Электродвигатель тяговый для рудничных электровозов повышенной мощности

 

Полезная модель относится к электромашиностроению. Тяговый электродвигатель ДК 832 предназначен для рудничного электровоза повышенной грузоподъемности 20 тонн. Электродвигатель содержит неподвижный индуктор и вращающийся якорь. Фланец крепления электродвигателя к редуктору, приварен к корпусу со стороны противоположной коллектору, в качестве межвитковой изоляции катушек применяется изоляция типа «номекс», пружины щеткодержателя выполнены рулонными, а щетки - разрезными, состоящими из двух частей, имеющих общие накладки - амортизирующую резиновую и жесткую из профильного стеклопластика, узел маслозащиты включает крышку, в которой установлены манжетные армированные уплотнения, закрывающие шариковый подшипник, к крышке прикреплен защитный диск, а к запорной втулке прикреплен кожух, при этом рабочее колесо соединено со стальной втулкой, путем заливки рабочего колеса из алюминиевого сплава на стальную втулку, причем нечетное количество лопаток на рабочем колесе расположено с переменным шагом. Технический результат - повышение мощности двигателя и его надежности, упрощение обслуживания и снижение шумности.

Полезная модель относится к электромашиностроению. Тяговый электродвигатель ДК 832 предназначен для рудничного электровоза повышенной грузоподъемности 20 тонн.

Известен электродвигатель тяговый содержащий неподвижный индуктор, включающий корпус, имеющий круглую форму, на внутренней поверхности корпуса установлено четыре главных и четыре добавочных полюса, при этом катушки полюсов выполнены из медных шин, и вращающийся якорь, включающий вал, на котором расположены сердечник с обмоткой, коллектор, вентилятор, с литым рабочим колесом из алюминиевого сплава со стальной втулкой, шариковый и роликовый подшипники, с торцов корпус закрыт подшипниковыми щитами, в которых размещаются подшипники с узлами маслозащиты, на переднем подшипниковом щите установлено четыре щеткодержателя с пружинами, поджимающими щетку к коллектору, в корпусе выполнено четыре коллекторных люка, закрытых крышками с уплотнениями.

А.П.Пролыгин, А.А.Рабинович. Электрооборудование подвижного состава городского электрофицированного транспорта. Москва, «Энергия», 1973, стр.54, рис.2-15

Недостатками известного двигателя являются сложность технического обслуживания щеточного аппарата и коллектора расположенного со стороны выходного конца вала, а также низкая надежность подшипникового узла и недостаточная мощность двигателя в целом, и повышенная шумность.

Техническими задачами заявленной полезной модели являются повышение мощности двигателя и надежности, особенно его заднего

подшипника, упрощение обслуживания щеточного аппарата и коллектора, снижение шумности.

Поставленные задачи решаются и технический результат достигается в полезной модели за счет того, что электродвигатель тяговый для рудничных электровозов содержит неподвижный индуктор, включающий корпус, имеющий круглую форму, на внутренней поверхности корпуса установлено четыре главных и четыре добавочных полюса, при этом катушки полюсов выполнены из медных шин, и вращающийся якорь, включающий вал, на котором расположены сердечник с обмоткой, коллектор, вентилятор, с литым рабочим колесом из алюминиевого сплава со стальной втулкой, шариковый и роликовый подшипники, с торцов корпус закрыт подшипниковыми щитами, в которых размещены подшипники с узлами маслозащиты, на переднем подшипниковом щите установлено четыре щеткодержателя с пружинами, поджимающими щетку к коллектору, в корпусе выполнено четыре коллекторных люка, закрытых крышками с уплотнениями, при этом новым является то, что, он снабжен фланцем крепления электродвигателя к редуктору, приваренным, со стороны противоположной коллектору, к корпусу и на последнем установлена коробка выводов с отверстиями для подведения к электродвигателю внешних проводов, в качестве межвитковой изоляции катушек применяется изоляция типа «номекс», пружины выполнены рулонными, обеспечивающими постоянное давление на щетку независимо от ее высоты, а щетки - разрезными, состоящими из двух частей, имеющих общие накладки - амортизирующую резиновую и жесткую из профильного стеклопластика, узел маслозащиты включает крышку, в которой установлены манжетные армированные уплотнения, закрывающие шариковый подшипник, к крышке прикреплен защитный диск, а к запорной втулке прикреплен кожух, при этом рабочее колесо соединено со стальной втулкой, путем заливки рабочего колеса из алюминиевого сплава на стальную втулку, причем нечетное количество лопаток на рабочем колесе расположено с переменным шагом.

На чертеже показан общий вид электродвигателя тягового типа ДК 832 для рудничного электровоза повышенной мощности.

