Гусеничный тягач двухзвенный для буксировки дорожно-строительного комплекса "полярный слон"
Полезная модель относится к многозвенным гусеничным машинам, а конкретно к гусеничным тягачам двухзвенным для буксировки дорожно-строительного комплекса «Полярный слон». Отличительной особенностью является введение в известную схему двигателя ЯМЗ-847.10, согласующего редуктора (привод вентилятора системы охлаждения двигателя и отбора мощности), автоматической гидромеханической передачи «Allisson» или «ZF», ходоуменьшителя (двухступеньчатой раздаточной коробки), раздаточной коробки передач с блокируемым дифференциалом (одно или двухступеньчатой), передним и задним бортовым и коническим редукторами. Предложенная полезная модель обеспечит реализацию крутящего момента двигателя на гусеничном движителе при буксировке дорожно-строительного комплекса «Полярный слон» во все времена года по труднодоступной местности в условиях бездорожья и слаборазвитой дорожной сети (болота, заболоченная местность, снежная целина, грунтовые дороги в период распутицы и т.п.); высокую проходимость по пересеченной местности (подъемы, рвы); возможность эксплуатации при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до +40°С; преодоление водных преград без специальной подготовки.
Полезная модель относится к многозвенным гусеничным машинам, а конкретно к гусеничным тягачам двухзвенным для буксировки дорожно-строительного комплекса «Полярный слон».
Известен двухзвенный гусеничный транспортер плавающий модернизированных ДТ-30ПМ. (см. Двухзвенные транспортеры ДТ-30, ДТ-30П. Техническое описание. 110.00.000 TO-1. M.: Воениздат, 1983 г. с.38).
Он состоит из силовой установки, трансмиссии (гидромеханической трансмиссии с блокируемым дифференциалом, карданной передачи, двух конических редукторов с блокируемыми дифференциалами, четырех бортовых редукторов и четырех ленточных тормозов с приводами управления), ходовой части, корпусов звеньев, поворотно-сцепного устройства, рулевого управления, электрооборудования, средств связи и т.д.
Данное устройство наиболее близко к предлагаемой полезной модели и принято за прототип.
Гусеничные тягачи двухзвенные показали хорошие результаты при круглогодичном обеспечении грузовых и пассажирских перевозок в условиях бездорожных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В большинстве случаев северные районы РФ характеризуются бездорожьем, экстремальными природно-климатическими условиями. В освоении Севера транспорт является одним из основных факторов развития и размещения производительных сил. Наилучшим видом транспорта для этих
условий являются серийно выпускаемые отечественные большегрузные гусеничные тягачи двухзвенные грузоподъемностью 10, 20 и 30 тонн.
Однако известное устройство имеет низкие показатели по надежности и ресурсу, особенно при буксировке дорожно-строительного комплекса «Полярный Слон» на низких передачах (от 0.5 до 2.5 км/ч).
Задачей полезной модели является повышение показателей по надежности и ресурсу гусеничных тягачей двухзвенных.
Техническое решение задачи полезной модели направлено:
на обеспечение работы гусеничных тягачей двухзвенных в жестких условиях эксплуатации, в том числе при буксировке дорожно-строительного комплекса «Полярный Слон» на низких скоростях, например от 0,5 до 2,5 км/ч, во все времена года по труднодоступной местности в условиях бездорожья и слаборазвитой дорожной сети (болота, заболоченная местность, снежная целина, грунтовые дороги в период распутицы и т.п.);
возможность эксплуатации при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до +40°С;
преодоление водных преград без специальной подготовки.
При этом полезная модель гусеничный тягач двухзвенный для буксировки дорожно-строительного комплекса «Полярный слон» состоит из корпусов первого и второго звеньев, поворотно-сцепного устройства, силовой установки, трансмиссии, ходовой части, рулевого управления, электрооборудования, средств связи отличающаяся тем, что в трансмиссии первого звена дополнительно установлены согласующий редуктор с приводом вентилятора системы охлаждения двигателя и отбора мощности, автоматическая гидромеханическая передача типа «Allisson» или «ZF», раздаточная коробка передач с блокируемым дифференциалом, два ходоуменьшителя.
