистного полотна, трущегося о транспортерную ленту, значительную долю ручного труда при обслуживании.

Конструктивно разгружатель выполнен таким образом, что каркас, на котором смонтирован разгрузочный щит, изготовлен из неразъемных металлических элементов, что усложняет проведение ремонтных работ или замены деталей. Большая металлоемкость конструктивных элементов, выполненных из нержавеющей стали, имеет значительную массу, поэтому для вертикального разворота разгрузочного щита, в случае необходимости, требуется применение механического привода, что усложняет и удорожает конструкцию разгружателя. Зачистное полотно, выполненное из резины в виде полоски, закрепленной при помощи болтов к нижней кромке разгрузочного щита, в определенной степени препятствует проникновению хвостов рыб в зазор между разгрузочным щитом и движущейся транспортерной лентой. Однако, это не обеспечивает эффективного заслона от образования завалов рыбы в результате ее скопления в зоне разгрузки, так как у разгрузочного щита отсутствует возможность горизонтального разворота, следовательно, и возможность регулирования угла трения разгружаемой рыбы о поверхность щита. Поэтому рабочим, обслуживающим технологический узел разгрузки, приходится довольно часто останавливать конвейер, разворачивать разгрузочный щит вертикально и вручную разгребать завалы рыб.

Наиболее близким по совокупности признаков, технической сущности и достигаемому результату к заявленному техническому решению является транспортерный ленточный разгружатель типа «РЛТ-01.12» для выгрузки рыбы, конструкции Петропавловск-Камчатского ЦПКТБ ОАО «Дальрыба», содержащий разгрузочный щит, выполненный в виде петлеобразной резиновой ленты с набором цилиндрических роликов, шарнирно закрепленный посредством каркаса к раме ленточного транспортера под определенным углом к продольной оси транспортерной ленты, опорный стол и приемную воронку («Транспортерный разгружатель рыбы РЛТ-01.12»,

чертеж общего вида номер РЛТ-01.12.000 ЧОВ, лист 1, ЦПКТБ, ОАО «Дальрыба», г. Петропавловск-Камчатский, 1997 г.).

Однако данный транспортерный разгружатель рыбы имеет ряд существенных недостатков конструктивного и эксплуатационного характера. К ним относятся: сложность конструкции и эксплуатации, недолговечность, невозможность регулировать угол горизонтального разворота разгрузочного щита, большая металлоемкость, быстрый износ петлеобразной резиновой и транспортерной ленты, значительная доля ручного труда при обслуживании.

Разгрузочный щит этого разгружателя, смонтированный на каркасе, конструктивно изготовлен в виде двухветвиевой петлеобразной резиновой ленты, натянутой между двумя металлическими цилиндрическими роликами диаметром 60 мм. Один из роликов (ведущий) снабжен гидроприводом, а с тыльной стороны фронтальной ветви ленты вертикально смонтированы цилиндрические ролики диаметром 35 мм. Рыба, подаваемая транспортером к разгружателю, встречая на своем пути фронтальную ветвь разгрузочного щита, сбрасывается с транспортерной ленты в приемную воронку. В случае образования завала рыбы в зоне разгрузки, оператор, обслуживающий этот участок, включает гидропривод ведущего барабана разгрузочного щита и рыба, увлекаемая движущейся резиновой лентой щита, поступает в приемную воронку. Однако, такой разгружатель не гарантирует в должной мере ликвидацию завалов рыбы в зоне разгрузки, так как его конструкция не позволяет разворачивать щит в горизонтальном направлении, а следовательно, и изменять угол наклона относительно продольной оси транспортерной ленты для подбора оптимального режима разгрузки. Кроме этого, оператор участка разгрузки не всегда может уследить за начальной стадией образования завала, оперативно среагировать и включить гидропривод разгрузочного щита для предотвращения затора. Система гидравлического привода ленты разгрузочного щита и блок цилиндрических роликов требуют тщательного ухода и профилактического обслуживания, что, например, в судовых условиях во время рыбопромысловой путины осуществлять достаточно сложно. Отрицательно сказывается на техническое состояние металлических элементов конструкции неизбежный контакт с морской водой (мойка конвейера и т.д.), что способствует быстрой коррозии металла и выходу из строя ее узлов и деталей (гидропривод, подшипников и т.д.). А то обстоятельство, что конструкция разгружателя имеет достаточно большую массу (35 кг) и нижней кромкой резиновой ленты щита, постоянно контактирующей с движущейся транспортной лентой, способствует износу обеих лент.

В конечном счете, вышеперечисленные недостатки прототипа отрицательно сказываются на производительности технологической линии по переработке рыбы, увеличивают себестоимость продукции, повышают долю ручного труда при обслуживании, значительно сокращают коэффициент использования оборудования.

Задача полезной модели - улучшение конструктивных характеристик, уменьшение металлоемкости, повышение производительности, сокращение

доли ручного труда, увеличение сроков эксплуатации, обеспечение оптимального режима технологического процесса.