Электродвигатель тяговый типа ДК-832 для рудничных электровозов повышенной мощности состоит из двух основных частей: неподвижной - индуктора, основной частью которого, является корпус 1, имеющий круглую форму, и вращающейся - якоря 2. На внутренней поверхности корпуса 1 установлено четыре главных 3 и четыре добавочных 4 полюса. Сердечники главных полюсов - шихтованные, т.е. набраны из отдельных штампованных пластин и стянуты заклепками. Сердечники добавочных полюсов - поковки. Катушки полюсов выполнены из медных шин. В качестве межвитковой изоляции катушек применяется изоляция типа «номекс». Внешняя изоляция катушек - монолит, при которой катушки приклеиваются к сердечникам полюсов эпоксидной смолой или компаундами и представляют с ними единый блок. С торцов корпус 1 закрыт подшипниковыми щитами - передним 5 и задним 6, в которых размещаются подшипники роликовый 7 и шариковый 8. Камеры подшипников 7, 8 с обеих сторон закрыты крышками 9, 10. Узел маслозащиты заднего шарикового подшипника 8 включает крышку 10, в которой установлены манжетные армированные уплотнения 11, закрывающие шариковый подшипник 8, к крышке 10 прикреплен защитный диск 12, а к запорной втулке 13 прикреплен подвижный кожух 14. Усиленная маслозащита камеры заднего подшипника 8 исключает вытекание смазки из камеры в редуктор и, наоборот - из редуктора в камеру тем самым, повышая надежность подшипникового узла.

На переднем 5 подшипниковом щите установлено четыре щеткодержателя 15 с рулонными пружинами, обеспечивающими постоянное давление на щетку независимо от ее высоты (по мере износа), что способствует устойчивой коммутации электродвигателя и обеспечивает равномерный износ щеток. Для улучшения коммутации электродвигателя применены разрезные щетки, которые состоят из двух частей, имеющих

общие накладки (амортизирующую резиновую и жесткую из профильного стеклопластика) и общий наконечник медных проводов.

Соединение электродвигателя с редуктором осуществляется с помощью фланца 16, приваренного к корпусу 1 электродвигателя со стороны противоположной коллектору, что также облегчает доступ к щеткодержателям и коллектору.

Якорь 2 электродвигателя - это его вращающаяся часть, т.е. группа узлов и деталей, расположенных на валу 17. Вал 17 имеет один свободный конический конец для соединения с редуктором и выполняется с несколькими ступенями различных диаметров, что обеспечивает независимую посадку на него деталей якоря 2. Определенное положение деталей на валу достигается применением шпонок.

Для якоря 2 применена изоляция класса нагревостойкости «Н». Обмотка 18 якоря - волновая. В пазовой части обмотка 18 крепится клиньями из профильного стеклопластика, а лобовые части закрепляются стеклобандажами. С коллектором концы якорных секций соединяются путем сварки в нейтральной среде.

Коллектор 19 имеет стальное сборное основание, состоящее из втулки и нажимного конуса. Стянуты эти детали кольцевой гайкой. Коллекторные пластины изготовляются из профильной бронзы.

На корпусе 1 электродвигателя установлена коробка выводов 20, имеющая четыре отверстия для подведения к электродвигателю внешних проводов. Выводные провода 21 катушек через резиновые втулки 22 выводятся в коробку выводов 20. Для обслуживания щеточного аппарата и коллектора 19 в корпусе 1 электродвигателя имеются четыре коллекторных люка 23, имеющих крышки 24 с уплотнениями.

Электродвигатель выполняется с самовентиляцией. На его валу 17 со стороны, противоположной коллектору 19, располагается вентилятор 25, который отливается из алюминиевого сплава на стальную втулку, обеспечивающую надежную посадку вентилятора 25 на валу 17 двигателя.

Вентилирующий воздух входит в электродвигатель через закрытые сетками отверстия в двух верхних крышках коллекторных люков. Выходит воздух через два отверстия в верхней части корпуса 1, расположенных против лопаток вентилятора 25 и также закрытых сетками. Нечетное количество лопаток расположенных на рабочем колесе с переменным шагом привело к снижению шумности вентилятора 25 и двигателя в целом.

Электродвигатель тяговый для рудничных электровозов, содержащий неподвижный индуктор, включающий корпус, имеющий круглую форму, на внутренней поверхности корпуса установлено четыре главных и четыре добавочных полюса, при этом катушки полюсов выполнены из медных шин, и вращающийся якорь, включающий вал, на котором расположены сердечник с обмоткой, коллектор, вентилятор, с литым рабочим колесом из алюминиевого сплава со стальной втулкой, шариковый и роликовый подшипники, с торцов корпус закрыт подшипниковыми щитами, в которых размещены подшипники с узлами маслозащиты, на переднем подшипниковом щите установлено четыре щеткодержателя с пружинами, поджимающими щетку к коллектору, в корпусе выполнено четыре коллекторных люка, закрытых крышками с уплотнениями, отличающийся тем, что он снабжен фланцем крепления электродвигателя к редуктору, приваренным, со стороны противоположной коллектору, к корпусу и на последнем установлена коробка выводов с отверстиями для подведения к электродвигателю внешних проводов, в качестве межвитковой изоляции катушек применяется изоляция типа «номекс», пружины выполнены рулонными, обеспечивающими постоянное давление на щетку независимо от ее высоты, а щетки - разрезными, состоящими из двух частей, имеющих общие накладки - амортизирующую резиновую и жесткую из профильного стеклопластика, узел маслозащиты включает крышку, в которой установлены манжетные армированные уплотнения, закрывающие шариковый подшипник, к крышке прикреплен защитный диск, а к запорной втулке прикреплен кожух, при этом рабочее колесо соединено со стальной втулкой, путем заливки рабочего колеса из алюминиевого сплава на стальную втулку, причем нечетное количество лопаток на рабочем колесе расположено с переменным шагом.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к высокочастотной связи по проводам линий электропередачи, используемой в области энергетики

Полезная модель относится к электротехнической промышленности, а именно к производству однофазных тяговых трансформаторов и может быть использовано в системах тягового электроснабжения электрифицированного транспорта
Наверх