Причем, двигатель ЯМЗ-847.10 имеет механическую связь с передним и задним коническими редукторами через согласующий редуктор, автоматическую гидромеханическую передачу типа «Allisson» или «ZF»,
раздаточную коробка передач с блокируемым дифференциалом и ходоуменьшители.
Раздаточная коробка передач с блокируемым дифференциалом может быть одно или двухступенчатой.
В корпусе второго звена смонтирован автономный комплекс для эксплуатации дорожно-строительного комплекса «Полярный Слон». В кормовой части корпуса второго звена, установлено тягово-сцепное устройство для буксировки дорожно-строительного комплекса «Полярный слон».
Полезная модель поясняется фиг.1.
На фиг.1. Представлена схема гусеничного тягача двухзвенного для буксировки дорожно-строительного комплекса «Полярный слон».
Где:
1. - корпус первого звена;
2. - корпус второго звена;
3. - дорожно-строительный комплекс «Полярный слон»;
4. - двигатель;
5. - согласующий редуктор с приводом вентилятора системы охлаждения двигателя и отбора мощности;
6. - автоматическая гидромеханическая передача типа «Allisson» или «ZF»;
7. - раздаточная коробка передач с блокируемым дифференциалом,
8. - ходоуменьшитель,
9. - передний конический редуктор;
10. - задний конический редуктор;
11. - бортовой редуктор;
Корпус первого звена 1 служит базой для установки механизмов и агрегатов гусеничного тягача двухзвенного и размещения перевозимого груза. На нем смонтированы моторно-трансмиссионное отделение, кабина и кузов с тентом.
В корпусе второго звена 2 смонтирован автономный комплекс для эксплуатации дорожно-строительного комплекса «Полярный Слон». В кормовой части корпуса второго звена 2, установлено тягово-сцепное устройство для буксировки дорожно-строительного комплекса «Полярный слон».
Дорожно-строительный комплекс «Полярный слон» 3 может присоединяться к кормовой части корпуса второго звена 2 с помощью тягово-сцепного устройства.
Двигатель 4, например, высоко ресурсный экономичный ЯМЗ-847.10 мощностью 800 л.с.
Согласующий редуктор 5 с приводом вентилятора системы охлаждения двигателя и отбора мощности. Предназначен для согласования работы двигателя с автоматической гидромеханической передачей типа «Allisson» или «ZF». Согласующий редуктор 5 соединен с коленчатым валом двигателя 4 и через карданную передачу с автоматической гидромеханической передачей типа «Allisson» или «ZF». Согласующий редуктор 5 предусматривает привод вентилятора системы охлаждения двигателя и отбор мощности для потребителей.
Автоматическая гидромеханическая передача 6 типа «Allisson» или «ZF» предназначена для применения на тяжелых магистральных транспортных средствах, на внедорожной технике и на стационарных установках с мощностью двигателя от 500 до 2250 л.с. Они обеспечивают безопасность, надежность, комфортность и удобство движения, в основном за счет более плавного переключения передач и повышения общего ресурса передачи. Встроенный гидрозамедлитель помогает торможению машины и продлевает жизнь рабочей тормозной системы, особенно в городах и на горных дорогах.
Раздаточная коробка передач 7 с блокируемым дифференциалом, предназначена для передачи крутящего момента и перераспределения его между коническими редукторами в зависимости от дорожных условий.
Соединена карданным валом с автоматической гидромеханической передачей типа «Allisson» или «ZF» и через карданные передачи с ходоуменьшителями. Раздаточная коробка передач с блокируемым дифференциалом может устанавливаться одно или двухступенчатой.
Ходоуменьшитель 8 (установлены 2 ходоуменьшителя на передний и задний конические редукторы) представляет двух ступенчатую раздаточную коробку и предназначен для увеличения крутящего момента предаваемого от раздаточной коробки передач на конические редукторы через карданные передачи.