Поставленная задача реализуется тем, что в известном транспортерном разгружателе рыбы, содержащем разгрузочный щит, шарирно закрепленный посредством каркаса к раме ленточного транспортера под определенным углом к продольной оси транспортерной ленты, опорный стол и приемную воронку, согласно заявленного технического решения в нижней части разгрузочного щита закреплены цилиндрические ролики с возможностью вращения и продольного смещения относительно осей крепления. При этом оси крепления расположены под углом десять градусов относительно фронтальной поверхности разгрузочного щита и развернуты по направлению движения ленты в сторону приемной воронки, а разгрузочный щит шарнирно закреплен к его каркасу с возможностью горизонтального разворота относительно оси крепления и снабжен стопором, фиксирующим установленный угол разворота. Разгрузочный щит и смонтированные на нем цилиндрические ролики изготовлены из упрочненного полимерного материала.

Отличительный признак - наличие в нижней части разгрузочного щита цилиндрических роликов, закрепленных к нему на осях крепления с возможностью вращения и продольного смещения относительно этих осей. Такое конструктивное решение позволяет рыбе с минимальным трением перемещаться по роликам разгрузочного щита вдоль фронтальной плоскости.

В тех случаях, когда хвостовая часть рыбы (или нескольких рыб) попадает в зазор между роликами и транспортерной лентой, защемление («заклинивание») ее не происходит и завал из рыб перед разгрузочным щитом предотвращается. Прижатая роликом за хвостовую часть к транспортерной ленте с определенным усилием, рыба вместе с роликом разворачивается по часовой стрелке относительно точки прижатия в сторону приемной воронки (при этом, чем больше усилие прижатия, тем больше усилие разворота), затем выходит из зацепления с цилиндрическим роликом и отбрасывается в приемную воронку, а цилиндрический ролик (ролики) вдоль оси крепления опускается на транспортерную ленту. Установка цилиндрических роликов под углом 10 градусов относительно фронтальной поверхности разгрузочного щита с разворотом их в направлении движения транспортерной ленты повышает эффективность предотвращения завалов.

Разгрузочный щит шарнирно закреплен к его каркасу с возможностью горизонтального разворота относительно оси крепления и снабжен стопором, фиксирующим угол разворота, что позволяет в необходимом диапазоне регулировать угол наклона («отбойный угол») разгрузочного щита относительно продольной оси транспортерной ленты.

Использование для изготовления разгрузочного щита и цилиндрических роликов упрочненного полимерного материала позволяет значительно уменьшить массу разгружателя, снизить его себестоимость, увеличить срок эксплуатации, упростить обслуживание.

Заявленный транспортерный разгружатель рыбы реализован в конкретном варианте, изображенном на чертеже.

На фиг.1 изображен транспортерный разгружатель, общий вид (сбоку).

На фиг.2 - тот же разгружатель, вид сверху (план).

На фиг.3 - тот же разгружатель, поперечных разрез А-А.

На фиг.4 - тот же разгружатель, сечение Б-Б (повернуто), конструкция цилиндрического ролика (увеличено).

Транспортерный разгружатель рыбы (далее разгружатель) содержит разгрузочный щит 1, изготовленный из упрочненного полимерного материала, например из блочного листового полипропилена (толщиной 20 мм), смонтированный на разъемном каркасе, шарнирно-закрепленном к раме ленточного транспортера 2. Каркас разгрузочного щита состоит из продольных тяг 3 и 4, которые с одной стороны посредством оси 5 шарнирно соединены с вертикальными стойками 6 ленточного транспортера, а с противоположной с шарнирными вилками 7 и 8, смонтированными по торцам разгрузочного щита 1. При этом, вилка 7, имеющая сквозной продольный вырез 9, шарнирно соединена с продольной тягой 3, имеющей аналогичный вырез 10 посредством винтового стопора 11. Вилка 8 шарнирно соединена с тягой 4 посредством оси 12. Жесткость тяг 3 и 4, а также всей конструкции каркаса, обеспечивается в поперечном направлении угловой стяжкой 13, которая одним концом соединена с тягой 3, а другим - с поперечной балкой 14 каркаса.

К нижней части разгрузочного щита 1 на осях 15 закреплены цилиндрические ролики 16 с возможностью вращения и продольного смещения относительно осей крепления, при этом оси 15 установлены под углом в десять градусов относительно фронтальной поверхности разгрузочного щита 1 и развернуты в направлении движения транспортерной ленты 17 (см. фиг.4). Цилиндрические ролики 16 изготовлены из блочного упрочненного полипропилена и имеют диаметр 30 мм. Величина угла и направление наклона роликов 16 являются оптимальными и определены в процессе эксплуатации разгружателя в реальных производственных условиях.

Внутри роликов 16 установлены резиновые кольца 18, ограничивающие величину вертикального смещения роликов относительно поверхности транспортерной ленты 17 (не более 3 мм) и способствующие возврату роликов в исходное нижнее положение. Для предотвращения выворачивания осей 15 из тела разгрузочного щита 1, их крепежная резьба изготовлена в левостороннем исполнении. То обстоятельство, что ролики 16 изготовлены из пропилены, позволяет отказаться от использования традиционной смазки (солидол, тавот и т.д.) для трущихся деталей (ось-ролик), так как роль смазки в данной конструкции выполняет вода, проникающая в полости роликов. При трении металлических деталей с полипропиленом при относительно небольших нагрузках и скоростях вращения, вода в достаточной степени уменьшает коэффициент трения этих деталей.