Передний конический редуктор 9 и задний конический редуктор 10 предназначены для увеличения крутящего момента и дифференциальной раздачи его на бортовые редукторы 11.
Бортовые редукторы 11 предназначены для увеличения крутящего момента, подводимого к ведущим колесам первого звена 1 и второго звена 2.
Проведенные расчеты показывают, что заданная скорость движения гусеничного тягача двухзвенного для буксировки дорожно-строительного комплекса «Полярный слон» достигается на каждой передаче при частоте вращения коленчатого вала двигателя (nдв=1500-1600 мин-1 ), что обеспечивает наиболее выгодный топливно-экономический режим при максимальном моменте, а максимальная транспортная скорость без дорожно-строительного комплекса составит 45 км/ч.
Проведенные исследования показывают, что для обеспечения максимальных сцепных качеств гусениц с поверхностью грунта (снежной целины) целесообразна дозагрузка двухзвенного транспортера-тягача до его полной массы (58-60 тонн).
Работа гусеничного тягача двухзвенного для буксировки дорожно-строительного комплекса «Полярный слон».
При необходимости транспортирования дорожно-строительного комплекса «Полярный слон» его подсоединяют к кормовой части корпуса
второго звена 2 с помощью тягово-сцепного устройства. Запускают двигатель.
Крутящий момент от двигателя 4 передают переднему 9 и заднему 10 коническим редукторам через согласующий редуктор 5, автоматическую гидромеханическую передачу типа «Allisson» или «ZF» 6, раздаточную коробку передач с блокируемым дифференциалом 7 и ходоуменьшители 8.
Для выполнения необходимых операций дорожно-строительный комплекс «Полярный слон» отсоединяют от гусеничного тягача двухзвенного.
Предложенная полезная модель обеспечивает:
повышение показателей по надежности и ресурсу гусеничного тягача двухзвенного;
использование работы гусеничных тягачей двухзвенных в жестких условиях эксплуатации, в том числе при буксировке дорожно-строительного комплекса «Полярный Слон» на низких скоростях, например от 0.5 до 2.5 км/ч;
реализацию крутящего момента двигателя на гусеничном движителе при буксировке дорожно-строительного комплекса «Полярный слон» во все времена года по труднодоступной местности в условиях бездорожья и слаборазвитой дорожной сети (болота, заболоченная местность, снежная целина, грунтовые дороги в период распутицы и т.п.);
возможность эксплуатации гусеничных тягачей двухзвенных при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до +40°С.
1. Гусеничный тягач двухзвенный для буксировки дорожно-строительного комплекса "Полярный слон" состоит из корпусов первого и второго звеньев, поворотно-сцепного устройства, силовой установки, трансмиссии, ходовой части, рулевого управления, электрооборудования, средств связи отличающийся тем, что в трансмиссии первого звена дополнительно установлены согласующий редуктор с приводом вентилятора системы охлаждения двигателя и отбора мощности, автоматическая гидромеханическая передача типа "Allisson" или "ZF", раздаточная коробка передач с блокируемым дифференциалом, два ходоуменьшителя.
2. Гусеничный тягач двухзвенный по п.1 отличающийся тем, что двигатель ЯМЗ-847.10 имеет механическую связь с передним и задним коническими редукторами через согласующий редуктор, автоматическую гидромеханическую передачу типа "Allisson", раздаточную коробку передач с блокируемым дифференциалом и ходоуменьшители.
3. Гусеничный тягач двухзвенный по п.1 отличающийся тем, что устанавливают автоматическую гидромеханическую передачу типа "ZF".
4. Гусеничный тягач двухзвенный по п.1 отличающийся тем, что раздаточная коробка передач с блокируемым дифференциалом может быть одно или двухступенчатой.
5. Гусеничный тягач двухзвенный по п.1 отличающийся тем, что в корпусе второго звена смонтировано оборудование для эксплуатации дорожно-строительного комплекса "Полярный слон", а в кормовой части корпуса второго звена, установлено тягово-сцепное устройство для буксировки дорожно-строительного комплекса "Полярный слон".