Под рабочей ветвью транспортерной ленты 17 в зоне разгрузки между прямыми роликоопорами 19 смонтирован горизонтальный опорный стол 20, изготовленный из листовой нержавеющей стали, на который посредством роликов 16 опирается разгрузочный щит 1, а с боковой стороны над приемной воронкой 21 расположен наклонный лоток 22.

Транспортерный разгружатель рыбы работает следующим образом.

Рыба, предназначенная для транспортировки по технологическому конвейеру к месту разгрузки для последующей ее переработки, поступает из загрузочной воронки расходного бункера на движущуюся транспортерную ленту 17. Дойдя до разгрузочного щита 1, установленного под определенным углом () к продольной оси транспортерной ленты, рыба, соприкасаясь с цилиндрическими роликами 16, свободно перемещается по ним вдоль фронтальной поверхности щита 1 в направлении приемной воронки 22 и сбрасывается в нее. Для производительной работы разгружателя вышеупомянутый угол должен быть в пределах от сорока до пятидесяти градусов и зависит от ряда факторов, основными из которых являются вид транспортируемой рыбы, ее средние размеры и скорость движения транспортерной ленты. Для установки угла наклона отвинчивается стопор 11 и разгрузочный щит 1 разворачивается относительно оси 12 на заданный угол, после чего угол разворота фиксируется стопором 11.

В случае возникновения ситуации, при которой начинается процесс быстрого скопления рыбы перед разгрузочным щитом с последующим образованием завала, происходит автоматическая разблокировка начальной стадии этого процесса, которая осуществляется следующим образом.

Основной причиной подобных завалов рыбы является попадание рыбьих хвостов в зазор между нижней кромкой разгрузочного щита (в заявленном разгружателе - это нижняя часть цилиндрических роликов) и транспортерной ленты, в результате чего происходит защемление рыбы («заклинивание») или группы рыб. Прижатая цилиндрическим роликом 16 за хвостовую часть к движущейся транспортерной ленте 17 с достаточно большим усилием, рыба вместе с роликом разворачивается по часовой стрелке (см. фиг.2) относительно точки прижатия в сторону приемной воронки 21 (при этом, чем больше усилие прижатие, тем больше усилие разворота), а затем выходит из зацепления с цилиндрическим роликом и отбрасывается в приемную воронку 22. Аналогичный процесс происходит как с одной рыбой, так и одновременно с группой рыб. Максимальная величина (зазор), на которую ролики 16 смещаются вдоль осей 15 вверх (при «заклинивании» рыбы), составляет 3 мм.

То обстоятельство, что ролики 16 конструктивно закреплены на осях 15 под углом в десять градусов относительно фронтальной поверхности разгрузочного щита 1 с разворотом в сторону движения транспортерной ленты 17, позволяет удерживать при «заклинивании» хвостовую часть рыбы не всей площадью нижней плоскости ролика («пяткой»), а только его угловой частью (в точке прижатия), что позволяет защемленной рыбе свободно разворачиваться по часовой стрелке по ходу транспортерной ленты

и выходить из зацепления с роликом. Практически осуществляется автоматическая разблокировка разгрузочного щита 1 (без участия оператора), что исключает простой технологического оборудования, повышая производительность, и сводит до минимума применение ручных операций.

В тех случаях, когда разгрузка рыбы производится на нескольких участках технологического конвейера, разгрузочный щит 1 вместе с каркасом разворачивается на необходимый угол относительно осей крепления 5 и стопорится (см. фиг.1, изображено пунктиром), что позволяет потоку рыбы свободно двигаться по транспортерной ленте к следующему участку разгрузки и так далее. Аналогичная операция осуществляется при проведении профилактических и ремонтных работ.

1. Транспортерный разгружатель рыбы, содержащий разгрузочный щит, шарнирно закрепленный посредством каркаса к раме ленточного транспортера под определенным углом к продольной оси транспортерной ленты, опорный стол и приемную воронку, отличающийся тем, что к нижней части разгрузочного щита закреплены цилиндрические ролики с возможностью вращения и продольного смещения относительное осей крепления.

2. Разгружатель по п.1, отличающийся тем, что оси крепления цилиндрических роликов установлены под углом в десять градусов относительно фронтальной поверхности разгрузочного щита и развернуты по направлению движения транспортерной ленты.

3. Разгружатель по п.1, отличающийся тем, что разгрузочный щит шарнирно закреплен к его каркасу с возможностью разворота относительно оси крепления и снабжен стопором, фиксирующим угол разворота.

4. Разгружатель по п.1, отличающийся тем, что разгрузочный щит и его цилиндрические ролики изготовлены из упрочненного полимерного материала.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к управляющим системам общего назначения, а именно, к системам управления тяговыми ресурсами, и может быть использована для управления тяговыми ресурсами на железнодорожном транспорте при организации грузовых, пассажирских, пригородных перевозок и эксплуатации специализированного самоходного подвижного состава
Наверх